Методический материал для инклюзивного урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 21 века"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Вараксина Наталья Николаевна

Инклюзивный урок русского языка 3 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Краевой конкурс «Лучший инклюзивный урок»

Тип урока: открытие новых знаний.

                                           Пояснительная записка.

Состав:

  • обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 1 человек.

Индивидуальные и типологические особенности обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): Максим, 9 лет. Ребенок показывает слабые способности к усвоению необходимого учебного материала. Память у ребенка средняя, усидчивость средняя, концентрация внимания слабая. Наибольший интерес вызывают уроки технологии  и математики (решение примеров на сложение, задачи  не понимает). На уроках русского языка может только списывать, диктант  не может писать.

Программы:

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 6 октября 2009 г. № 373 ,с изменениями от 26.11.2010 № 1241), примерной  основной  образовательной  программы  образовательного  учреждения, с учетом  авторской программы «русский язык» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова (Начальная школа XXI века); место учебного предмета в учебном плане: согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них  в 3  классе  170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Русский язык», составлена в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от « 19»  декабря 2014 г. № 1599 (применительно к правоотношениям, возникающим с 1.09.2016г.)  с учётом авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой. Место учебного предмета в учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета русский язык в 3 классе в количестве 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ход урока

Этапы урока

                 Общеобразовательный класс

с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

1.Организационный и мобилизующий  момент

- Ребята, с каким настроением пришли на урок?

-Листы самооценки приготовили?

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя, показывают соответствующие смайлики.

Организуют свое рабочее место

- Ребята, с каким настроением пришли на урок?

-Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя, показывают соответствующие смайлики. Организуют свое рабочее место

Проверить готовность к уроку Максима

2.Актуализация знаний

-Какое время года на дворе?    

- Что зимой происходит с природными явлениями?

- При помощи чего вы мне ответили на вопросы?

-Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?

-В конце предложения, что мы ставим?

Зима.

 

Дни стали короче, а  ночи длиннее. Солнце светит, а не греет.

Предложений.

С заглавной

В зависимости от цели высказывания

-Какое время года на дворе?  

 - Что зимой происходит с природными явлениями?

- При помощи чего вы мне ответили на вопросы?

-Кто мне скажет, с какой буквы мы начинаем писать предложение?

-В конце предложения, что мы ставим?

Зима.

Солнце светит мало.

Слов.

С большой.

Точку, вопросительный знак и восклицательный знак

Корректировка ответа Максима

3.Гимнастика для пальцев и кистей рук 

Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику: На двери висит замок  Кто бы мог его открыть. Покрутили, постучали. Разомкнули и открыли.

Как правильно надо сидеть при письме?            Я тетрадочку открою и наклонно положу                   Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу. Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь

Обучающиеся выполняют движения

Выполняют правила правильной посадки

Перед тем, как начнем писать проведем пальчиковую гимнастику: На двери висит замок  Кто бы мог его открыть Покрутили, постучали. Разомкнули и открыли.

Как правильно надо сидеть при письме?            Я тетрадочку открою и наклонно положу                   Я друзья от вас не скрою ручку я вот так держу. Сяду ровно не согнусь за работу я возьмусь

Обучающиеся выполняют движения

Выполняют правила правильной посадки

Контрольное наблюдение за Максимом

4.Минутка чистописания

Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.  Работаем по образцу.                     На  но  не  ни                    Народ - народный,              небо - небесный

Выполняют письмо по образцу

Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. Работаем по образцу (прил.6)

Выполняют письмо по образцу

Контроль за Максимом

5.Постановка учебной задачи

На доске прикреплена корзина.

-Ребята, всё, что знаем о предложении, положим в корзину.

-Как вы думаете, вы всё знаете о предложении?

Организует работу с упражнением 1 (учебник).

Горные читают

спят

Как хорошо

-Прочитайте. Есть ли смысл в том, что написано в правом столбике?

-Можно ли это назвать предложением?

-Прочитайте, что написано в левом столбике.

Как хорошо уметь читать!

Горные вершины

Спят во тьме ночной.

-Сформулируйте учебную задачу

Предложения состоят из слов.

нет

Это просто набор слов, не связанных смыслом.

нет

Предложения. Они выражают законченную мысль и порядок слов определяется этой мыслью.

Научиться отличать предложения . Составлять предложения из слов.

На доске прикреплена корзина.

-Ребята, всё, что знаем о предложении, положим в корзину.

-Как вы думаете, вы всё знаете о предложении?

Организует работу с упражнением 1 (учебник).

Маша тихо

На заборе сидит

-Прочитай, что написано в правом столбике?

-Можно ли это назвать предложением?

-Прочитайте, что написано в левом столбике.

Маша тихо поёт.

На заборе сидит петух.

Предложения состоят из слов.

Слова

нет

Предложения.

Будем учить предложения.

Контроль за Максимом

Коррекционная работа

6.Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Составление предложений из слов

На карточках записаны слова: Слово, слаще, ласковое, мёд. Узнается, в, друг, беда. Нет, цена, верному, друг.

-        Прочитайте слова. Что необходимо сделать со словами?

-Что надо помнить о записи предложения?

-Запишите две пословицы по памяти

Изменить форму слова. В предложении слова всегда стоят в определённой форме

На разрезных карточках записаны слова: Сережа, гриб, белый, нашёл.

Саша, лежит, постели, в. грипп, Саши, у.

-Прочитайте слова.

-Составь из данных слов предложения и запиши.

Составляет предложения, переставляя карточки, с помощью учителя и записывает в тетрадь.

Коррекция работы Максима

2.Составь рассказ по опорным словам: на основе  интеллектуальной игры «Своя игра». 

На доске прикреплено солнышко. Слова написаны на лучиках солнца: Зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Составляют рассказ из 7-8 предложений обучающиеся выбирают слова на солнечных лучиках; ответили – лучик прикрепляется к солнцу.

На лучиках слова: Зима, снежок, снеговик.

Раскрась рисунок.

Составляет 1 предложение.

 

C:\Users\Анна\Desktop\5.jpg

Коррекция во время составления предложений.

7.Физминутка

Видео «Собираемся в школу»

Выполняют движения

Выполняют движения

8.Закрепление знаний и способов действий

Упр.4

В саду росли…

Бабушка…гостей пирогами.

В воскресенье была…погода

-Прочитайте.

-Подумайте, являются ли данные слова предложениями. Добавьте слова, называющие предметы, действия или признаки. Какие части речи они обозначают?

-Запишите предложения.

Нет смысла.

Существительное,  прилагательное, глагол.

Упр.4 (прилож.5)

Во дворе гуляет

-Составить три предложения с помощью картинок.

-Скажи, какие слова сделали предложения разными по смыслу?

-Запиши предложения

Составляет три предложения и записывает

Мальчик, утка с утятами, гном.

Коррекция при составлении предложений.

9. Оценка деятельности учащихся.

Учитель благодарит, просит посмотреть в лист самооценки и сделать вывод.

Заполняют лист самооценки.

Учитель благодарит, просит посмотреть в лист самооценки и сделать вывод.

Закрашивает кружочки степени выполнения заданий (зеленый - всё выполнил сам и правильно, красный - выполнил с помощью учителя).

Контроль за работой Максима

10. Рефлексия учебной деятельности (итог)

-Ребята, вернемся к корзине. Что узнали нового?

- Что дополним в корзину? Дополните.

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что было трудно?

- Если вам понравилось работать на уроке, возьмите лучик и прикрепите  к  солнцу. Оно  засверкает ещё  ярче.

11.Домашнее задание.

- Найти и записать три-четыре предложения о значении книги в жизни человека. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания

- Найти и записать два предложения о зиме. Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания

                                                                           

                                                                                                                 Приложение 1

Общеобразовательный класс

С легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

Тема: Предложение и его смысл. Слова в предложении.

Тема: Составление предложений.

Цель урока: создание условий для развития умений определять границы предложения, составлять из слов предложение.

Задачи:

  • повторить понятие «предложение» и его смысл;
  • отработать умение определять границы предложений.
  • применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение
  • проявлять старательность в самостоятельной деятельности; сохраняют положительную мотивацию к учебе, усвоению новых действий

Цель урока: создание условий для развития умения составлять простые предложения (из 3-4 слов);

Задачи:

Образовательные:

  • учить составлять предложение из разрозненных слов;
  • учить составлять предложения с опорой на иллюстративный материал;

Коррекционно-развивающие: 

  • коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании;
  • обогащать словарный запас обучающихся через участие в беседе.
  • социально – эмоциональное участие в процессе  общения и совместной  деятельности;

Воспитательные:

  • учить правилам поведения на уроке;
  • воспитывать усидчивость, трудолюбие на уроке.

Используемые педагогические технологии:

  • традиционная (репродуктивная) технология;
  • технология поэтапного формирования умственных действий;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология разноуровнего обучения (адаптивного).

Межпредметные связи:

  • Искусство (ИЗО) - раскрасить рисунок;
  • «Мир природы и человека» - признаки наступления зимы.
  • Устная речь - составлял предложения.

                                                                                                         Приложение 2

Годовой учебный план начального общего образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

дополнительный первый класс (I1)-IV классы

Предметные области

             Классы

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

I1

I

II

III

IV

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

1.3.Речевая практика

66

66

99

99

99

66

102

136

68

102

136

68

102

136

68

471

573

369

2. Математика

2.1.Математика

99

99

136

136

136

606

3. Естествознание

3.1.Мир природы и человека

66

66

34

34

34

234

4. Искусство

4.1. Музыка

4.2. Изобразительное искусство

66

66

66

33

34

34

34

34

34

34

234

201

5. Физическая культура

5.1. Физическая культура

99

99

102

102

102

504

6. Технологии

6.1. Ручной труд

66

66

34

34

34

234

Итого

693

693

680

680

680

3426

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

-

-

102

102

102

306

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

693

693

782

782

782

3732

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):

198

198

204

204

204

1008

Внеурочная деятельность 

132

132

136

136

136

672

Всего к финансированию

1023

1023

1122

1112

1122

5412

                                                                                                                  Приложение 3

Технологическая карта урока.

Предмет, тема урока

Методы обучения

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

личностные

БУД

предметные

Русский язык

2 класс

Составление предложений из разрозненных слов.  

Репродуктивные, игровые, практические  действия с предметами

Урок получения нового знания

Традиционный урок с элементами игры

Стараются  соблюдать правила поведения на уроке.

Начинают сотрудничать с учителем и друг с другом

Повторяют высказывание за учителем.

Учатся выполнять инструкцию учителя.

Изменяют свое поведение на уроке по требованию учителя.

Умеют составлять предложения из разрозненных слов и с опорой на сюжетную картину.

Умеют выполнять задание в тетради.

Работа с  сюжетными картинками, совершаемого действия, работа в тетради.

Ведущие компоненты: рабочая программа.

Ведомые компоненты: предметы, предметные картинки.

                                                                                                                       

                                               

                                                                                                               Приложении 4

Планируемые результаты

Общеобразовательная программа

Адаптированная программа

Планируемые результаты (предметные)

Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения, простое предложение

Личностные результаты 

  • проявляют старательность в самостоятельной деятельности;
  • сохраняют положительную мотивацию к учебе, усвоению новых действий

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

  • осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи;
  • самостоятельно создают алгоритмы деятельности.

Регулятивные:

  • удерживают цель деятельности до получения ее результата;
  • анализируют собственную работу;
  • вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

Коммуникативные:

  • выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают)

Планируемые результаты (предметные)

  • умеют составлять простые предложения (из 3-4 слов);
  • научатся работать со схемой предложения.

Минимальный

  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
  • выделение из текста предложений на заданную тему;
  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный

  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения;
  • выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
  • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Личностные результаты 

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • социально – эмоциональное участие в процессе  общения и совместной  деятельности;

                                                                                                     Приложении  5

                                          Упражнение 4                    

Во дворе гуляет

                                                                                                      Приложении 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...

Рабочая программа для 4 класса по русскому языку "Школа 21 века"

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополн...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку "Школа 21 века" 2 класс...

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»

Конспект инклюзивного урока русского языка: «Многозначные слова»...

Методическая разработка тематической недели по русскому языку в начальных классах «Я люблю Русский язык!»

Одним из самых эффективных средств активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение предметных недель.Предметная неделя по русскому языку позволяет продемонстрировать зна...