Развитие умения писать частицу не с глаголами
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Расширить знания детей о служебных частях речи, углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов),познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Савельева Елена Васильевна

Тема урока: Развитие умения писать частицу не с глаголами

Цели урока:

Образовательные:

• расширить знания детей о служебных частях речи

• углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)

• познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами

Воспитательные:

• воспитание культуры учебного труда

• создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе

• воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге

• развитие работоспособности и профилактика утомления

• развитие интереса к изучению русского языка

Развивающие: 

• развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами.

• расширить и углубить знания о правописании не с глаголами

• развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами

• развивать навыки точного употребления глаголов в речи

• побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся

• развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

• развивать внимание и память учащихся

• развивать умение слушать товарищей

• развивать умение оценивать себя и своих одноклассников

Ход урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно,

И к уроку все готово.

- Сегодня на уроке у нас гости…

Словарная работа.

- А начнём мы наш урок, как вы думаете с чего? Конечно, со словарной работы. Для этого откройте свои тетради, подпишите число и вид работы – классная работа. Словарные слова вы будете записывать в тетрадь, в строчку, через запятую, обозначая орфограмму. Итак, начнём.( Каждый слайд презентации содержит загадку, отгадкой которой является словарное слово)

- А сейчас, ребята, нам необходимо определить план, по которому мы будем работать на уроке. Предлагаю вам расставить пункты плана в правильном порядке.

ПЛАН УРОКА
1. Словарная работа.
2. Повторение знаний о глаголе.
3. Определение темы урока.

4. Формулировка цели урока.

5. Работа в тетради. Правописание частицы не с глаголами.
6. Физкультминутка.
7. Знакомство с глаголами-исключениями.
8. Творческая работа в группах.
9. Итог урока. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
(Пункты плана урока представлены на слайде не по порядку, дети определяют правильный порядок)

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? /Глаголом/

- Что вы знаете о глаголе? / Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?/

- Что еще вы знаете о глаголе? /Глаголы изменяются по временам: могут быть прошедшего, настоящего и будущего времени./

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? /Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?/ 

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? /Что делает? что делают?/

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? /Что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?/

- Как еще могут изменяться глаголы? /По числам. Они могут быть единственного и множественного числа./

- А как могут изменяться только глаголы прошедшего времени? /По родам в единственном числе./

- Какой суффикс имеют глаголы прошедшего времени?/ Л/

- Какую роль выполняют глаголы?/ Передают точно и достоверно действия и события./

- Вспомните вчерашний урок скажите, о чём шла речь на предыдущем уроке? /О написании частицы НЕ с глаголами./

- Верно. А как пишется не с глаголами?/ Раздельно./

- Исходя из этого постарайтесь назвать тему сегодняшнего урока./ Развитие умения писать частицу не с глаголами./

- Сформулируйте цель урока , опираясь на тему. Используйте опорные слова на доске.
Развивать умение употреблять и …. Расширить и углубить…/
Развивать умение употреблять и правильно писать частицу не с глаголами. Расширить и углубить знания о правописании не с глаголами/

- А как выдумаете, всё ли вы знаете о глаголе?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о глаголе. Давайте постараемся, поработаем так, чтобы в конце урока у нас было хорошее настроение и удовлетворение от нашей работы.

Работа в тетради.

Внимание на экран. На слайде написаны какие-то правила. Прочитайте их про себя.

(Дети читают на плакате правила.)

  • срывайте цветы!
  • ломайте ветки деревьев!
  • ловите бабочек и других насекомых!
  • разоряйте гнезда птиц!
  • берите животных из леса домой!

- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает?

/ Здесь везде надо добавить не/

- Вы совершенно правы!

НЕ

срывайте цветы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

разоряйте гнезда птиц!

берите животных из леса домой!

- Значит, что мы сделаем? /допишем частицу не с глаголами/

- - Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
- Сейчас в свои тетради перепишите правила, но вам предстоит вписать частицу
не. Как вы напишите частицу не с глаголами слитно или раздельно? / Частица не с глаголами пишется раздельно./

- Какое правило вы узнали на прошлом уроке о написании частицы НЕ?

- Совершенно верно. Приступайте к работе.

- Мы с вами выяснили, как пишется частица не с глаголами, правильно написали глаголы с частицей.

- Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. И сейчас я вам предлагаю такое задание: вспомните пословицы о труде, в которых есть частица не перед глаголом.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Под лежачий камень вода не течет.

