Конспект = презентация открытого урока по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Павлова Марина Михайловна

Конспект открытого урока по русскому языку на тему : Закрепление девять правил орфографии в форме   орфографического боя. Групповой вид работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Орфографический бой22.61 КБ
Office presentation icon Орфографический бой.1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку  3 класса.  

Тема : Закрепление девять правил орфографии в форме   Орфографический бой.

Цель:  обобщить знания учащихся об известных орфограммах, развитие умения работать в группах.

Задачи: воспитывать интерес к русскому языку через внеурочную деятельность;         закрепить умение применять орфографические правила.

Оборудование: доска, флажки, карточки с заданиями, проектор, экран.

Ход игры.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он пройдет в форме урока-игры.

Необходимо сформировать до игры  3 команды-«войска».

Войска должны пройти испытания. Каждое испытание оценивается в 5 баллов. То войско, которое наберёт больше баллов, выиграет сражение.

- На партах конвертики с номерами и флажки. Та команда, которая готова ответить поднимают флажочек.

Итак, начнем.

 I. Испытание  разминочный «Оборона»:

- Нужно, приписывая справа или  слева к слогам жи, ши, ча разные слоги, получить 10 слов.

Команды получают карточки с заданиями:

1 команда:

Жи               жи                жи                жи                жи                жи                  жи                жи                жи                жи

2 команда:

ши           ши                   ши           ши                     ши           ши                

ши           ши                        ши           ши

3 команда:

ча            ща                ча              ща           ча                 ща                 ча            ща                ча        ща

- Какую орфограмму здесь повторяем?

II. Испытание «Разведка».

- Вот вам первое задание. (Работа в парах) Нужно собрать слова из слогов и записать их в тетрадь.

  1. ТО-ПОР, ТРОЛ-ЛЕЙ-БУС, ОБ-ЕД, АР-БУЗ, ВО-РО-НА, МАЛЬ-ЧИК, КА-РАН-ДАШ,  
  2. РА-БО-ТА, ПАЛЬ-ТО, АП-ПЕ-ТИТ, СА-МО-ЛЁТ, ПО-ТО-ЛОК, КОЛ-ЛЕК-ТИВ, СПА-СИ-БО
  3. ПАС-СА-ЖИР, КОНЬ-КИ,

КА-ПУС-ТА, ОБ-ЛА-КА,   КОМ-ПЬЮ-ТЕР, ТЕ-ЛЕ-ФОН, ЦАП-ЛЯ.

-Подчеркните орфограммы, которые встретились в этих словах.

- Какие орфограммы вы подчеркнули?

(непроверяемые гласные в корне слова (словарные слова), удвоенные согласные, проверяемые согласные в корне).  

III. Испытание «Донесение».

- Нужно восстановить слова, в которых нет ни одной гласной. Можно брать и повторять одну и ту же гласную букву во всех словах.

  1. м л к ,        х р ш ,           п т л к  ,       м л т к .
  2.   з л т ,        м л д й ,         н г т к ,  г л с к.      
  3. в л с к  ,     к л к л ,       к л б к  ,     л к т к.

IV. Испытание «Артобстрел»

- Выпишите все слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.

       Мы шли в лес по узкой тропке. За деревьями мы увидели соек. Обычно их можно видеть на лесных дорожках или опушках. Заметит сойка человека или собаку и издает резкий крик. По крику звери и птицы узнают о близкой опасности.

V. Испытание «Минное поле».

Командам выдаются карточки «Минное поле». Нужно обезвредить эти мины.

Записать слова в два столбика, вставляя пропущенные разделительный Ь или Ъ знаки.

С..язвил, солов..и, с..ежился, ненаст..е, ател..е, из..ян, печен..е, раз..единить, в..юн, пред..явить, грозд..я, чут..е, бур..ян, вз..ерошить, раз..яснил, свин..я, об..ем, с..ехал, в..езд, с..ем.

VI. «Атака»

Всем командам одновременно задаётся вопрос, и те, которые нашли решение раньше, поднимают флажок.

