Предмет: русский язык Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ечина Ольга Валерьевна

Урок русского языка в 3 классе по теме" Образование имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема: «Образование имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением»

Задачи:

образовательные: формировать представление об образовании имён существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, доброжелательность, взаимовыручку;

социальные: формировать умение работать в парах, в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием.

Категория детей: 3 класс

Ожидаемый результат:

- формирование умения образовывать имена существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов;

-  закрепление знаний о способах образования слов, состав слова;

- повышение активности на уроках;

- формирование умения высказывать собственное суждение;

- улучшение результатов обучения.

Этапы урока

Ход урока

Методические комментарии

  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. А теперь подарите улыбку мне, а я вам свою.

- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодня урок принесёт нам радость общения. Садитесь.

- Прочитайте пословицу.

- Действие – результат знаний.

- Как вы её понимаете?

- Какие еще пословицы об учении  вы знаете?

- Нужно ли нам учиться?

Дети поворачиваются друг к другу и улыбаются, потом к учителю, учитель улыбается детям.

(Через проектор на экране).

- Чем больше знаешь, тем больше можешь.

- Ученье свет, а неученье – тьма.

- Учить – ум точить.

- Чтение – лучшее учение.

- Красна птица перьями, а человек учением.

2.Словарная работа.

-Запишите слова, поставьте ударение, выделите орфограммы.

Синица,стакан,салат,кровать,океан,женщина,мужчина,черёмуха,шофёр,машина,соловей.

- Что общего у этих слов?

- Что такое существительное?

- Что обозначает существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как называют существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Как называют существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Какого рода бывают имена сущ.?

- Как определить?

- Как изменяются имена сущ.?

- Давайте обозначим над каждым сущ. Простым карандашом его постоянные признаки – одуш. или неодуш., род

Повторение правила посадки, положение тетради при письме. Учитель диктует, дети по цепочки комментируют написание слов, ставят ударение, называют орфограммы в слове.

- Словарные слова - написание надо запомнить.

- Все слова существительные.

- Существительное – самостоятельная часть речи.

- Оно обозначает предмет.

- Кто? Что?

- Одушевлённые

- Неодушевлённые

- Мужского, женского, среднего.

- Подставить слова – помощники.

- По числам

(дети по цепочке определяют)

3.Актуализация знаний. Постановка проблемы.

- Я прочитаю вам два вариант одного предложения. Послушайте внимательно и скажите, какое из предложений вам понравилось больше.

1 Всё лето листья подставляли солнцу свои щёки, спины и животы.

2 Всё лето листочки подставляли солнышку свои щёчки, спинки и животики.

- Какое предложение понравилось больше? Почему?

- Мне тоже нравится второе предложение.

- С красной строки запишем второе предложение.

- Обозначьте знакомые орфограммы.

- Назовите ласковые слова в этом предложении.

- К какой части речи они относятся?

- Что помогло сделать слова ласковыми?

- Что такое суффикс?

- Входит ли суффикс в основу слова?

- Давайте определим, с помощью каких суффиксов образовались эти ласковые слова в предложении.

- Листочки – лист, щёчки – щека, животики – живот, спинка – спина, солнышко - солнце.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, какая тема урока?

- Второе. Красивое, нежное, доброе, ласковое.

(один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях)

- Листочки, животики, щёчки, спинки, солнышко.

- Имена сущ.

- Суффиксы

- Часть слова

-  Входит

- (дети в тетрадях, один у доски)

- очк, -чк, -ик, -к, -ышк.

- О существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

На экране появляется тема урока.

Физминутка «Белка»

Белка, белка, озорница,

Белка прыгать не ленится.

Хоть у белки малый рост,

Но зато пушистый хвост.

Дети говорят и выполняют движения

4.Введение в тему.Постановка проблемы.

5. Открытие нового знания.

-Прочитайте тему урока.

Найдите упражнение 265 на странице 38.Прочитайте задание.

-Прочитайте колыбельную.

-Каких слов много в этом тесте?

-Как вы думаете, а почему в нём так много ласковых слов?

-Выпишем эти существительные и слова, от основ которых они образовались. Выделим, с помощью чего образовались эти слова.

Берёза-берёзонька,дочь-доченька,сад-садок,куст-кусток,малина-малинка,дочь-дочка,малина-малиночка.

-От основ какой части речи образовались эти слова?

-С помощью каких суффиксов?

- Давайте проверим наше открытие, прочитайте правило на странице 39.

- И так, с помощью чего образуются сущ. с уменьш,- ласк. значением и от основ какой части речи?

-Давайте перечислим эти суффиксы.

Сначала читают про себя, затем вслух.

- Ласковых

-  Это колыбельная, её поёт мама своим детям. В ней передаётся любовь матери к ребёнку.

(ученики по очереди у доски)

- От основ имён сущ.

- Уменьшительно – ласкательных.

-Они образуются от основ имён сущ.при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

Ученики называют суффиксы -ушк-,очк-ышк-,ёнк-,-к-,-юшк-,-чик-,оньк-,-еньк-.-ишк-

Суффиксы появляются на экране

Физминутка-«пальчики здороваются»

Зарядка для пальцев рук

6.Самостоятельная работа с самопроверкой. В заключение нового знания в систему знаний и повторение.

- У вас на партах карточки, возьмите их. Образуйте с помощью суффиксов, от основ имён сущ. Имена сущ. с уменьшительно – ласкательным значением.

Трава-                                брат-

Мама-                                изба-

Зерно-                                сестра-

Поле-                                  ягода-

Лиса-                                  колокол-

- Это задание выполнить пожалуйста в парах, наш девиз – «Помогая другим, учимся сами» .

- А теперь посмотрите на экран, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

- Поднимите руку, кто справился с заданием.

- Молодцы, ребята! У кого были ошибки, не огорчайтесь, в слеуюший раз обязательно получится.

Задание выполняется в парах.

Самостоятельная проверка по эталону.

7.Рефлексия деятельности.

- С какими словами мы сегодня познакомились?

- С помощью чего образуются сущ. с уменьшительно – ласкательным значением?

- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?

- Что сегодня было легко?

- В чём испытывали затруднение на уроке?

- Поставьте себе пожалуйста на полях оценку за работу на уроке.

- Мне понравилась ваша работа на уроке, каждый из вас внёс вклад в этот урок.

Спасибо за совместную работу, урок окончен.

Проверяется уровень усвоения материала по теме урока, оценивается работа отдельных учащихся и класса в целом.

Одобрение деятельности, стимулирование интереса к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Род имён существительных.

Урок-путешествие в Страну знаний. На уроке открывают новое знание, учатся работать в сотрудничестве с другими в группах....

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Урок русского языка. Тема "Род имён существительных"

На уроке дети познакомятся с приёмами определения рода у имён существительных....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". "Путешествие по океану Знаний"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением". Урок построен на основе требований ФГОС. Урок-путешествие поз...

презентация к уроку образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением...

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Технологическая карта.Разработка урока во 2 классе....