- Как вы это понимаете? / Если ничего не будешь делать, то ничего у тебя не будет, не будешь учиться, значит, не будет знаний, не будешь помогать людям, заботиться, значит, у тебя не будет друзей./

- Назовите глаголы с частицей НЕ.

- С красной строки, через запятую, запишем эти глаголы частицей НЕ. Помните, как она пишется, подчеркните орфограмму-пробел.

- Я вам тоже приготовила пословицу. Прочитайте её на доске.

Кто (не) стыдится спрашивать, узнает многое.

- Вы наверно заметили, что эта пословица об учении? Как вы ее понимаете? Если кто-то не стремится узнать, то таким и останется, то есть будет мало знать и понимать.

- С красной строки выпишите глагол с частицей не и подчеркните орфограмму - пробел.
- Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу
не?

- Откройте учебники на странице 114, упражнение 365.

- Самостоятельно прочитайте текст, спишите в тетрадь, надпишите над каждым словом, какая это часть речи.

- А к доске пойдет …. и выполнит задание.

- Как написали не с глаголами?

Физкультминутка

Физкультминутка.

Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот

Не качайтесь, не кружитесь,

Не топайте, не хлопайте,

Не тянитесь, не шагайте,

Не шепчите, не молчите.

Не моргайте, не приседайте,

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

- Молодцы! А сейчас обратите внимание на экран и прочитайте про себя предложение.

Дети ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.

- Как вы думаете, почему в выделенных словах не написано слитно?

- Правильно, эти слова не существуют без не.

- Не здесь не частица, она входит в корень, как у существительных невежа, неряха. Или является приставкой, а приставка со словами пишется …Эти слова без не не употребляются. Напишите эти глаголы в тетрадь, в столбик, с маленькой буквы.

- Чем является частица НЕ в этих словах, и как она пишется?/Частью корня или приставкой./

- А теперь вспомним правила, которые мы с вами читали в середине урока. Кто мог написать эти правила? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Можно написать этот текст на плакате).

- А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это призыв людей, которые любят природу).

- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в группах.

- Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

(группам раздать задания)

Тексты посвящены разным темам:

  • 1 группа будет говорить о правилах поведения в музее.
  • 2 группа - о правилах поведения в столовой.
  • 3 группа - о правилах пользования книгой.
  • 4 группа – о правилах поведения на уроках.
  • 5 группа – об отношении к малышам.

Проверка. По завершению работы представитель группы (его дети выбирают сами) читает свой вариант. Обращаем внимание на написания частицы не с глаголами.

– Проверим, что у вас получилось.
– Молодцы!

Итог урока.

- Нам предстоит выполнить еще много заданий по теме «Глагол». Но сегодня мы выполнили всё, хорошо потрудились. И теперь я хочу послушать вас.

- А что помогло нам провести такой интересный урок? /знания, дружная работа/

- Какая задача стояла на уроке? /научиться писать НЕ с глаголами/

- Знаете ли вы теперь правило о написании частицы НЕ с глаголами? Не забудете его?

- А где пригодятся вам эти знания?

- Чему еще предстоит нам научиться?

- Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я узнал ...
  • Я научился ...
  • Я понял, что ...
  • Было интересно ...

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Было ли что-то непонятно?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных знаков. Зелёный цвет – оценка 5, жёлтый – 4, красный – 3. Поднимите сигнальные знаки.

7. Домашнее задание.

- Приятно, что вы все это запомнили. Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр.119 упр.7 или стр.119 упр.8 (на выбор).

- А 2 задание – дополнительно, желающим подобрать пословицы с частицей НЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями"

Конспект урока формирования и закрепления умений и навыков с использованием элементов технологии уровневой дифференциации, элементов технологии оценивания в 4 классе...

Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами.

Открытый урок на тему "Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами"...

Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. 3 класс

Цели:1)      Развивать умение писать раздельно частицу не с глаголами2)      Формировать умение отличать глаголы от других частей речи3)...

Презентация по русскому языку "Развитие умения писать частицу не с глаголами" 3 класс

Данная презентация соответствует УМК "Школа 2100" по теме. Содержит в себе:чистописание, игровые моменты, пословицы, лексические значения, глаголы-исключения, физминутку....

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Русский язык 3 класс.

Цели; развмвать умение писать раздельно частицу не с глаголами; формировать умение отличати глаголы от других частей речи; уточнить представление детей о правилах дорожного движения; развивать связную...

Технологическая карта: Тема урока. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа.

Методическая разработка. Тема урока. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа....

Методическая разработка. Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2 лица единственного числа.

Методическая разработка урока. Развивать умения писать ь у глаголов второго лица единственного числа....