Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Патлина Надежда Леонидовна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx96.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к     образовательной программе,                                                                                                                                                                                                 введенной в действие  приказом №___                                                                                                                                                                                                                        от «   » 08.2017 Г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

Рассмотрено на заседании кафедры  ______________образования                                                                                                                                           Протокол № ___от   «    »              2017г.                                                                                                                                                                             Руководитель  кафедры               / Терехина Н.А. /

Согласовано                                                                                                                                                                                                                                 Заместитель  директора                   /Коротеева Л.И./                                                                                                                                                                                      «     »      20 17 г.                                                                                                                                                                                                   

Рабочая программа   учебного предмета                                                                                                                                                                                     «Русский язык»  

для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   153 часа                                                                                                                                                                                                                                        Рабочая программа    составлена на основе  авторской программы  «Русский язык»  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Рабочие программы. Предметная линия  учебников системы «Школа России» 1 – 4 классы. М., Просвещение 2014 г.                                                                                                             Учебник «Русский язык» 4 класс,  в двух частях; В. П. Канакина, В. Г. Горецкий;  М., Просвещение 2017 г.

Составитель: Патлина Надежда Леонидовна,                                                                                                                                                                                    учитель начальных классов,                                                                                                                                                                                                              первой  квалификационной категории.

п. Пионерский

2017 – 2018 год

  1. Пояснительная записка.

Перечень нормативных документов и (или) методических  материалов,  на  основании  которых        разработана  Программа.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г; Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования;

Приказом об изменении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования от 29.12.2014 г. № 1643; Примерной основной образовательной программы начального общего образования от 08.04.2015 г. № 1/15;

Авторской программы Т.Г. Рамзаевой (Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011).

 Цели:

•        развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

•        освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

•        овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

•        формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Задачи:

•        - овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

•        - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

•        -формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

•        -обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

•        - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника

Цель обучения: развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Задачи:

1. Формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

2. Развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка.

3.Освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка.

4. Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания.

5. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Краткие сведения о категории обучающихся с ЗПР.

Учебный материал осваивают обучающиеся слабо.  При списывании допускают ошибки грамматического и орфографического типа. Допускают многочисленные ошибки при письме под диктовку. При выполнении заданий не проявляют настойчивости, аккуратности. Не понимают принцип постановки вопроса к имени существительному, не ориентируется в частях речи,  затрудняется выполнять грамматические задания. В тетрадях пишут неаккуратно, черкают, исправляют, не соблюдаются нормы ведения тетради. Работу на уроке выполняют быстро, но не качественно, ошибки не замечают при проверке.  Не применяет изученные правила.  Доделывают и переделывают работу без особого желания. На неуспехи в учебе особо не огорчаются. Словарный запас беден, очень мал, ограничены  бытовой лексикой.  Испытывают трудности в  грамматическом построении фраз. Самостоятельно текст  составить не могут, только по наводящим вопросам учителя. Самостоятельности в овладении знаниями и преодолении трудностей обучающиеся не проявляют.

Описание коррекционной направленности:

• преподносить новый материал предельно развернуто;

• отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;

• систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;

• уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;

• предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;

• уделять должное внимание формированию культуры общения;

• находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).

•развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования;

  развивать функции фонематического анализа и синтеза; совершенствовать грамматический строй речи; расширять активный словарь;

•развивать умения делать словесно – логические обобщения, давать словесный отчёт о выполненном упражнении;

  развивать целенаправленность в работе, мыслительную и творческую деятельность;

Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.

                                   2/ Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Предметные:

формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
  • формировать первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.

Личностные:

  • формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • учить осваивать роль обучающегося, развивать мотивацию к учебной деятельности;
  • развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • учить использовать знаково-символические средства представления информации, речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • учить использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
  • формировать навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • учить овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • учить слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
  • учить определять общие цели и пути их достижения; учить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • учить овладевать начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
  • учить овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.

Специальные коррекционные задачи:

• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для владения начальным курсом русского языка;

• развитие умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления;

• выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала, с целью предупреждения ошибок.

• активизация устную речь детей: сделать предметом их внимания слово и предложение.

• уточнение, пополнение словарного запаса, постоянное соотнесение его с предметами, явлениями окружающего мира.

Данная программа реализуется через следующие методы и формы:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;
  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
  • взаимообучение, диалогические методики;
  • комментированные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Для работы в ходе уроков проводится коррекционная работа: речевая гимнастика, скороговорки и чистоговорки, упражнения на развитие фонематического слуха, звукопроизношения, слуховые и зрительные диктанты. Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия. Большое внимание уделяется словарной работе (изменение форм слова, подбор однокоренных слов, словосочетаний и т.д.), построению предложений, текстов по опорным словам, по иллюстрациям. Используются коррекционные технологии: игровые, проектные, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, информационны

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы (на базовом и повышенном уровне).

