Разработка урока по русскому языку "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными." 2 класс по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Логошко Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс                                   

Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.  

                     

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                           учитель начальных классов

Логошко Е.А.

Симферополь

2018


Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Класс: 2

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и  изученного материала (по типологии ФГОС)

Цели урока: - образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, научаться переносить  слова  с мягким знаком .
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.
Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.
Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология,  технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.
Оборудование урока: компьютер, презентация по теме урока, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, дидактический материал для обучающихся.

Ход урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности

1. - Здравствуйте! Я рада видеть вас на уроке русского языка. Проверим вашу готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, дневник. Все на месте.

- Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Проверим-  Руки.  Ноги?  Локти?  Спина?

Слайд№2
Девиз нашего урока сегодня
 «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».
- Объясните смысл девиза. (Чтобы мобилизовать наши силы)  
-
потрите ладошками ваши ушки
- потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны.
2. Эмоциональный настрой.

- Улыбнитесь друг другу.
- Повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками.
 - Урок русского языка - сложный, требующий вашего старания, стремления к  знаниям, внимания, аккуратности.  Со всеми трудностями можно справиться, если человек все делает с хорошим настроением большим желанием.
Слайд№3

Всё сумею, всё смогу и соседу помогу.
Сели правильно. Дети открывают тетради, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными,  трудолюбивыми и старательными.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».

Отступите 2 строчки от предыдущей работы . Записываем число (Восемнадцатое )   месяц(декабря)  классная работа.

  1. Актуализация знаний.
    1. Чистописание.
                      А сейчас проведём минутку чистописания!
    - Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными,  трудолюбивыми и старательными.
    –Какую  букву  будем  писать  вы  догадаетесь, когда  прослушаете  это  четверостишие:
    Что  за  буква,  кто  узнает:
    Звука  не  обозначает,
    Может  только  показать,
    Как согласную  писать.
    -Какую  букву  будем мы  писать?
    Не просто будем писать эту букву ,а в соединениис другими согласными

Слайд№4                                   ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.

Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше.

- Оцените свою работу.
- Молодцы, ребята, справились с заданием !

Чтобы узнать какие слова запишем с этим знаком вам нужно отгадать загадки

1. 

От ушей и до хвоста

Шерсть густая у кота,

У него короткий хвостик.

Не приходит к нам он в гости.

Котик наш в лесу живет,

Когти точит, спинку гнет,

Но не скажешь киске - брысь!

Потому, что это                                       (рысь.)       Слайд №5
2. 

Сбоку марка и картинка 

В круглых штампах 

Грудь и спинка. 

Маленькое очень, 

Быстрое как птица, 

Если захочешь — 

За море умчится.                                  (письмо)   Слайд №6

3.

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
                                                                      (Снегирь)
 Слайд №7

4.

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что? Это зимнее...     (пальто)    Слайд №8

Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.( -1.Слова с Ь на конце,-2.Слова с Ь в середине слова)

  1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Кто догадался, какая тема урока? (Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными        Слайд№9

Давайте составим вместе план  работы на урок:!!!!!!!!!!!!!!!!!!   Карточки вывесить на доску!

- научимся обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и  в середине слова перед согласным.
- научимся правильно писать слова с ь знаком
- научимся переносить слова с Ь знаком в середине слова.

1. Работа в паре:            

-    А сейчас поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки .Возьмите карточку №1.             Слайд№10
 

Карточка №1

 окунь, пальчик, зверь, пень, альбом, крыльцо

      I –группа                           II- группа

1.Какое место занимает Ь в словах?(в конце или в середине слова)
2. А теперь разделите их на 2 группы.

3.Какую роль играет Ь знак в словах каждого столбика?

Вывод:  Ь на конце слова и в середине  между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.
Что вы узнали о мягком знаке?
Вот мы ответили мы с вами на 1 вопрос плана.

IV. Усвоение  новых знаний и способов действий.

Игра «Превращение слов»     Слайд №11

А сейчас поиграем            Работа в тетрадях
Измените слова так, чтобы они называли один предмет (образуйте от данных слов единственное число).

Олени – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, глухари – … .
 запиши слова-отгадки на мои загадки

Молодцы!

-  Где стоит Ь знак в этих словах?               Что он обозначает?

Вывод: на письме мягкий согласный звук на конце слова обозначается ь.

Вот мы ответили на 2 пункт плана!

