Урок по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак после шипящих в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Н. А. Павлова

"Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект568.51 КБ
Файл презентация612.36 КБ

Предварительный просмотр:

     

           

            Конспект урока по русскому языку

                                 в 4 классе

          по программе «Начальная школа XXI века»

 

         «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

                                                                            разработала

                                                                учитель начальных классов

                                                       Павлова Наталья Александровна

                                           

2014 г.

Урок: русский язык

   УМК: Начальная школа 21 века

   Авторы учебника: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко

   Класс: 4 «а»

   Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

   Цель урока: организация деятельности учащихся с целью

   открытия новой тайны русского языка – правописания мягкого          

   знака после шипящих в глаголах.

  Задачи урока:

  -обучающие: сформировать представление о правописании

                         мягкого знака после шипящих в глаголах;

                         отрабатывать навык правописания мягкого знака

                         после шипящих на конце  имен существительных

                        2 и 3 склонения, имен существительных  множес-  

                        твенного числа в форме родительного падежа,

                        кратких прилагательных.

-развивающие: развивать умственную деятельность учащихся

                          (выполнять операции анализа, синтеза, способ-

                          ность наблюдать, делать выводы, строить план

                          своего ответа); орфографическую зоркость,

                          устную и письменную речь; расширять

                          кругозор учащихся; обогащать словарный запас.

-воспитательные: воспитывать интерес к предмету;

                                  чувство взаимного уважения; аккуратности

                                  при выполнении работ.

Тип урока: урок новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: дидактический материал: карточки со словами для

                          составления предложения; тест на карточке.

                                       

«Мягкий знак после шипящих в глаголах»

                                                        ХОД УРОКА:  

  1. Организационный  момент.

         Запись даты и «классная работа».

  1. Работа над словами из словаря.

На интерактивной доске записаны слова:

М_роз, за_тр_к, _бед, д_журный, р_сунок, р_бота, б_седа, м_чта.

-Буквы играют в прятки, найдём их (устная работа, называют букву и вставляют на доске)

Игра «Волшебники».

- Какой частью речи являются все эти слова? (имя сущ-ое).

Итак, вы волшебники, превратите данные имена существительные

в глаголы и запишите их. (Запись на доске и в тетрадях: морозить, завтракать, обедать, дежурить …..)

- В какой форме записаны глаголы? (в начальной форме).

- Почему? Выделите суффикс и основу.(1 около доски)

А в какой ещё форме могут быть употреблены глаголы? (личной).

-Превратите эти же глаголы в глаголы 1 л. ед. и мн. чисел, 2 л.ед. и мн. чисел, 3 л. ед. и мн. чисел. (называют устно)

Морожу, морозим, ;завтракаешь, завтракаем; обедает,обедают.

- Вот мы и повторили, что уже узнали о глаголе.

     3.  Введение в тему:

         - А сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка о

          правописании глаголов.

         Назовите одним словом и запишите, (ученик за доску, остальные в

        тетради).

         - Как называют молодых людей? (молодежь).

         - Верхняя одежда применяемая во время дождя? (плащ).

         - Мелкое животное из отряда грызунов? (мышь).

         - Краткая форма слова хороший? (хорош).

         - Я долго не видел родных, и очень жду…..(встреч).

        - Синоним к слову доктор? (врач).

        - Я Вам желаю много … (удач).

        - Краткая форма слова могучий? (могуч).

        (Проверка, с чётким проговариванием  правил написания мягкого знака

       после шипящих в написанных словах.)

Слайд2.

        - Какая орфограмма объединяет все эти слова?

        - Какие шипящие звуки вы знаете?    ш,ж,ч,щ

      3. Работа  с предложением.

        На доске слова:

        могуч,ветер,ты,ветер,волнуешь,стаи,ты,              гоняешь,на,туч,сине,ты,море,всюду,просторе,веешь,      

 - Составьте предложение и запишите.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

         - Выполните синтаксический анализ предложения, проверка.(основа)

        - Назовите глаголы в предложении, определите их лицо и число.

-Что заметили в записи этих глаголов? (ь)

 4. Постановка проблемы:

Слайд 3

       - А теперь посмотрите на эти слова: ЧИТАЕШ_,СИДИШ_, БЕРЕЧ_, ОТРЕЖ_.

       - Какой части речи эти слова?

– Уточните тему урока.
« Мягкий знак после шипящих в глаголах.»

Слайд 4


– Какова же цель нашего урока?
 
Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.

       - Ребята, а как вы думаете: надо или не надо у глаголов после шипящих

         писать мягкий знак?

      – Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.

Слайд 5

- Давайте разбираться, откройте учебники на странице 107, работа с

        рубрикой «Давай подумаем». Чтение пословиц и наблюдение над выде-

        ленными словами:

    – Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.  

       Семь раз отмерь, один отрежь.

       За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

       Тише едешь – дальше будешь.

       Без теста пирога не испечь.

Запись:в тетради-1 около доски ученик в столбик.

 Отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь-глаг.,повел.накл.,погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечь – – глаг., 2 л, ед. ч.,

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
– Какой вывод можно сделать?

(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?

Слайд 6

       -Какой вывод можете сделать? Чтение правила в учебнике.

        Хоровое чтение правила.

Слайд 7

Слайд 8

Значит, будем писать мягкий знак в словах

       ЧИТАЕШЬ, СИДИШ_, БЕРЕЧ_, ОТРЕЖ_ или нет? (да), подписываем мягкий знак.

Вопросы:

– Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах надо ли определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)
– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)

5. Составление алгоритма.

Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.

Слайд 9

Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм.

Определим часть речи, если это:

Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.

Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.

Глагол, то ь знак пишется во всех формах

6.Работа в парах. 

Слайд 10

 

Найди лишнее слово. Устно. Докажи.

  • Дочь, карандаш, мышь, веешь.
  • Малыш, свеж, хорош, пахуч.
  • Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
  • Беречь, дремуч, приедешь, назначь.

 7.Закрепление

        Выполнение упражнения №1, учебника с 108.

Слайд 11.

        Запиши слова в три столбика. В первый – глаголы в начальной форме,

        во второй – глаголы в форме 2 – го лица единственного числа, в тре-

       тий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.

Проверка: Слайд 12.

       - Какой сделаем вывод?

Слайд13

Хоровое проговаривание того же правила.

8. Физкультминутка.

                   Если  в слове после шипящих пишется ь- руки вверх поднимаем, если не пишется ь-садимся на корточки.

                         Кирпич, помощь, хорош, тишь, ландыш, глушь, молодёжь, богач, могуч, свеж, луж, задач, отрежь, вещь, молчишь, пожарищ, привлечь, рожь, мышь, жгуч, ложь, скрипуч, ласковый.., жечь, стеречь, хорош, глушь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, пишешь, думаешь.

9. Отработка правила:

         Самостоятельная работа. Сделай буквенную запись. Слова записывай

        в  столбик. Не забывай про мягкий знак!

Слайд14,15

10.Повторение (интерактивная доска)!!!

1)

Сущ. Ж.р. 3 скл 
Сущ. М.р. 
Глаг 2 л.ед.ч..

Ь

кр.прил 
глаг. Н.ф.
глаг. повелит. наклон.

Слайд 16.(повторить)

2)Слайд 17,18.

Упражнение 5стр.110Поставь, где надо мягкий знак.

   11. Итог:

      - Какую новую тайну русского языка мы открыли на уроке?(Хоровое проговаривание правила.  

       

               

                             

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс Учитель: Павлова Наталья Александровна

Слайд 2

Имя существи-тельное У существи - тельных женского рода 3-го скл .: дочь, ночь, рожь. Имя прилага - тельное После шипящих мягкий знак пишется После шипящих мягкий знак не пишется Часть речи У существительных женского рода 1-го скл. В Р. П.: ( нет) туч, луж. У существительных 2-го скл.: плащ, обруч. В кратких именах прилагательных: хорош, пахуч, свеж.

Слайд 3

Подумай! Читаеш ? Сидиш ? Береч ? Отреж ?

Слайд 4

Тема урока Мягкий знак после шипящих в глаголах

Слайд 5

Какой частью речи являются выделенные слова ? Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь, дальше будешь. Без теста пирога не испечь.

Слайд 6

Вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак!

Слайд 7

Глагол (что делать, что сделаешь,сделайте ) сделайте и т.д.)

Слайд 8

Подумай! Читаеш ? Сидиш ? Береч ? Отреж ? ь ь ь ь

Слайд 9

Имя существи-тельное У сущ. жен. рода 3-го скл .: дочь, ночь, рожь. Имя прилага - тельное Глагол После шипящих мягкий знак пишется После шипящих мягкий знак не пишется Часть речи У сущ. жен. рода 1-го скл. В Р. П.: ( нет) туч, луж. 2 . У сущ. 2-го скл.: плащ, обруч. В кратких именах прилагательных: хорош, пахуч, свеж. Во всех формах глагола: беречь, поёшь, съешь.

Слайд 10

Работа в парах «Четвёртый лишний»

Слайд 11

Работа по группам Упражнение 1, с.108. 1 ряд. Глаголы в начальной форме 2 ряд Глаголы в форме 2 лица, ед. ч . 3 ряд. Глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ

Слайд 12

1 ряд стричься б еречь испечь помочь прилечь 2 ряд идёшь учишь говоришь сидишь поёшь кричишь 3 ряд не плачь н азначь спрячь п орежь намажь Проверь!

Слайд 13

Во всех глагольных формах пишется мягкий знак

Слайд 14

Самостоятельная работа Сделай буквенную запись

Слайд 15

[ с п р а ч ] , , [ а б ж э ч ] , [ с т а и ш ] [ с т р и ч ] [ с и д и ш ] [ б и ж ы ш ] , , , , спряч ь обжеч ь стоиш ь , стрич ь бежиш ь сидиш ь

Слайд 16

товарищ М.р. ? помощ ь ь ? Ж.р. задач ь ? мн.ч. Р.п. могуч ь ? Кр . прил.

Слайд 17

Самостоятельная работа Упражнение 5, с.110

Слайд 18

Проверь! ноч ь луч береч ь знаеш ь чертиш ь без туч колюч дремлеш ь вещ ь могуч съеш ь товарищ помоч ь зажеч ь кирпич карандаш заплач ь отреж ь те сидиш ь хорош помощ ь

Слайд 19

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)

Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание ь после шипящих у глаголов"

Тема: Правописание ь после шипящих у глаголовЦели урока: 1) закрепить умение писать Ь после шипящих в глаголах;2) систематизировать знания учащихся о правописании Ь в словах разных частей речи после ш...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...