Интегрированный урок "Единственное и множественное число имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Толстова Юлия Владимировна

Урок по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных" и по литературному чтению "История Винни - Пуха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx32.92 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.88 МБ
Файл slova.docx10.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 120. Единственное и множественное число имен существительных

Цели: дать понятие об изменении имен существительных по числам; учить определять число имен существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

 Образовательная

  • повторить знания об имени существительном ( определение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные);
  • формировать  умения определять число имени существительного;
  • формировать навыки планирования ответов, навыка работать с книгой, уметь писать и читать в быстром темпе, навыки  самоконтроля;

 Воспитательная:

  • содействовать в формировании мировоззрения,
  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать любовь к родному языку;

 

Развивающая:

  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать. Обобщать, логически излагать свои мысли, речь;
  • развивать самостоятельность и волю уч-ся, используя для этого проблемные ситуации, нахождение примеров по изучаемой теме из окружающей действительности;
  • развивать эмоции уч-ся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости;
  • развивать познавательный интерес школьников
  • развивать индивидуальные особенности детей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имен существительных — число; изменять имена существительные по числам; использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Оборудование:  мультимедиа проектор, интерактивная доска, камера, компьютер, картинка Винни Пуха, цветы и шары для рефлексии, карточки со словами, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте к ним повернемся и поздороваемся ручками – хлопают, ножками – топают, глазками – моргают, голосом – здравствуйте! Молодцы, садитесь.

  1. Актуализация знаний.
  1. Повторение.    Слайд 1

Из какого мультфильма эта картинка? Винни Пух. Давайте украсим полянку Винни Пуха цветами. Если у вас хорошее настроение, прикрепите красный цветок, если не очень – желтый, а если плохое – синий. Вот какая полянка у нас получилась. Скажите, что изображено на картинке?  Назовите одушевленные имена сущ. Неодушевленные имена сущ. Собственные и нарицательные. Ребята называют слова, учитель открывает доску, на которой карточки с этими словами. Что это за слова? Имена существительные. Слайд 2 Этот мультфильм придумал Федор Хитрук по книге Бориса Заходера «Винни Пух и все, все, все. Но Б.Заходер не написал, а перевел книгу с английского языка. Автором является Александр Милн . Слайд 3

Выступления детей.

  1. 18 января весь мир отмечал 130-летие со дня рождения замечательного английского писателя Александра Алана Милна, создателя книги про Винни Пуха. Книжку про медвежонка Винни Пуха Милн написал для своего единственного сына, которого звали Кристофер Робин. Всего были написаны две книги - собственно, "Винни Пух" и "Дом на Пуховой опушке". В нашей стране это произведение известно благодаря пересказу Бориса Заходера.
  2. Образом для создания Винни-Пуха и всех его друзей послужили мягкие игрушки, принадлежавшие сыну Милна Кристоферу Робину. В настоящее время они находятся в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Пух был приобретен в универмаге в Лондоне и подарен Кристоферу в свой первый день рождения. Купленного медвежонка изначально звали Эдвард.
  3. Имя "Винни-Пух" было образовано от слияния имен канадского медведя, которого Кристофер Робин  видел в Лондонском зоопарке – Винни. И лебедя, который жил неподалеку от дома Милнов, которого звали - Пух. Слайд 4. На фото - знаменитая фотография Ховарда Костера, на которой запечатлен Александр Милн с сыном и медвежонком, послужившим прообразом для Винни Пуха. В настоящее время эта фотография хранится в Национальной Картинной Галерее Лондона.
  4. Винни – Пуху даже поставлены памятники. В лондонском зоопарке стоит бронзовый медведь, в окружении своих друзей, в Канаде – статуя, в Онтарио Винни Пух сидит на дереве с горшком меда в лапах. В России в Москве бронзовый Винни Пух и его друзья обитают неподалеку от площади Победы Слайд 5. Про забавного медвежонка и его друзей создано очень много книг, а также есть игрушки и даже торты с этими героями. Слайд 6, 7, 8. Когда Б.Заходер умер, на его могиле был поставлен памятник – уходящий Винни Пух и Пятачок. Слайд 9. Вот так появился этот забавный медвежонок и его друзья. Они сегодня помогут нам в работе.

Прежде, чем приступить к работе, давайте немножко разомнем пальчики. У каждой пары на парте есть мозаика. Соберите её. Что у вас получилось? Слайд 10. Винни Пух и его друзья приготовили сегодня для вас интересные задания. Чтобы выполнить задания, нам нужна рабочая тетрадь. Что надо сделать? Открыть тетрадь. Записать дату.  Комментированная запись числа. Какую запись должны сделать дальше? Напишите слова «Классная работа».

  1. Минутка чистописания. Слайд 11

Смотрим начало мультфильма. На какую букву начинается слово дом? (Дд) Охарактеризуйте ее. (согл, зв., парн.,тв.)

Дом у дятла без крылечка, дом дельфина – без дверей.
А у нас есть в доме печка, и труба, и дым над ней.

Запишите букву в виде рисунка. Д      д.

  1. Орфографическая минутка. Слайд 12

У Винни пуха была знакомая сова, которая считала себя очень грамотной. Посмотрите, как она написала на своем домике. Все ли правильно у нее записано? Слайд 13

прашу паде-ргат и жда-ть атвета         сава        прашу сту-чать если ни атви-чают  сава

Дети исправляют ошибки и записывают правильно предложения.

  1. Самоопределение к деятельности.  

Учитель поднимает на 1 ряду одну девочку. Сколько человек стоит? (один) Поднимает весь 2 ряд. А сейчас, сколько вас? (много) Слайд 14.Посмотрите, сколько медведей и сколько пчел на слайде? (один, много) Сколько предметов может обозначать имя существительное? Образуйте другое число в каждом слове. По щелчку появляется надпись.

(медведи, пчёлы) Как, в данном случае, изменяются имена существительные? Имена существительные могут быть единственного и множественного числа. По щелчку появляется обозначение числа сущ. Изменение имен существительных по числам – это первый грамматический признак имени существительного.

 Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (единственное и множественное число имен существительных)  Вернемся к нашим словам. Распределите  эти слова в две группы по числам.

На доске карточки со словами: медведь, пчелы, кролик, ослик, шары, сова, дерево, листья, дом, следы, жёлуди, горшок, колючки, уши, глаза, поросёнок.   

 Какие слова отнесли в 1 группу? Докажите.

единственное число (ед.ч.) Имена существительные, которые обозначают 1 предмет, находятся в единственном числе.  Какие слова вы отнесли в другую группу? Докажите. Имена существительные, которые обозначают несколько предметов, находятся во множественном числе. Молодцы! Сегодня вы уже помогли Сове, поэтому и она хочет вам помочь. Прочитайте правило тетушки Совы в учебнике с.61. Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? во множественном числе?

Ребята, у меня еще есть карточки со словами, в какую группу можно их отнести? (мед, щавель, брюки, ножницы, ходьба, часы, очки)  Попробуйте образовать другое число этих существительных.

 Вывод: не все существительные могут изменяться по числам, есть слова, которые имеют только одну категорию числа, единственного или множественного числа.

  • Форму только единственного числа имеют слова:
    щавель, мёд, ходьба, злоба и другие.
  • Форму только множественного числа имеют слова:
    Брюки, часы, духи, ножницы, клещи, очки, весы, чернила и другие.
  •  Но об этом мы поговорим на следующем уроке русского языка.
  1. Работа по теме урока.

Ребята, Винни Пух любил сочинять песенки. Одну из них мы сейчас послушаем и попробуем найти в ней слова во множественном числе.

  1. Игра «Найди слова во мн. Числе». Продолжение просмотра мультфильма с песенкой Винни Пуха. Слайд 15. Ученики называют слова, а учитель их выделяет цветом. Кто знает толкование этих слов? (кричалки, вопилки, пыхтелки, сопелки, шумелки) Ответы детей.
  2. Друзья Винни Пуха приготовили для вас интересные задания. У ослика Иа есть знакомые лоси. Они отправились в полет на воздушных шарах. А спуститься не могут. Поможем им спуститься? Надо распределить мешочки со словами во мн. и ед. числе. Игра – физминутка «Помоги братьям Лосям спуститься!». Эл. приложение. Слайд 16.
  1. Закрепление изученного материала.

       Кролик просит вас выполнить упр. 105 (с. 61). Слайд 17. Прочитайте задание. Объясните написание слов с пропущенными буквами. 1 вар. - выписать слова в ед. числе. 2 вар. - выписать слова во мн. числе. Два человека работают у доски. Проверка в парах.  

Прочитайте правило тетушки Совы на с. 62.

При изменении числа  имени существительного меняется ли его форма? (Да) Чтобы в этом убедиться, выполним упр. 107(с. 62).(Самостоятельное выполнение.) Проверка.

  1. Проверка знаний.

Ребята, Пятачок предлагает сыграть в игру «Меткий стрелок». Слайд 18. Вы же знаете, как он хорошо стрелял. Он хочет проверить и вас на меткость. У вас на партах лежат мишени. Вам нужно соединить имя существительное и его число. По вариантам.

        2 вариант                        1 вариант

белка                                          реки

машины                                    кошка

шишки             ед.ч                        парты                ед.ч

гриб                 мн.ч                  дерево        мн.ч

карандаш                               листья

           Проверка по слайду 19. Взаимопроверка. Взаимооценка. Вы очень меткие стрелки!

Поднимите руку, кто получил «5», «4».

  1. Рефлексия. Ребята, давайте Винни Пуху подарим шарики. Если у вас отличное настроение – подарите ему красный шарик, если не очень – желтый, ну а если плохое – синий. Слайд 20.
  2. Подведение итогов урока
  • Что нового вы узнали о имени существительном?

Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни? Почему? Когда? Зачем?

  • Какое задание вам было интересно выполнять?

Домашнее задание. Выполнить упр. 106 (с. 62). Молодцы, вы хорошо поработали.

За это Винни Пух предлагает досмотреть мультфильм до конца.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Александр Милн Борис Заходер

Слайд 4

Алан Александер Милн , его сын Кристофер Робин и медвежонок Винни - Пух

Слайд 14

медведь медведи Единственное число Множественное число пчела пчёлы

Слайд 15

Если я чешу в затылке – не беда! В голове моей опилки, да, да, да. Но хотя там и опилки, Но кричалки и вопилки , А также: Шумелки , пыхтелки и сопелки,- Сочиняю я неплохо иногда. Да!!!! Хорошо живет на свете Винни-Пух ! Оттого поет он эти песни вслух! И неважно , чем он занят, Если он худеть не станет, А ведь он худеть не станет, Если конечно... Вовремя подкрепиться… Да!!!!

Слайд 16

Помоги братьям Лосям спуститься!

Слайд 17

Стр. 61 Упр. 105

Слайд 18

1 вариант реки кошка ед.ч парты дерево мн.ч листья 2 вариант белка машины ед.ч шишки гриб мн.ч карандаш

Слайд 19

1 вариант реки кошка ед.ч парты дерево мн.ч листья 2 вариант белка машины ед.ч шишки гриб мн.ч карандаш

Слайд 20

Молодцы!



Предварительный просмотр:

медведь пчёлы кролик ослик шары сова дом дерево листья следы жёлуди горшок колючки уши глаза поросёнок

мёд брюки щавель ножницы ходьба часы очки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. русский язык. Единственное и множественное число имен существительных.

Отличительные признаки ед.и мн. числа имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа

Цель: - познакомить учащихся со склонением во множественном числе.-  ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.- развивать мышление...