«Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кияшкина Алла Геннадьевна

Цель ПС: Научить учащихся отличать парные звонкие и глухие согласные при написании в конце слов и подбирать проверочные слова

Категория ребёнка с ОВЗ: ЗПР (задержка психического развития)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_kursam.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формат для оформления педагогической ситуации

Разработали (авторы): Кияшкина АГ -Майкопский р-н, п.Тульский-МБОУ СОШ №1

Учебный предмет: русский язык

Класс: 2

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: «Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Цель урока: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов

Задание: 1) вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные; 2) записать слова имеющие на конце звонкую или глухую согласную  и доказать правильность написания  подобрав проверочные слова;

Цель ПС: Научить учащихся отличать парные звонкие и глухие согласные при написании в конце слов и подбирать проверочные слова

Категория ребёнка с ОВЗ: ЗПР (задержка психического развития)

Планируемые результаты ПС: умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце слова с помощью подбора проверочного слова.

Познавательные УУД: учащиеся научатся понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить; использовать новые знания при выполнении заданий.

Регулятивные УУД: учащиеся научатся  формулировать учебную задачу урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; контролировать и  оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу.

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся достаточно полно и четко  выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   учиться договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности.

Планируемая деятельность педагога

Предполагаемые действия учащихся

1. Орг. момент

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. 

– Спасибо, будем надеяться. Что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Дети лицом к гостям.
– Мы рады приветствовать вас в классе.
– Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло.
– Пусть будет уютно и очень легко
– Поручено нам вас сегодня встречать
– Но начнем же урок, не будем зря время терять.

2. Сообщение темы урока

Послушайте одну удивительную историю.

Однажды не поладили буквы – гласные и согласные – и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить и не смогли. Заскучали согласные и вдруг... Показалось им, что кто-то рыдает... Прислушались.
– А-а-а! О-о-о! – плакали гласные.
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но получилось лишь невнятное бормотание): "П-р-н".
И услышали радостное (но тоже непонятное): "А-ы-е".
И решили тогда буквы: надо заключить мир и жить в словах вместе.

Учитель выводит слайд 1

 

– Соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, вы можете назвать тему урока.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось? 
– Сегодня на уроке нашим помощником будет вот эта волшебная книга. Откроем ее первую страничку. 
Слайд (тема урока)
Слайд (цели урока)
Слайд 4.

– Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

3. Чистописание

– Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной полянке. И лишь один цветок не смог раскрыть свои лепестки, потому что его заколдовала злая волшебница. Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные.

Напишите красиво, чисто, аккуратно пары согласных букв.


Слайд 5.

– Молодцы! Вот и распустился наш цветок.

Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости/звонкости.

Проверьте, правильно ли вы записали пары согласных. Почему мы обращаем внимание на правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов?

– Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.
– Например: флаг – на конце слова слышится звук [к].
– Изменяем слово – флаги. Перед гласной и ясно слышится звук [г], поэтому в слове флаг писать нужно букву г.

– Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

– А сейчас мы с вами побываем в сказке. 
Учитель включает грамзапись сказки К. Чуковского "Доктор Айболит". Звучит небольшой отрывок.

– Надо изменить слово так, чтобы после интересующей нас согласной стояла гласная.

– Что это за сказка? Кто ее написал? 
Доктор Айболит очень любил животных. Лечил их

«Доктор Айболит»
К И.Чуковский

– Давайте представим, что заболел сам доктор Айболит. Что будет?

Выслушиваются ответы ребят.

– Все зверята со всех концов света поспешили на помощь доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый, потому что не оставили его зверята в беде. Назовите тех, кто пришел на помощь доктору. (На рисунке, который показывает учитель, изображены звери: медвежонок, слоненок, жираф, заяц, ежик, кит, лев, уж и крокодил. Они принесли Айболиту гостинцы: медведь – бочонок меда, слоненок – конфету и плитку шоколада, заяц – морковку, ежик – яблоко, кит – ящик лимонада, жираф – аптечку.)

– Медведь, лев, крокодил, заяц, слон, еж, жираф, кит, уж.

4. Закрепление пройденного материала

– Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочные слова.
(запишем в столбик на доске и в тетради)
медведь – медведи
лев – львы
еж – ежи
жираф – жирафы
кит – киты
уж – ужи

выполняют работу на индивидуальных досках.

подчеркните парные согласные на конце слов. Теперь надо показать правильность написания
Как?
Подберите и запишите проверочные слова

Подобрать проверочные слова

Почему вы думаете что эти слова
Проверочные?
Сравните слова 1и2 столбиков.
Что мы изменили чтобы подобрать проверочные слова?
Чтобы грамотно писать слова с парными согласными на конце слов, нужно правильно подбирать
проверочные слова.
Наиболее распространенным способом проверки является замена ед. ч
формой мн.ч. стриж - стрижи

Пишут 2 столбик самостоятельно

правило


слова 1 столбика стоят
в ед.ч,сл. 2 ст. во мн.ч

– Итак, какие слова требуют проверки?

– Слова с парными согласными в конце слова.

– Какие слова являются проверочными?

– Слова, в которых согласный звук стоит перед гласным.

– Посмотрите еще раз на рисунок. Чем лечат звери доктора? Что они ему принесли?

– Бочку меда.
– Ящик лимонада.
– Плитку шоколада.

– Как вы думаете, подчеркнутые слова имеют отношение к теме нашего урока?

– Да. Если мы поставим их в единственное число, на конце слов будут парные согласные.

5. Закрепление пройденного материала (продолжение)

– Предлагаю вам задание, которое называется "Помогите разобраться". Много зверят пришли лечить любимого доктора, а вот верблюжонок не смог прийти. И вы знаете почему? Он получил телеграмму от слоненка, как нужно пройти на полянку к доктору, но ничего не понял. Давайте поможем ему разобраться. Текст телеграммы у вас на парте. Прочитайте его.

У каждого ученика отпечатанный текст телеграммы.

– Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение у верблюда?
– Почему?

– Лук, прут, плод, кос.

– Запишите текст телеграммы в тетрадь правильно.
– Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Чтобы тебя поняли, нужно грамотно писать слова, правильно подбирать проверочные слова.
Учитель выводит текст на экран.

Дети записывают текст.

7. Итог урока

– Чему вы учились сегодня на уроке? 

– Правильно писать слова с парными согласными на конце слова.

– Что для этого надо знать?

– Парную согласную надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

– Зная все это, вы легко справитесь с последним заданием. Каждому ряду я раздаю перфокарты со словами, в которых пропущены парные звонкие и глухие согласные на конце. Вы должны вставить букву в окошко и передать перфокарту соседу. Выигрывает ряд, справившийся с заданием быстрее.
– Подводится итог игры.
– У вас на партах есть кружочки:
Красный обозначает – я уверен в своих знаниях.
Зелёный – я сомневаюсь, надо еще поработать.
– У меня тоже есть кружочки. Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка).
Я рада за вас

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Конспект урока по русскому языку в инклюзивном классе ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых.

ТЕМА: Способы проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова. Особенности проверочных и проверяемых....

Урок Русского языка по теме-Проверка парных звонких и глухих согласных в конце и в корне слова.

На уроке, по данной теме учащиеся научатся:формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;развива...

Комбинированная работа по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в корне слова" 3 класс

Комбинированная работа позволит оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме....