Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Клеба Светлана Анатольевна

Технологическая карта.Разработка урока во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок 80 .

Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

Цель: Формирование  образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, обучающимися 3  класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением».

Задачи:

  • познакомить учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, содействовать усвоению знаний по теме;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
  • воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные потребности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы с суффиксами, листы для индивидуальной работы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Оргмомент.

Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

2.Словарная работа. Повторение словаря.

Учитель читает:

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи,

Стрижи,

Щеглята,

Сороки, воронята

Синицы и скворцы.( Б.Заходер)

О ком стихотворение? Какие знакомые  словарные слова услышали?( Воробушки, сороки, воронята).Почему эти слова попали в словарь? Запись в тетради  с комментированием. ( 1 ученик работает у доски).

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Введение в тему урока. Сообщение темы урока.Формулирование проблемы, планирование деятельности.

 

Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Что на ней изображено?

К детям ёлочка пришла,
Снег на ветках принесла.
Нужно ёлочку согреть
Платье новое
одеть.

Ребята , это у нас необычная елочка, чтобы её украсить , надо разгадать нашу головоломку. Посмотрите, у вас  на столе есть карточки. На них изображена необычная елочка. Она состоит из букв. Вам нужно догадаться, что за слова или части слова на ней изображены. Вы будете работать в паре, каждая команда на листочке записывает, слова, которые вы найдете. Вспомним правила работы в команде: Дружно, тихо, быстро, качественно. На это задание отводится  вам 3 минуты.

Прочитайте, что вы увидели?

-ат, ят, ечк, очк,ичк, ишк,еньк, оньк

(На елку вывешиваются «шары» с написанными частями слов)
Ярко звёздочки блестят,
Ярко лампочки горят,
Бусы разные висят -
Замечательный наряд!

  • Как вы думаете, это отдельные слова или части слов? Почему?
  • Как называется часть слова, которую мы нашли? Для чего служит суффикс?
  • Какая часть слова тоже участвует в образовании новых слов?
  • Что сегодня будем изучать на уроке?
  • Чему мы можем научиться?

Тему нашего урока запишите в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умений.

а) Образование слов.

  • Посмотрите  на стол , у вас лежат снежинки. В центре записан суффикс, вам надо придумать как можно больше слов с данным суффиксом. Даю вам на это 3 минут.

Прочитайте, слова, которые получились  .( читают слова)

5.Физминутка.

Девочки и мальчики

/руки на пояс

Прыгают как мячики,

/ритмичные прыжки

Ножками топают,

/топанье ногами

Ручками хлопают,

/хлопки в ладоши

Глазками моргают,

/руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз

После отдыхают.

/руки вниз

 б) Работа с текстом.

Посмотрите на слайд.  Какое надо выполнить задание?

Прочитайте слова на слайде, которые записаны черным цветом. Я считаю, что это набор слов, вы со мной согласны?

Докажите свое мнение  (Повторяем признаки предложения и текста).

Молодцы. Вам необходимо списать текст в тетрадь, вставляя пропущенные слова. Как вы думаете, кого будут называть слова, которые вы вставите.

в) Самостоятельная работа.

Г) Проверка работы. Какие суффиксы выбрали? Какое значения суффиксы придали словам?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, группе.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

Откройте учебник на странице 43. Найдите  упражнение 265. Прочитайте песенку.

Почему её называют колыбельной.

Послушайте теперь, я вам ещё раз прочитаю. (Учитель читает, убирая уменьшительно-ласкательные суффиксы).

Что изменилось в песенке? Можно ли сейчас утверждать, что это колыбельная? Почему?

Зачем нужны уменьшительно-лакательные суффиксы?

Назовите суффиксы, которые были на нашем уроке главные?

Рефлексия.

  • Сегодня на уроки я узнал?...
  • Сегодня на уроки я научился….
  • Сегодня на уроке я повторил…
  • Дома я расскажу…
  • Я буду стараться называть своего соседа…
  • Я буду говорить не мама, а…….
  • Я буду называть не дед, а …..
  • Я буду вежливым и мне помогут уменьшительно-……..

V. Домашнее задание.

Стр.44 упр.267

Деятельность учеников:

  • Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно-ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить со словообразованием имен существительных; повторить разборы слов, предложений; повторить изученные орфограммы.Технологии: проблемного диалога; использования и...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". "Путешествие по океану Знаний"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". Урок построен на основе требований ФГОС. Урок-путешествие поз...

презентация к уроку образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением...

Предмет: русский язык Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»

Урок русского языка в 3 классе по теме" Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением"....