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • знакомство с жанрами объявления, письма;
  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка.  Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • оценивать уместность использования слов в тексте;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
  • выделять нулевое окончание;
  • подбирать слова с заданной морфемой;
  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; наблюдать над словообразованием частей речи;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • выделять в предложении основу и словосочетания;
  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ);
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • безударные родовые окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Коррекционная работа по предмету

В коррекционной работе большое значение придается  развитию познавательной  деятельности, а для этого  необходимо развивать  психические процессы:  восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать  и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.

Основные направления коррекционной работы:

Развитие  на том уровне,  сколько может взять ребенок  осмысленного отношения к основным элементам языка;

Совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи;

Формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;

3.Содержание курса.

4 класс (153 часа)

Повторение (10 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (8 ч)

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (18ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.

Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Имя существительное (39ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имён существительных (общее представление).

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3~го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем, гордость за товарища, слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя, директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (27ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном  числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

 Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (29ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление). Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?).

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Развитие речи Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (15 ч)                                           Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

                                                                          4.Календарно-тематическое планирование

                                                                 Русский язык 4 класс (4,5 часа в неделю) 153 ч в год

п/п

п/т

Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающаяся направленность при изучении раздела

Дата

план

Дата

план

Примечание

Повторение (10ч)

1

1

Наша речь и наш язык.

Анализировать высказывания о русском языке. Составлять текст. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту, соотносить его с текстом. Выделять  части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста. Выделять главные члены предложения и бъяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.

  Коррекция огического мышления, зрительного восприятия,  внимания, памяти. Коррекция и развитие пробелов в знаниях. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

1/09

2

2

Текст и его план.

4/09

3

3

Развитие речи. Обучающее изложение.

5/09

4

4

Типы текстов. Работа над ошибками.

6/09

5

5

Предложение как единица речи.

7/09

6

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

8/09

7

7

Обращение.

11/09

8

8

Главные и второст-ые члены предложения. Основа предложения.

12/09

9

9

Словосочетание.

14/09

10

10

К/д по теме «Повторение»

15/09

Предложение (8 ч)

11

1

Однородные члены предложения. Работа над ошибками.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены предложения. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

 Составлять сложные предложения.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.

   Коррекция логического мышления, зрительного восприятия,  внимания, памяти

Коррекцию и развитие пробелов в знаниях.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- развитие навыков каллиграфии; 
- артикуляционной моторики; - фонетико-фонематических представлений.

Развитие основных мыслительных операций. Обогащение словарного запаса.

18/09

12

2

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

19/09

13

3

Р/р. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

20/09

14

4

 Работа над ошибками.

21/09

15

5

Простые и сложные предложения.

22/09

16

6

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

25/09

17

7

Развитие речи. Обучающее изложение.

26/09

18

8

Контрольный диктант по теме «Предложение».

28/09

Слово в языке и речи. (18ч)

19

1

Слово и его лексическое значение. Работа над ошибками.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слов по составу». Объяснять алгоритм разбора слов по составу, использовать его. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.

Коррекция логического мышления, зрительного восприятия,    внимания, памяти

   Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- навыков каллиграфии; 
- артикуляционной моторики;

 фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций.Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной и письменной связной речи.

29/09

20

2

Многозначные слова. Заимствованные слова.

2/10

21

3

Синонимы, антонимы и омонимы.

3/10

22

4

Фразеологизмы.

4/10

23

5

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

5/10

24

6

Правописание гласных и согласных в корнях с.

6/10

25

7

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

9/10

26

8

Правописание приставок и суффиксов.

10/10

27

9

Правописание слов с буквами Ь и Ъ.

12/10

28

10

Развитие речи. Обучающее изложение.

13/10

29

11

Части речи. Работа над ошибками.

16/10

30

12

Морфологические признаки частей речи.

17/10

31

13

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

18/10

32

14

Имя числительное. Глагол.

19/10

33

15

Наречие как часть речи.

20/10

34

16

Правописание наречий.

23/10

35

17

Р /р. Сочинение-отзыв по картине В.Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

24/10

36

18

К/ диктант по теме «Части речи».

26/10

Имя существительное.        (39ч)

37

1

Распознавание падежей имен существительных. Работа над ошибками.

Различать имена существительные, определять  признаки имени существительного. Изменять существительные по падежам.

