Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Каменская Ольга Евгеньевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_proverochnyh_slov_v_gruppe_odnokorennyh_slov.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

База практики: 

Учебный предмет: русский язык

Образовательная система: «Школа 2100»

Класс: 2

Тип урока: комбинированный урок

Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова.

Задачи:

Предметные:

  1. Развивать умение читать слова орфографическим чтением.
  2. Развивать умение выделять корень в словах.
  3. Развивать умение отличать проверочные слова от проверяемых.
  4. Развивать умение обозначать изученную орфограмму.
  5. Развивать умение подбирать однокоренные слова.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение читать слова орфографическим чтением.
  2. Умение выделять корень в словах.
  3. Умение отличать проверочные слова от проверяемых.
  4. Умение обозначать изученную орфограмму.
  5. Умение подбирать однокоренные слова.

Личностные:

   Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

1. Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Умение формировать цель урока с помощью учителя.

4. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Умение слушать и понимать других.

2. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Образовательный ресурс: 

1. учебник Р. Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебник для 2 класса.- Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012 .- 176с.: ил. Образовательная система «Школа 2100»)

2. Школа 2100 официальный сайт конспекты уроков//конспекты уроков// URL:http://school2100.com//(Дата обращения: 29.03.18)

Оборудование: карточки, презентация.

План урока:

1. Организация начала урока (2-3 мин)

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка готовности.

2 Актуализация знаний (10 - 12мин)

Творческая работа со словарными словами.

3. Целеполагание (2-3 мин)

4. Развитие умений (20-23 мин)

4.1.Орфографическое чтение и запись слов (упр 223)

4.2.Осложненное списывание (упр 224)

4.3.Формулирование орфограммы и правила написания буквы безударного гласного в корне слова.

4.4. Работа с правилом учебника.

4.5. Работа с сигнальными карточками.

5. Подведение итогов. Рефлексия (2-3 мин)

6. Домашнее задание (1 мин)

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

1. Организация начала урока

1.1.Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Садитесь.

1.2.Проверка готовности к уроку

- Ребята, проверьте всё ли готово у вас к уроку

2 Актуализация знаний

Творческая работа со словарными словами.

-Начнем наш урок с необычной работы. Из текста сбежали слова. Давайте вернем беглецов на место.

На слайде (доске) представлен текст с пропущенными словами.

Один раз шла ... и несла в руках ... . Вдруг она увидела ... . Бросила …

… и побежала за ... . Вернулась ... на старое место: что имела – потеряла, кого хотела – не поймала. Сидит и плачет.

– Прочитайте текст самостоятельно.

– О ком идёт речь в тексте?

– Какой предмет могла нести девочка: одушевлённый или неодушевлённый? Как догадались? А за каким предметом она побежала?

– Прочитайте полученный текст.

–Какая пословица созвучна последним словам? (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.) (слайд)

-Запишите пословицу в тетрадь.

-Какие буквы вы вставите? Почему?

-Как называются слова охрана и потеря? (проверочными)

-Почему? (они однокоренные и в них гласный находится под ударением )

Л

К-1,2,3

П-2

3. Целеполагание

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов)

-Какова  цель урока?

-Правильно, мы будем учиться подбирать проверочные слова в группе однокоренных и писать слова с безударными гласными в корне.

К-1,2,3

Р-3

4. Развитие умений

4.1.Орфографическое чтение и запись слов (упр 223)

Упр. 223 – развивается умение писать буквы безударных гласных в корне с опорой на проверочные слова. Коллективная работа, один ученик выполняет задание на доске.

-Ребята, знаете ли вы что такое орфографическое чтение? (спросить знают ли они)

-Для чего оно служит? (помогает запомнить правильное написание слов)

-И сейчас мы с вами потренируемся проговаривать слова орфографически на материале упражнения 223.

-Прочитайте задание к упражнению.

-Что мы будем сейчас делать?

-Для чего мы будем это делать?

-К доске пойдет …

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

-Теперь  прочитаем вслух хором вторую строчку.( Затем третью, потом пишут самостоятельно)

-Какую букву мы вставили в словах второй строчки (е – лес подлесок)

-Какую букву мы вставили в 3 строчку?

-Чему мы учились? (выделять корень, ставить ударение, находить проверочные слова)

4.2.Осложненное списывание (упр 224)

Упр. 224 – развивается умение выбирать проверочное слово в соответствии с его лексическим значением и писать букву безударного гласного в однокоренных словах.

-Ребята, если в прошлом упражнении мы могли понять, где лес и где лис, то в следующем -  надо разобраться.  Почему, вы узнаете, прочитав текст упражнения.

-Прочитает вслух …

-Как вы думаете, что мы будем делать в этом упражнении? (списывать, проверочные слова подбирать, вставлять пропущенные буквы)

-Если это рыжая лиса, какое слово будет проверочным? (лисы)

-А если это в лесу, то проверочное слово …

-А как мы проверим слово нора?  

-Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

-Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните букву ударного гласного двумя чертами, безударного одной чертой.

-Поменяйтесь тетрадями и сверьте с эталоном, если есть ошибки – исправьте их.

-Поднимите руки у кого ни одной ошибки? Молодцы, вы были внимательны.

4.3.Формулирование орфограммы и правила написания буквы безударного гласного в корне слова.

Беседа после выполнения упр. 224, подводящая к обобщающему понятию «орфограмма-буква безударного гласного в корне слова» и правилу написания букв безударных гласных в корне слова.

– Как вы определяли в упр. 224, какую букву надо вставить в слова: е или и? (Прочитали текст и поняли, что в нём говорится о животном – лисе, поэтому проверочными будут однокоренные слова с ударным гласным: лисий, лисы.)

– Сформулируйте правило написания буквы безударного гласного в корне слова. (Правило)

– Как называется место в слове, где есть безударный гласный? (Орфограмма.)

-Что такое орфограмма? (это написание по правилу; если нельзя точно определить на слух это орфограмма, подчеркивается одной чертой, а те буквы в слове, которые объясняют написание – двумя чертами)

– Почему здесь есть орфограмма? (Нельзя на слух определить, какую букву писать, так как есть выбор букв е или и.)

– Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова)

– Прочитайте название орфограммы и правило написания буквы безударного гласного в корне слова в рамке учебника после упр. 224 и сравните со своими выводами.

4.4. Работа с правилом учебника.

-Ребята, давайте прочитаем правило учебника и сравним с тем, что вы вывели самостоятельно.

-Посмотрите, как обозначается орфограмма?

-Что мы будем выделять в слове? (корень) Что будем ставить? (ударение) Что выделять одной чертой? (безударную гласную) Двумя чертами? (ударную гласную в проверочном слове)

Упр. 225 – развивается умение писать слова с безударным гласным в корне с опорой на однокоренные слова с ударным гласным в корне.

Выполняется по вариантам.

-Давайте поупражняемся применять данное правило на практике.

-Посмотрите образец в упражнении 225

-Правильно ли обозначена орфограмма?

-Чего не хватает? (не выделен корень)

-Правильно, ребята, вы умнее, чем редакторы учебника.

-Что вы будете делать со словами, помещенными в упражнении?

-1 вариант будет выполнять первый столбик, а 2 вариант – второй столбик.

-Проверьте правильность задания, сверьте со слайдом.

-Поднимите руку у кого нет ошибок.

4.5. Работа с сигнальными карточками.

-Вижу вы хорошо поработали на уроке  и мы можем поиграть.

-Сейчас я буду вам называть слова, а вы мне будете показывать букву безударного гласного.

Беглец, часы, добряк, пищать, водить, трава, степной.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Л

К-1,2,3

П-1

Пр-1,2,3,4

Р-1,2

Р-4

Пр-1

П-2

Л

К-1,2,3

Р-1,2

П-1

П-5

Пр-2,3,4

К-4

Р-4

К-1,2,3

П-2

К-1,2,3

П-1

П-1

К-1,2,3

Р-1

Л

К-1,2,3

Пр-2,3,4,5

Р-4

Л

К-1,2,3

Пр-4,5

П-2

5. Подведение итогов. Рефлексия

-Над какой орфограммой работали на уроке?

-Какова была цель нашего урока?

-Поднимите руки те, кто достиг цели.

-Что вы делали для достижения цели? Используйте в ответе начало следующих фраз:

1.Я учился подбирать…

2.Я учился выделять…

3.Я учился  находить…

К-1,2,3

Р-2,4

6. Домашнее задание

Упр. 226. Выучить правило после упр. 224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов""

Урок проведен в классе, где дети обучаются по ОС "Школа 2100". Были использованы ИКТ, технологии проблемно-диалогового обучения. Урок имел практическую направленность, была организована работа с орфог...

Урок во 2 классе по русскому языку «Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»

Урок во 2 классе по русскому языку«Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»  (март 2013г.).Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать бу...

Мультимедийный урок русского языка во 2 классе.Нахождение проверочных слов в группе однокоренных.

Урок по учебнику "Русский язык",2класс,Бунеева Р. Н.,Бунеевой Е.В. УМК "Школа России"....

"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс ( Образовательная система "Школа 2100" )

Конспект урока по русскому языку с презентацией. Тема: "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов". 2 класс. Образовательная система "Школа 2100"....

Презентация к уроку во 2 классе по теме "Распознавание проверочных слов. Подбор проверочного однокоренного слова" к учебнику Рамзаевой Т.Г.

Данная презентация выполнена без стилизации, что дает учителю возможность ее творческого  преобразования.Материал расположен с соблюдением всех этапов урока: с объявления темы и минутки чистописа...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов"

Данный материал поможет учителю начальных классов в подборе заданий при изучении темы "Однокоренные слова". Дети смогут научиться различать ударные и безударные гласные и находить проверочны...