Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Боброва Татьяна Борисовна

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 3 классе

Тема: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

УМК «Перспективная начальная школа». Коленчук  М.Л.  3 класс 3 ч. стр. 64

Цель: показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.

Формируемые УУД:

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Предметные:   

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях слова;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- учить выделять общую часть родственных слов;

- развивать умение образовывать новые слова;

-развивать устную и письменную речь.

Метапредметные:

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Коммуникативные:

- работать с соседом по парте: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

- находить в учебнике подтверждение своей позиции, используя для этой цели в качестве аргументов правило.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника;

- осуществлять для решения учебных задач операции  анализа и сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Оборудование: учебник; презентация; солнышко и облачно, для определения настроения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте,  ребята!

- Давайте сначала проверим

Всё ли у нас на месте?

Всё ли у нас в порядке

Готовы ручки, книжки, тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

-У вас на партах лежит солнышко и облачко, поднимите ту картинку, которая подходит вашему настроению.

- Я желаю вам всегда быть в хорошем настроении, и тогда у вас очень многое получится!

2. Постановка темы урока

-Сегодня мы с вами совершим путешествие по  океану Знаний в страну «Морфемику», где  живут части слова,  и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи.

- Итак, тема урока… (Слайд №1)

-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия.

-  Девятнадцатое февраля. Классная работа.

3. Актуализация знаний.

- Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо приобрести билеты на корабль. А для этого выполним первое задание (Слайд № 2).

-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь  только словарное слово, в начальной форме.

Мы спешили на вокзал. По дороге проехал грузовик. Мама приготовила вкусный винегрет. Дети играли в песке. Мы оденемся по погоде. Миша прочитал интересный рассказ. В метро много людей. Красивая песня у соловья.

- Проверим  вас (Слайд №3)! В слайде допущена ошибка, ребятам предстоит её найти.

Вокзал, дорога, грузовик, винегрет, песок, погода, рассказ, метро, соловей.

-Кто  в словарной работе  не допустил ни одной ошибки? Молодцы, вы заслуживаете билеты  в самых лучших каютах.  

- Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!

-Мы оказались в сказочной стране, которая называется «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым - частям слова.

 Вспомните их, отгадав мои загадки:

1.Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу.

(Окончание)

2.Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет.

(Суффикс)

3.Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу.

(Корень)

4.Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (Основа)

5.Перед корнем я стою

И пишусь я слитно

И при помощи меня

Образуются слова

 (Приставка)

(Слайд №4)

- В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание. (Слайд №5)

Разбор слов по составу: 1 ряд - лесок, 2 ряд - соседка, 3 ряд – поход.

Проверка задания у доски.

-Как вы думаете, какая часть слова в стране «Морфемике» главная? Почему?

-Чтобы попасть на его остров, вспомните, что называется корнем (общая часть родственных слов)?

-Правильно, теперь можно и на остров!

4. Изучение нового материала. 

(Слайд №6)

-Что случилось?  Из острова корня идет сигнал!

Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету, и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста, соберите нас вместе в моём дворце.                          

Корень Боль.

-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем – боль.

Дети  столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова.

Ближайшее родство:

существительные: больной, болезнь, болезненность, больница, заболевание, болевой

прилагательные: больной, болезненный, больничный

глаголы: болеть

- А теперь определите части речи этих слов.

-Обратите внимание, что один и тот же корень  - боль может жить в разных частях речи.

-Давайте ещё раз вспомним, в каких (существительных,  прилагательных,  глаголах)?

-Как называются слова с одинаковым корнем (однокоренные или родственные)?

-Составьте  и запишите   по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).

- В знак благодарности за вашу работу Корень дарит  вам игру «Третий лишний».

-Назовите лишнее слово, объясните почему оно лишнее ( Слайд № 7 ).

Дерево, сосна, деревянный

Белый, белить, белка

Горе, горный, горевать

Крепость, крепкий, прочный.

5.Закрепление изученного материала.

- А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.

Стр. 64 – 65. Упражнение 72. Цель данного упражнения - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи. У детей в тетрадях должны получиться следующие три столбика:

гроза           грозный          погрозить

цвет             цветной             цветет

зелень         зеленый            зеленеет

побелка        белый             побелить

сторож      сторожевой      сторожить

чистота         чистый          почистить

даль              дальний           удалить

низина         нижний            снизить

Дети подчеркивают проверочные слова (в которых ударение падает на корень).

Стр.66.  Упражнение 75. Цель упражнения – учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Например, они могут подобрать такие слова:

рыба, (суп какой?) рыбный, (делать что?) рыбачить;

бег, (дорожка какая?) беговая, (делать что?) бегать;

белизна, (какой?) белый, (делать что?) белеть.

-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.

-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое   дерево необычное – словообразовательное (Слайд № 8). На нём будут вырастать новые слова.  

-Без чего дерево не может в земле устоять (без корня)?

-У нашего дерева тоже есть корень –уч (Слайд № 9)

-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)

-Почему вас так называют? (учимся)

-Как называют человека, который вас учит? (учитель) (Слайд №10)

-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои  слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи.

6. Домашнее задание.

А так же У3 – стр.67 упр. 78.

7. Итог урока.

-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

- В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)

-Кто живёт в этой стране? (части слова)

- Какая часть слова самая главная? (корень)

-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).

-Молодцы! Я вами очень довольна!  

-А с каким настроением   вы  уйдёте с урока?

-Поднимите картинку ( солнышко, облачко)

Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...

Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Учебник: Каленчук М.Л., Чуракова Н. А. «Русский язык» - М.: Академкнига, 2013.Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Тип урока. Урок открытия нового знания....

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...