Различать падежные и смысловые вопросы.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенной формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Определять принадлежность имён существительных к 1-му скл. обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Сопоставлять ударные и безударные окончания сущ-ых 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег». Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры сущ-ых 2-го склонения. сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Сопоставлять ударные и безударные окончания существительных 3-го склонения.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ его проверки.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать  правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Подробно излагать содержание повествовательного текста. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность написания в тексте имён существительных с безударным окончанием, находить и  исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе.

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи», определять последовательность разбора по алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.  

Коррекция логического мышления, зрительного восприятия.

  Коррекция внимания, памяти.

   Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Коррекцию и развитие пробелов в знаниях.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- развитие навыков каллиграфии; 
- развитие артикуляционной моторики;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной и письменной связной речи.

38

2

Упражнение в распознавании И, Р, В падежей неодушевлен. имен существительных.

39

3

Упражнение в распознавании одушев. имен существительных в Р, В, падежах.

40

4

Упражнение в распознавании имен сущ., в Т, П. падежах.

41

5

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

42

6

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен сущ.

43

7

Развитие речи. Сочин. по картине А  Пластова «Первый снег».

44

8

2-е склонение имен существительных. Работа над ошибками.

45

9

Упражнение в распознавании имен сущ-ных 2-го склон.

46

10

3-е склонение имен существительных.

47

11

Упражнение в распознавании имен сущ. 3-го склонения.

48

12

Типы склонений.

 

49

13

Развитие речи. Обучающее изложение.

50

14

Падежные окончания имен сущ. 1,2 и 3  скл. ед. числа.

 Работа над ошибками.

51

15

Способы проверки безударных окончаний имен существительных.

52

16

Именительный и винительный падежи.

53

17

Правописание окончаний имен сущест.в Р. падеже.

54

18

И., Р и В падежи одушевленных имен существительных.

55

19

Правописание окончаний имен сущ. в дательном падеже.

56

20

Упражнение в правописании безударных окончаний имен сущ-ных в Р. и дательном падежах.

57

21

Правописание окончаний имен сущ-ных в Т падеже.

58

22

Упражнение в правописании окончаний имен сущ-х в Т падеже.

59

23

Правописание окончаний имен сущ-ных в П падеже.

60

24

Правописание безударных окончаний имен сущ-ных во всех падежах.

61

25

Проверочн. /р по теме «Правописание падеж-х окончаний имен сущ-х.

62

26

Р /р. Сочинение по картине В. Тропинина «Кружевница».

63

27

К/ д по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен сущ-ных в ед. числе».

64

28

Обобщение знаний. Работа над ошибками.

65

29

Склонение имен сущ-ных во мн. числе.

66

30

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

67

31

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

68

32

Р. и В падежи имен сущ-ных множественного числа.

60

33

Дательный падеж имен существительных множественного числа.

70

34

Творительный падеж имен существительных множественного числа.

71

35

Предложный падеж имен существительных множественного числа.

72

36

Развитие речи. Обучающее изложение.

73

37

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен сущ. в ед.и  мню числа..

74

38

К/д за первое полугодие.

75

39

Работа над ошибками. 

Имя прилагательное.        (27ч)

76

1

Имя прилагательное как часть речи.

Находить имена прилагательные среди других слов в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с именем существительным при образовании словосочетания «существительное + прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Сочинять текст о любимой игрушке.

Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Определять способ проверки и написания  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе.

Анализировать разные способы проверки  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе и выбирать наиболее рациональный способ.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.

   Коррекция логического мышления, зрительного восприятия,  внимания, памяти.

   Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Коррекция и развитие пробелов в знаниях.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- развитие навыков каллиграфии; 
- развитие артикуляционной моторики;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие устной и письменной связной речи.

17/01

77

2

Род и число имен прилагательных.

18/01

78

3

Р/р. Сочинение-описание «Моя любимая игрушка.

19/01

79

4

Склонение имен прилагательных.

 Работа над ошибками.

22/01

80

5

Р/ р. Сочинение  «Чем мне запомнилась картина В.  Серова «Мика Морозов»».

23/01

81

6

Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в И. падеже.

25/01

82

7

Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в Р. падеже.

26/01

83

8

Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в Д. падеже.

29/01

84

9

И.,В., родительный падежи.

30/01

85

10

Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в Т. и П. п.

31/01

86

11

Развитие речи. Выборочное изложение описательного текста.

1/02

97

12

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прил-ных муж. и среднего рода.

2/02

88

13

И. и В. падежи имен прилагательных ж. род.

5/02

89

14

Р., Д., Т. и П. падежи имен прилагательных ж. рода.

6/02

90

15

В. и Т. падежи имен прилагательных ж. род.