Задания:

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Какая 10 буква в алфавите? (и)

- Сколько букв и звуков в слове Яна? (паяет, поет, ясень и др.)

- В каком глаголе слово «нет» слышится сто раз? (стонет)

- В каком слове семь гласных? (семья)

- Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)

- Какое слово состоит из трёх одинаковых букв? (три – о)

- Какая часть растения бывает и частью слова? (корень)

- Какие буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной?

- Как из маленького хвостика сделать большой? (убрать –ик: хвост)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (добавить –ак: рыбак)

 

VII. Победа или поражение.

- Проверим как хорошо вы запомнили орфограммы, о которых говорили на уроке. Я называю характеристику правила, а вы ставите номер правила, выстраивая числовой ряд.

4. Это правило знакомит с правильным написанием словарных слов.

7. Как написать слова вьюга и подъезд, узнаем, благодаря этому правилу.

8. Это правило поможет правильно написать слова ДОЧКА, ЧАЩА, ЩУКА.

1. Это правило поможет правильно написать слова Россия, Марина, Волга, Александр.

9. Это правило поможет вам не заходить за поля.

6. А слова русский, класс поможет написать следующее правило.

2. Это правило орфографии поможет не ошибиться в написании слов: весна, страна, деревня.

5. Зная это правило, напишем правильно слова лестница, праздник.

3. Благодаря этому правилу не ошибёмся в словах дуб, шарф, гриб.

4 7 8 1 9 6 2 5 3

Памятка. Девять правил орфографии  на экране поочередно.

  1. Прописная буква в именах собственных.
  2. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  3. Проверяемые парные по звонкости — глухости согласные в корне слова.
  4. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
  5. Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—

ЩУ, чк, чн, щн.

  1. Непроизносимые согласные.
  2. Удвоенные согласные.
  3. Разделительные твердый и мягкий знаки.
  4. Правила переноса слов.

Сражение закончено.

- Подводим  итоги  

- Какая  команда больше очкови объявляется победитель;

- Назовите самого активного «бойца» в своей  команде.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закрепление девять правил орфографии Урок-игра в 3 классе Учитель начальной школы Павлова Марина Михайловна

Слайд 2

Девиз урока: И пусть острей кипит борьба, Сильней соревнование: Успех решает не судьба, А только наши знания.

Слайд 3

Испытания Разминочный «Оборона» Разведка Артобстрел Донесение Минное поле Атака

Слайд 4

1 испытание Разминочный. Приписать разные слоги.

Слайд 5

Как называются звуки, состоящие только из голоса? Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? Что ставится перед союзом А? Как каплю превратить в цаплю ? Как называется часть слова между корнем и окончанием? Назовите главные члены предложения. Как проверить безударную гласную в корне слова? Сколько гласных звуков в русском языке?

Слайд 6

2 испытание . Разведка. Соберите слова из слогов. то ран лей пор жир конь чик паль са ле си то фон ка трол пор пас ки тер спа бо даш бус маль кол ап те тит тив лек пе

Слайд 7

3 испытание Донесение Вставить гласные буквы

Слайд 8

4 испытание . Артобстрел Выписать все слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.

Слайд 9

5 испытание Минное поле Записать слова, вставляя пропущенные разделительные Ъ и Ь знаки

Слайд 10

6 испытание Атака Сколько букв в алфавите? Сколько гласных звуков? Какие буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласных? Какая часть растения бывает и частью слова?

Слайд 11

Резерв Прописная буква в именах собственных. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Проверяемые парные согласные по глухости-звонкости в корне слова Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные Разделительный твердый и мягкий знаки. Правило переноса слов.

Слайд 12

Определи падеж выделенного имени существительного. Рыба - шар обитает в водах Индийского океана . У берегов морей в зарослях водорослей обитают морские коньки.

Слайд 13

Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться,. Никогда не унывать, А русский на «отлично» знать!

Слайд 14

Подведение итогов. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть . А. М. Горький