Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Имя существительное. Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Насуцева Наталья Владимировна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе "Имя существительное. Обобщение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Имя существительное. Обобщение».

Цели урока:

Образовательные:

  • повторить имеющиеся знания об   имени существительном;
  • закреплять умения определять склонение и падеж  имен существительных;
  • развивать умение выполнять морфологический разбор.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, воображение, восприятие;
  • развивать устную речь,
  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету;
  • воспитывать взаимоуважение;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

  • развивать и поддерживать зрительные функции глаза;
  • создавать положительный психологический климат на уроке;
  • поддерживать высокую работоспособность.

Оборудование:

карточки с целями;  индивидуальные карточки с заданиями; интерактивная доска, электронная  презентация.

Ход урока.    

  • Организационный момент.

Учитель: Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте гостей.

Психологический настрой на урок с учетом модальностей учащихся.

Учитель:      – Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети: Рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

Учитель:       – Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети:  Шепчут отметку в дневник.

 Учитель:  – Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

Учитель :  -Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд 2. Виды речевой деятельности:

Говорим  (кликнуть мышкой)

Читаем  (кликнуть мышкой)

Пишем   (кликнуть мышкой)

Слушаем (кликнуть мышкой)                                    

- Что вам на уроках делать легче?

- Почему?

- Что труднее?

- Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Слайд 3. «Мудрым никто не родился, а научился»                                        

-Как вы понимаете эту пословицу? Чему она учит?

2. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:   – Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы. -

Слайд 4-5 .Цели (глаголы развешаны по классу в разных местах, предложения записаны на доске с пропусками глаголов):

Вспомнить, что такое имя существительное?

– Какие падежи существуют в русском языке?

 – Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

Ставить слова в нужный падеж.

- Выполнять морфологический разбор имени существительного.

При ответе учащиеся доказывают, что найденное слово является глаголом.

 Слайд 6. Учитель: - Давайте запишем число, классная работа.  

 - Кто может сформулировать тему урока, опираясь на цели урока?

3. Чистописание

Слайд  (интерактивная доска)

. В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/ (-д, -б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

Рыжая елка сиела в упле. (Рыжая белка сидела в дупле.)

 – Назовите грамматическую основу.

– Назовите существительные, докажите, что эти слова являются именами существительными, определите падеж, склонение.

 Слайд 7. Словарная работа.

 - Молодцы. Хорошо постарались. Теперь вам необходимо угадать имя одной науки русского языка. Для этого нужно разгадать кроссворд.

М

е

д

в

е

д

ь

г

0

р

о

д

д

е

Р

е

в

н

я

ф

а

м

и

л

и

я

в

о

р

О

н

а

п

а

Л

ь

т

о

с

О

б

а

к

а

Г

е

р

о

й

         

л

И

с

и

ц

а

Я

г

о

д

а


1 Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и короткими толстыми лапами.

2. Крупный населенный пункт, место большого поселения людей, административный, торговый, промышленный, культурный центр.

3. Синоним этого слова – село.

4. Наследственное семейное (обычно, полученное  от родителей) наименование, прибавляемое к личному имени.

5.Птица с черным или серым оперением.

6 . Верхняя одежда, наддаваемая поверх платья, костюма.

7. Домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.

8.Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

9. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

10. Небольшой сочный плод кустарников и трав.

   - Как зовут эту науку? (Морфология). Что она изучает? 

(Морфология-это наука о языке, которая изучает части речи.)

4. Работа по теме урока.

Слайд 8 (интерактивная доска).

Учитель: Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей  и падежные вопросы.

– Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

– Установить соответствие между падежами,   и вопросами с помощью стрелок.

И.п.            кем? чем?

Р.п.              кому? чему?

Д.п.              о ком? о чём?

В.п.               кого? что?

Т. п.               кого? чего?

П.п.              кто? что?

(Проверка фронтально по интерактивной доске)

 – Сколько падежей в русском языке?

– Назовите отличительные признаки падежей

Слайд 9. Это интересно   Раньше было 7 падежей, 7 – звательный. « Приди ко мне, брате, в Москов», обращается Ю Долгорукий к князю Святославу.  

 - Слово «брате» стоит в звательном падеже – при обращении.

-«Чего тебе надобно, старче?»

 - Слово «старче» в звательном падеже.

Слайд 10. Гимнастика для глаз.

Учитель: -Что такое склонение?   - Какие существительные относятся к 1 склонению?

Дети: - Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я. Слайд 11

Учитель: - Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Дети: - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё. Слайд 12.

Учитель: - Какие существительные относятся к 3 склонению?  

Дети: - Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме . Слайд 13.

Учитель: – Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Слайд 14.(интерактивная доска)

- Распределим имена существительные по типу склонений.

лиса, дядя,  дерево, кот, лошадь, рожь

Слайд 15. (интерактивная доска)

5. Письмо по памяти  

          Снег.

 На дворах и домах

Снег лежит полотном,

Он от солнца блестит

Разноцветным огнём4.

 Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

 Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.   А в природе и в нашей республике зима наступает каждый год в разные сроки.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса.

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

 Дети: - На дороге, нельзя съезжать с горы на проезжую часть дороги.

 Учитель: -Давайте выполним  письмо по памяти.

  (Во время написания шторкой закрывается стихотворение).

 - Проверка.

-  Возьмите в руки карандаши, проверьте написание. В каких словах допустили ошибки?

Синтаксический  разбор   слова под цифрой 4 (интерактивная доска).

Физминутка.

Слайд 16.

6. Работа по учебнику.

С. 136 упр. 137

 Слайд17-18.

7. Тест. 
1 Имена существительные обозначают:
К)признак предмета
Л)действие
М)предмет
2 Имена существительные отвечают на вопрос:
М)что делает?
Н)какой? Какое?
О)кто? что?
3 Имена существительные бывают:
К)м.р., ж.р.;
Л)м.р., ж.р., с.р.
М)ж.р., с.р.
4Имена существительные изменяются:
О)по числам и падежам;
Н)по родам;
5 Имена существительные в предложении:
Г)сказуемое;
Д)подлежащее и второстепенный член.
6 Сколько падежей в русском языке
Ж) 7;
З) 9;
Е) 6.
7 Склонение-это:
Х)словообразование;
Ц)словоизменение.
Слайд 19.-Если вы правильно заполнили тест, то вы прочитаете слово ,которое вас похвалит за правильно выполненную работу. МОЛОДЕЦ.

8. Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

 – Встаньте, кто сегодня на уроке поставил бы себе 5?

– А те, кто 2?

-Как вам наше волшебство? Во!

Выставление оценок.

Слайд  20.

9. Рефлексия.

Оцените свое настроение. Возьмите тот смайлик, который выражает ваше настроение.

Слайд  21.

10. Домашнее задание: повторить словарные слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"

открытый урок  по русскому языку  во 2 классе "Обобщение знаний  об имени прилагательном". авторы учебника по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок русского языка, 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"  Цели: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.Задач...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний о частях речи".

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"....

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"

Открытый урок в 8 классе по русскому языку "Обобщение знаний по теме: «Обособленные определения и приложения"...