8/02

91

16

Р/ р. Изложение описательного текста.

9/02

92

17

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имен прилаг-ных.

12/02

93

18

Склонение имен прилагательных мн. ч.

13/02

94

19

Р/ р. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости».

14/02

95

20

Работа над ошибками. И. и В. падежи имен прилагательных множественного числа.

15/02

96

21

Р. и П. падежи имен прилагательных мн. ч.

16/02

97

22

Д. и Т. падежи имен прилагательных мн. ч.

19/02

98

23

Р /р. Сочинение-отзыв по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

20/02

99

24

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

22/02

100

25

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.Пушкина».

26/02

101

26

К /д по теме «Имя прилагательное».

27/02

102

27

Работа над ошибками. Повторение.

28/02

Личные местоимения.        (7ч)

103

1

Местоимение как часть речи.

Распознавать  местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.Определять лицо, число и род у личных местоимений 3-го  лица

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.   Коррекция логического мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти.  Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Коррекцию и развитие пробелов в знаниях.

Развитие устной и письменной связной р.

104

2

Личные местоимения.

105

3

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

106

4

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

107

5

Изменение личных местоимений падежам.

108

6

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

109

7

Работа над ошибками. Повторение.

Глагол (29ч)

110

1

Значение глаголов в языке и речи.

Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь) Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что  сделать? Образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

Изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущего времени (-ешь, -ишь). Использовать правило написания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II  спряжение глаголов»

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль и части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова.

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.

   Коррекция логического мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти.

   Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

  Коррекцию и развитие пробелов в знаниях.

  Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
- развитие навыков каллиграфии; 
- развитие артикуляционной моторики;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

  Развитие основных мыслительных операций.

Обогащение словарного запаса.

Развитие лексико-грамматических средств языка.

Развитие устной и письменной связной речи.

111

2

 Время глаголов

112

3

Изменение глаголов по временам.

113

4

Неопределенная форма глаголов.

114

5

Упражнение в образовании временны́х форм глаг. и ознакомление с гл. суф.

115

6

Изменение глаголов по временам.

116

7

Р/р. Изложение повествовательного т.

117

8

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

118

9

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в ед. чис.

119

10

Р/р. Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

120

11

Работа над ошибками.I и II спряжение глаголов настоящего времени.

121

12

I и II спряжение глаголов будущего времени.

122

13

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

123

14

Правописание безударных личных окончаний глаголов в наст. и будущем врем.

124

15

 Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопред. форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

125

16

Правописание безударных личных окончаний глаголов

126

17

Правописание безударных личных окончаний глаголов. Проверочная работа.

127

18

Возвратные глаголы.

128

19

Правописание –тся и –ться в глаголах.

129

20

Правописание –тся и –ться в возвратных глаг.

130

21

Р/р. Подробное изложение

деформированного повествовательного текста.

131

22

Работа над ошибками. Правописание  родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

132

23

Правописание безударного суффикса в гл. прошедшего в.

133

24

Р /р. Подробное изложение повествовательного текста.

134

25

Обобщение по теме «Глагол» Работа над ошибками.

135

26

Повторение знаний о глаголе как части речи.

136

27

Упражнение в правописании  и распознавании  глагола.

137

28

К /д по теме «Глагол».

138

29

Работа над ошибками. Повторение.

Повторение.        /15ч/

139

1

Язык. Речь. Текст.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Анализировать разные способы проверки  безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе и выбирать наиболее рациональный способ.

Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы « I и II  спряжение глаголов.

Распознавать  местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число и род у личных местоимений 3-го  лица

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам

Коррекция фонетической и фонематической

стороны речи.

   Коррекция логического мышления, зрительного восприятия, внимания, памяти

   Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.

Коррекцию и развитие пробелов в знаниях.

Развитие основных мыслительных операций.

Развитие устной и письменной связной речи.

7/05

140

2

Предложение.

9/05

141

3

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

10/05

142

4

Словосочетание.

11/05

143

5

Предложение и словосочетание.

14/05

144

6

Лексическое значение слова.

15/05

145

7

Составление текста по репродукции картины И. И.Шишкина «Рожь».

16/05

146

8

Состав слова.

17/05

147

9

Значимые части слова. Словообразование.

18/05

148

10

Части речи.

21/05

149

11

Морфологические признаки частей речи. Упражнение в правописании частей речи.

22/05

150

12

Звуки и буквы.

24/05

151

13

Звукобуквенный и звуковой разбор слов

25/05

152

14

Годовая контрольная работа за 4 класс.

28/05

153

15

Работа над ошибками. Игра «По галактике Частей речи».

29/05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...