Пальчиковая гимнастика    Слайд №12

Работа с учебником       Слайд №13   

Упр.204 стр.126
Сделайте вывод: для чего в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)

Может ли мягкий знак стоять в начале слова?

Физминутка

- Давайте проведём физминутку.

Встаньте, выпрямите спинки.  

Игра "Поймай слово". Слайд №14

- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы   хлопаете в ладоши, а если  посередине , то приседаете.

Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь

V. Закрепление знаний и способов действий.      Слайд №15
Упр.206 стр.127

 – Что общего у слов?

– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)

– Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)

Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

Работа у доски.                Словарное слово          Слайд№16

- Вспомним правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.

Б  Ь  Е  Е  М  Л  (мебель) Вывешиваю буквы на доску (собрать слово)

Дано вам слово странное,
Почти как иностранное.
На него вы посмотрите
И дружно мне переведите!
- Давайте
произнесем слово мебель хором.

 Объясните его лексическое значение. 

Спишите слово, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

 А теперь вам трудное задание – подберите однокоренные слова. Докажите свою точку зрения.

Запишите

мебель- мебельный .            

Разделите их черточкой для переноса.

 Вывод: (Буква ь от предшествующей буквы не отделяется:  ме-бель- мебель-ный.)

Вот мы ответили на 3 пункт нашего плана

                                       Гимнастика для глаз  Слайд№17

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа в группах (по 4 человека).           Слайд№18
игра «Найди потерявшийся слог»

На столах лежат конверты с заданием  №2.

Крыль     ки
Киль     цо
Маль      ник
Уголь    чик
Школь     ки

1.Собрать правильно слова

2.Разделите их на группы

 2.Прочитайте слова, запишите их самостоятельно для  переноса.

Конь-ки, крыль-цо, школь-ни-ца                 Уголь-ки, коль-цо, учи-тель-ни-ца    

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон. Каждый ученик доказывает свой ответ.
- Ребята, кто допустил ошибки? Почему?

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

А сейчас задание для самых – самых  внимательных.  (работа в тетрадях)

Диктант «Плюс - минус».

 «Плюс» поставь, когда в словах
 Ты напишешь мягкий знак.
 Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
День, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, рысь,
Кот, конь, шум, шить. +  - + - - + + -  -+ + - +- +  Взаимопроверка              
Слайд№19

7. Подведём итог нашего урока.

Выставить отметки за урок. В течение всего урока (хор. Отлично. умничка)- вербальное оценивание детей

Приготовим наши ладошки.
(Метод «Пять пальцев»)
М (мизинец) – мыслительный процесс.
- Что узнали сегодня на уроке?
(Узнали про слова с мягким знаком  согласными.)
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились?
(Научились писать слова с  мягким знаком в середине и в конце слова после согласных и правильно переносить слова с   Ь знаком  согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
- Кому понравился урок?
У (Указательный) – услуга, помощь.
- Чем порадовали друзей?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
- Что я сделал для своего здоровья?(тренировал зрение)
VII. Домашнее задание. По желанию – задания на карточках.     Слайд №20

Карточка №3.
Базовый уровень – Упражнение 207,стр.126

Спиши, разделив слова для переноса.


Карточка №4.
Задание: Исправить ошибки Незнайки.

О-вцы, ут-ки, е-жик, зай-ка,

Мал-ьчик, пальч-ик, ло-б, гла-за,

Во-лк, ли-са, мед-ведь, ко-за.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

- Спасибо всем за урок!!!!                               Слайд №21

Доп.материал. Работа с диском

Литература:

  1. Поурочные планы по русскому языку к учебнику Канакиной В.П. 2 класс по программе «Школа России»
  2. Канакина В.П. учебник «Русский язык»,2 класс
  3. http://soiro.ru/forum/datas/users/sova_2.gif
  4. http://www.playcast.ru/uploads/2016/01/11/16771446.jpg
  5. http://110sad.ru/wpcontent/uploads/2011/12/Филин.jpg
  6. http://www.flywall.ru/image/animals/los-zimoy.jpg
  7. http://oboik.ru/uploads/11_05_2013/view/201302/oboik.ru_65189.jpg
  8. http://5klass.net/datas/matematika/Edinitsy-massy-3-klass/0006-006-Ot-80-do-1200-kg.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

ЦЕЛИ УРОКА:1.                      Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на п...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными (урок рефлексия)

Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь....

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"...

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными"

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слов...

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Урок закрепления. Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме ...