Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Новикова Мария Александровна

Учебник: Каленчук М.Л., Чуракова Н. А. «Русский язык» - М.: Академкнига, 2013.

Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи

Предметные задачи урока:

-закреплять умения определять:

– родственные слова;

– состав слова;

– части речи

–развитие орфографической зоркости, творческого мышления, логики и интереса к предмету русского языка.

Метапредметные задачи урока:

Формировать познавательные УУД:

– пользоваться инструкцией учебника;

Регулятивные УУД:

– самоконтроль результата по предварительной информации учебника.

развитие умения строить монологические высказывания в ходе урока с использованием специальной терминологии;

- развитие умений работать с информацией (задавать вопросы, обобщать информацию), делать выводы;

личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- развитие навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества с одноклассниками);

Формы работы: фронтальная, парная в группах,

Оборудование: учебник «Русский язык», ч.1 (с.64–67); рабочая тетрадь 2, презентация к теме урока, компьютер с медиа проектором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 «б» классе

УМК «Перспективная начальная школа».

Учебник: Каленчук М.Л., Чуракова Н. А. «Русский язык» - М.: Академкнига, 2013.

Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цель: показать, что родственные слова могут относиться к разным частям речи

Предметные задачи урока:

-закреплять умения определять:

– родственные слова;

– состав слова;

– части речи

–развитие орфографической зоркости, творческого мышления, логики и интереса к предмету русского языка.

Метапредметные задачи урока:

Формировать познавательные УУД:

– пользоваться инструкцией учебника;

Регулятивные УУД:

– самоконтроль результата по предварительной информации учебника.

развитие умения строить монологические высказывания в ходе урока с использованием специальной терминологии;

- развитие умений работать с информацией (задавать вопросы, обобщать информацию), делать выводы;

личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- развитие навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества с одноклассниками);

Формы работы: фронтальная, парная в группах,

Оборудование: учебник «Русский язык», ч.1 (с.64–67); рабочая тетрадь 2, презентация к теме урока, компьютер с медиа проектором.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 Организационный момент

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Ребята, с

каким настроением

вы пришли на урок?

Сегодня 1 марта, первый день весны, посмотрите

друг другу в

глаза. Пожелайте

удачи своему соседу

по парте.

- Нам на уроке

предстоит

большая работа.

А чтобы мы

справились со

всеми заданиями,

как должны работать

на уроке?

У нас сегодня новая тема, значит сегодня будем…

Проверяют готовность к уроку

Показывают смайлики

Высказывают свои предположения:

дружно,

быстро,

правильно

-Будем

Исследовать, наблюдать и доказывать

2.

Формулирование темы урока, постановка цели

Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова;

учиться образовывать родственные

слова.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Познакомьтесь новым словарным словом

1.Работа с новым словарным словом

ПОБЕДА

(Р. т., У. 37; с. 36–37). Упражнение 37

-Откройте- рабочую тетрадь, запишите число, классная работа

2. Выписать выделенные слова. Рядом записать родственные слова,

у всех родственных словах корень.

Проверьте друг у друга.

Рассуждения ученика

Вписываю новое словарное слово в нужной форме (ед.ч., В.п) Подчеркиваю, букву, написание которой надо запомнить: победу.Вставляю пропущенные буквы:

Зайчишка (зайчишек), празднует (словарное слово), смог (смогу), волк (волки).

Выписываю выделенные слова. Рядом записываю родственные слова:

Праздновать (гл.), праздник (сущ), праздничный (прил.).

Бег (сущ), бегать (гл.), беговая (дорожка) (прил.).

Трус (сущ), трусить (гл.), трусливый (прил.).

Толк (сущ), толковый/бестолковый (прил.), толковать (гл.).

3.Организация восприятия новой информации.

Цель. – показать, как родственные слова

могут относиться к разным частям речи.

Ребята, сейчас вы подбирали родственные слова к выделенным слова, а как вы думаете, могут ли родственные слова

могут относиться к разным частям речи?

Откройте учебник с.64.

Сообщение темы и цели урока.

Прочтите, что сказала библиотекарь Анишит Йокоповна.

-Понаблюдаем за семьями слов выполнив упр.72. устно

Высказывают свои предположения

-Работают с упр. (устно),

затем объясняют вслух

Дети называют проверочные слова (в которых ударение падает на корень).

4. Первичное закрепление. Первичная проверка понимания,

Цель

– научить детей определять, от какого слова

произошли однокоренные слова.

-С. 66. Упражнение 74

Определить от какой части речи (от

существительного, прилагательного, глагола) образованы слова

-Организует работу в тетради с взаимопроверкой.

-Организует работу над выполнением дифференцированного задания, контролирует выполнение задания.

Дети показывают на письме образование

слов:

воздушный ← воздух жадность ←жадный

ходьба ← ходить домашний ← дом

серость ← серый книжный ← книга

При этом ученики в каждом случае называют, от какой части речи произошло то или иное

слово.

Проверка на слайде

5.Физминутка: Упражнения для разминки мышц спины, рук и ног

6. Закрепление знаний.

Цель –

учить подбирать однокоренные слова,

относящиеся к разным частям речи.

- научить детей выделять корень в

родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным

словам.

Теперь закроем учебники,

а) Самостоятельная работа по карточкам

Каждой группе даётся слово,

к нему нужно подобрать родственные слова другой части речи,

определить исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным

словам.

Организует работу

в группах

В ходе работы с данным упражнением учитель выясняет у детей, известны ли им значения всех

этих слов. Если какое-то из слов ребенку непонятно, необходимо дать его толкование.

б) Задание на доске

на слайде

Найди лишнее слово, назови родственное

Работают в группах со словами –

Рыба

Мир

Белизна

Луна

Друг

синева

Рука

Приход

Ответы детей:

1. Водяной, наводнение, водник.

2. Ранить, рана, раненый.

3. Носатый, носик, носище.

4. Пахучий, пахнуть, запах.

7.Рефлексия.

Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Какую тему и цели ставили в начале урока?

Мы достигли этих целей?

Дадим оценку нашей работы

Какое настроение у вас в конце урока?

Отметки за урок-

………

Высказывания ребят

Мы понаблюдали и доказали

как родственные слова

могут относиться к разным частям речи.

Показывают смайлики

8. Домашнее задание

Закрепить полученные знания по данной теме

Уч.3.с.65 упр.№73

с.67 упр.78

Молодцы!

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...

Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

конспект урока \'\'Жизнь корня в составе слов разных частей\'\', 3 класс, УМК \'\'Школа России\'\'

конспект урока ''Жизнь корня в составе слов разных частей'', 3 класс, УМК ''Школа России''...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...