Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Шугуровская СОШ» Большеберезниковского района Республики Мордовия Бояркиной Марии Семёновны.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Бояркина Мария Семёновна

«Активизация словарного запаса на уроках русского языка в национальной школе с использованием современных  образовательных технологий

 в условиях реализации ФГОС НОО».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШУГРОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА».

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов

МБОУ «Шугуровская СОШ»

Большеберезниковского района Республики Мордовия

Бояркиной Марии Семёновны.

«Активизация словарного запаса на уроках русского языка в национальной школе с использованием современных  образовательных технологий

 в условиях реализации ФГОС НОО».

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

  если в это же время усердно не учатся сами».

(Али Апшерони)

«Активизация словарного запаса на уроках русского языка в национальной школе с использованием современных  образовательных технологий в условиях реализации ФГОС НОО».

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

 

            Воспитание социальных и личностных компетенций обучающихся в процессе реализации ФГОС НОО возможны только через развитие речевой культуры, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Речь – это «язык в действии», это « зеркало нашей души», она отражает наши мысли, чувства, намерения. Речевая среда, из которой приходят наши ученики, часто не соответствует требованиям современной школы. У значительной части ребят маленький бедный запас слов, низкий уровень речевого развития, т.е.ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль, нет ожидаемых результатов по очень важным разделам русского языка. В связи с чем в национальной  школе  с родным (нерусским) языком обучения актуальной задачей в своей педагогической  практике считаю проблему: «Активизация словарного запаса на уроках русского языка в национальной школе с использованием современных  образовательных технологий».    

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. ( К. Паустовский)

 Основной принцип всех уроков русского языка – развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

«Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка». А.В. Текучев.

Задачи, которые я поставила перед собой:

 1) расширить детский словарь т.е. знакомить со словарным богатством русского языка,;

2) пассивный словарь сделать активным, правильно и точно выбирать слова в зависимости  от того, что мы хотим сказать;

3) обогатить речь ученика образными словами и выражениями,  лексическим значением русских слов и слов, пришедших к нам из других языков, с выразительными средствами языка.

4) повысить  орфографическую грамотность учащихся ( правила правописания);

5) обучать самостоятельному добыванию знаний;

Учиться хорошей речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. ( Д. Лихачёв).

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Проблема активизации словарного запаса является актуальной, так как её решение отвечает задачам обогащения словарного запаса учащихся национальных школ с родным(нерусским) языком обучения, развития интереса к русскому(неродному) языку, расширения их коммуникативных возможностей.

Перспективность опыта заключается в том, что он позволит:

- показать, что можно сделать, чтобы помочь учащимся национальных школ с родным(нерусским) языком обучения обогатить словарный запас;

- пробудить интерес к изучению русского (неродного) языка путём систематического отбора и накапливания увлекательного материала, способного привлечь внимание каждого ученика;

- развить индивидуальные творческие способности детей.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) 

Новизна опыта  состоит в том, что я подобрала эффективные современные педагогические технологии, которые использую в работе при активизации словарного запаса у младших школьников на уроках русского языка. 

Это:

  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационные технологии развития критического мышления;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • технология проблемного обучения;
  • технология дифференцированного подхода;
  • технология «портфолио»;

В своей работе я выделила 7 ключевых компетентностей, которые формируются на уроках и во внеурочной деятельности: коммуникативная; познавательная; технологическая; информационная; готовность к самообразованию; готовность к социальному взаимодействию; готовность к разрешению проблем.

 Коммуникативная компетентность формируется через словесный метод.
Регулярно ведётся большая словарная работа с целью правильного толкования и написания каждого нового слова. 

Познавательная компетентность. Народная мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Исходя из этого, основой представленного педагогического опыта является обогащение словарного запаса учащихся с использованием деятельностного подхода, который предполагает формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной и коммуникативной. Большой интерес вызывают у детей творческие задания. 
Технологическая компетентность 
Данная компетентность формируется через метод проектов. Этот метод подразумевает постановку конкретного слова перед детьми, а они, следуя определенному плану, находят решение вопроса. 
Информационная компетентность .
Компьютерные технологии на уроке и во внеурочной деятельности способствуют активизации словарного запаса, повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка. 
Готовность к самообразованию.
Умение добывать материал самостоятельно – одна из важнейших компетентностей, которой необходимо владеть каждому человеку в современном мире.
Готовность к социальному взаимодействию 
Готовность к активизации словаря формируется через групповую и коллективную работу при выполнении творческих заданий.
    Готовность к разрешению проблем. 
Данная компетентность формируется через проблемный метод обучения.

Наличие  теоретической базы опыта.

Наша школа национальная, для учащихся русский язык – второй язык. Применяя оптимальные формы и методы обучения, соответствующие уровню подготовленности класса, я стараюсь прививать интерес к изучению русского языка. С этой целью систематически провожу различные творческие задания, которые развивают логическое мышление, учат сравнивать, анализировать, находить главное, существенное, обобщать, делать собственные выводы

Мой опыт работы основан на теоретических знаниях, полученных в результате изучения педагогического наследия К.Д. Ушинского.

 К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

    «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при этом устные должны предшествовать письменным».

По методике С.Н. Лысенковой составила 18 блоков для 2-4 классов( Названия блоков: школа, люди, город, Россия, животные, деревья, цветы, овощи, зима, ягоды, перелётные птицы, зимующие птицы, посуда, одежда, обувь, мебель, деревня, наречия).

Каждый блок – альбомный лист, который вывешивается на неделю в классе.

План работы

Понедельник

Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание (3 раза), запись в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.

Вторник

 Запись в тетрадях по слогам, (орфографически проговаривая)

Среда

Составление словосочетаний, предложений

Четверг

Составление связанного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста, отбор лучших текстов.

Пятница

Словарный диктант/

  По методике И.Т. Федоренко провожу зрительные диктанты.

Развивать речевые способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности помогает ученый комплекс по русскому языку под редакцией В.П. Канакина, В.Г.Горецкий;

В учебнике много интересных заданий, которые заставляют нас и задуматься, и улыбнуться, и поспорить, и удивиться.

Ведущая   педагогическая идея 

Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в моей деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Каждому ребёнку для личностного достижения необходима педагогическая поддержка в учебном процессе путём разнообразия видов совершенствования культуры работы над словарными словами. Реализовать эту идею помогают следующие принципы:

- обеспечение ситуации успеха для каждого ученика;

- доверительный контроль и тактичность оценки;

- положительная обратная связь (каждый ученик должен видеть, что учитель искренне заинтересован в его успехе);

- развитие интереса к теме, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни.

Оптимальность и эффективность средств 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса.  

Использование цифровых ресурсов – электронных учебников, наглядных пособий, схем, интерактивных рисунков, мультимедийных плакатов, игр-тренажёров, презентаций, разработанных как программистами, так и самостоятельно, – играет существенную роль при подготовке уроков, исследовательских работ, олимпиад.

Использование мультимедийных средств обучения дает огромные возможности для повышения эффективности активизации словаря. Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным. Причем смена наглядности может происходить автоматически, что позволяет и учителю, и ученикам сосредоточиться на учебном материале.

     К одним из важный факторов эффективности процесса обучения относится оценивание учебных успехов. С первых дней обучения  ученик знакомится с самооцениванием своих результатов. 

В создании оптимальных условий помогает использование здоровьесберегающих технологий. Применение во время урока физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики,  помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. 

Эффективным средством активизации словаря считаю и чтение. Читая на русском языке, учащиеся постепенно накапливают новые и закрепляют в своей памяти ранее встречавшиеся слова.

Эффективным средством активизации словаря считаю  следующие приёмы

1.Составление словосочетаний нужными словами.

2.Составление предложений с заданными словами( составляется несколько вариантов предложений)

При организации такой работы можно использовать слова-модели, которые представляют собой слова с обобщённым значением( предметность, действие, признак предмета и т.д.): какой; кто; что;  что делает; как; где; куда.

Учащиеся представляют вместо слов – моделей свои слова и составляют предложения.

Какой?  Кто? Что?  Что делает?  Как?   Где?  Куда?

Аккуратный ученик пишет красиво в тетради.

Быстрый шмель летает высоко в небе.

Такое составление предложений содействует не только развитию речи, но и создаёт отличные условия для отработки грамматического или орфографического материала. Благодаря словам-моделям учащиеся легко усваивают части речи – существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие.

Кроме того, такое моделирование помогает учащимся почувствовать красоту языка, его богатство.

3.Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики оригинала.

Пересказ, с одной стороны, должен быть самостоятельным, в противном случае он превратится в механическое зазубривание прочитанного. С другой же стороны, пересказ помогает активизировать и обогащать лексику, следовательно, в нём должны использоваться слова и сочетания, употреблённые автором. Поэтому, готовясь к уроку, отмечаю те слова и обороты речи, воспроизведения которых буду требовать от детей. Выделенные слова записываю на доске. Учащиеся предупреждаю, что данные слова необходимо употребить в пересказе.

При анализе пересказа учащихся обращаю внимание как на достоинства ( сохранение последовательности изложения, использование образных слов и выражений и т.п.), так и на недостатки( нарушение последовательности передачи материала, бедность с точки зрения лексики и синтаксиса и т.д.)

Следующее средство – это заучивание песен, стихотворений. Расширение словарного запаса происходит также при работе над загадками, пословицами, небылицами, скороговорками, считалками и т. д.

Большое значение для активизации словаря учащихся имеет работа над иллюстрациями. Особенно широко использую предметные и сюжетные картины.

Среди этих разнообразных работ, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу методу проектов. Так как в основе проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания.

На начальном этапе обучения второму языку со значением многих слов знакомлю учащихся посредством наглядности( натуральной или предметной).

Развивая речь, мышление, орфографическую зоркость учащихся, я использую различные приемы. Так, почти на каждом уроке записывают дети текст под диктовку, затем проверяют запись с помощью образца, записанного на доске или в учебнике. Далее проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом. При этом текст показывает взаимосвязь всех элементов грамматики.

На уроках русского языка я практикую и взаимопроверку, и различные виды опросов. В поисках эффективных форм контроля знаний, умений и навыков учащихся я все чаще обращаюсь к такой форме проверки, как зачетные уроки, тестирование. Это очень удобно для итоговых проверок по курсу русского языка, по отдельным темам или ряду тем.
Развивая самостоятельность учащихся, воспитывая интерес к своему предмету, я провожу уроки - семинары, которые учат детей напряженно и самостоятельно трудиться, дают им ощутить радость поиска, открывают тайны русского (неродного)  языка, прививают любовь к языку.
Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, сформированности умений и навыков, умению учиться ставит каждого учителя, я думаю, в сложные условия. Поэтому необходим
дифференцированный подход в обучении, который я применяю.
Для сильных и средних учащихся подбираю задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого. Для слабых - задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала. Это оказывает школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, способствует совершенствованию знаний. 
Для повышения орфографической зоркости учащихся я практикую контрольное списывание, письмо по памяти, учу пользоваться орфографическим словарем во время любой классной работы.
Повышению качества знаний по русскому языку способствует и система работ по повторению пройденного материала, и коллективная «групповая», и самостоятельная работа на уроке, и словарная работа по обогащению словарного запаса учащихся, и система работы над ошибками.
Сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания. 

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Верный путь к слову - это пополнение словарного запаса. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная,  письменная,  литература.

Пополнение словарного запаса учащихся национальных школ предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии.

Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: кот наплакал, бить баклуши, сидеть сложа руки и т. д.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

        Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (учебные вещи - тетрадь, карандаш, пенал );

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).

        Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи.

Виды словарной работы на уроке русского языка. При формировании орфографических навыков на уроках нами используются различные виды упражнений:

Диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, предупредительный, картинный диктант), комментированное письмо, орфографическое проговаривание, графическое выделение орфограмм (подчёркивание), вставление пропущенных букв, индивидуальные карточки, перфокарты, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе работы в парах, корректировка письма, письмо по памяти.

Подобранные и предлагаемые ниже некоторые упражнения предназначены для обучающихся 3-4 классов. Они не занимают много времени на уроке, тем не менее, несут положительную динамику в формировании орфографической зоркости и выполняются обучающимися с удовольствием. Эти виды упражнений “Орфографические пятиминутки”.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это словарные диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант (по методике И.Т. Федоренко.)
2. Картинный диктант со словарными словами.
1) На интерактивной доске картинка, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.
2
) На интерактивной доске слова, дети читают. Слова закрываются, дети записывают слова самостоятельно, затем слова открывают, дети проверяют написание.
3)
Учитель закрывает только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.
3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).
Предлагаю детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие:
1) Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.
2)Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "О", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную – "А".
3) В левый столбик нужно записать слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто?  4)Запишите слова в два столбика. В один столбик двусложные слова, а в другой – трёхсложные и четырёхсложные.

4. Письмо по памяти.

Провожу работу с учащимися по запоминанию ( чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям дается возможность проверить написанное.

5. Слуховой диктант.

Проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены.

6. Диктант с однокоренными словами.

Позволяет провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

Например: Боль, больница, болит.

Ночь, ночной, ночевать.

Звон, звонить, звонок.

7. Диктанты с использованием пословиц, поговорок, загадок.

8. Диктанты с синонимами и антонимами.

Луна (месяц); работа(труд); день( ночь); добрый( злой).

9. Двустишия Н.А. Шуваловой:

Живут коровы далеко,

Дают всем детям …(молоко)

Эта вещь – товарищ наш-

Синий, красный …( карандаш) и т.д.

        Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:

  • систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
  • контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);
  • включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;
  • работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.

Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию интереса и любви к неродному(русскому языку), к сознательному усвоению правил правописания.
Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.).
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения  создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

 Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям, положительная динамика качества знаний по предметам, победители и призёры конкурсов и творческих работ  – вот основные условия успеха.

Уровень обученности  русского языка   за последние 3 года.

Год

Класс

Уровень обученности(%)

Качество обученности(%)

2014-2015

2-4

 100

 100

2015-2016

3

100

66

2016-2017

4

100

66

 

     В результате активизации словарного запаса на уроках русского ( неродного) языка повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует повышению качества знаний учащихся, развитию способностей каждого ученика, приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, активизации познавательной деятельности и творческой активности учащихся, формированию личностных качеств ученика, умению организовать сбор информации и правильно ее использовать.

        Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.  

    В результате освоения предметного содержания каждый школьник получает возможность приобрести умения и навыки, освоить те способы  деятельности, которые соответствуют  требованиям Государственного образовательного стандарта. «Русский язык»,  авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий с первого класса приучает детей работать со всевозможными словарями и самостоятельно добывать информацию из  различных источников. Подборка словарей есть и в самих учебниках. При выполнении заданий дети вынуждены обращаться к ним  по несколько раз за урок.

           Различные виды заданий и упражнений, которые есть в учебнике  развивают творческое мышление, выражающее в открытии чего-то нового, а это предполагает мотивацию к изучению русского языка. Использование словарей на уроках русского языка и литературного чтения позволяет не только увидеть красоту и богатство родного языка, но и получить   хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся.

Трудоёмкость

При активизации словарного запаса использую тренажер. Тренажер расширяет лексический запас ребенка, позволяет ему быстро ориентироваться в изучаемом материале, в подборе проверочных слов, а также помогает упорядочить детские знания по русскому языку.
Считаю, что работа с тренажером снижает физические и умственные перегрузки, нервную утомляемость детей, позволяет им приобрести устойчивый навык и изучать школьный материал с опережением.
Ребенок может работать с тренажером «один на один», так как это пособие является обучающим, проверяющим и тем самым развивающим у детей самостоятельность, настойчивость, волю, уверенность в собственных силах. Он также позволяет ребенку провести самоанализ и самооценку, т.е. по достоинству, объективно оценить свой труд.

Адресная направленность.

Материал опыта  выставлен на сайте образовательного учреждения
http://www.sh.edurm.ru/index.html,

на личном мини-сайте http://nsportal.ru/mariya-semyonovna-boyarkina

Приложение.

 УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ.

Модуль  № 1.

Организационные моменты

для урока русского языка».

Блок №1.

1.Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                открываем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

3.Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!

4.Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

5.Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

6.Руки? – НА МЕСТЕ!

Ноги? – НА МЕСТЕ!

Локти? – У КРАЯ!

Спина? – ПРЯМАЯ!

7. Все готовы к полёту,

В страну белоснежную и очень полезную.

На пути нас ждут большие испытания,

А на финише – победа, радость, знания!              

Блок №2.

8.Динь – динь - динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

9. На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

10.Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

11.Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

12.Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

13.Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

14.Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Блок №3.

15.Внимательно слушай!

Запоминай!

Активно на уроке отвечай!

16.Вы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работайте старательно,

 Слушайте внимательно.

17.На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

18.Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

19.Здравствуйте! Все встали.

Всё, что нужно, вы достали?

Мы урок начнем сейчас.

Кто слушает внимательно,

Поймёт всё обязательно!

20.Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

21.На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

22.Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: "Это всё умею я”.

23. Как это интересно- много знать!

                                  Всем друзьям свои умения показать!      

24. Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

(сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен. уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Я желаю вам успеха.

Модель №2.  Эмоциональная речевая разминка.

 Работа  для активизации словаря учащихся включает в себя постановку правильного дыхания и развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чему способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка. Для достижения выразительности речи урок начинаю с эмоциональной речевой разминки:

Урок № 1. Произнесите скороговорку с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, бодро, сердито, сонно, печально, шепотом, тихо, громко.

Любые грибники любят брать боровики.

Урок №2. Почитайте скороговорки сначала медленно, выразительно, затем быстрее и очень быстро.

Вы малину мыли ли?

 Мыли, но не мылили.

Звала по малину

Марина Галину.

Галина Марину

Звала по малину.

Урок №3. Прочитайте выразительно скороговорку ( хором, в парах, индивидуально).

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей.

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей.

Урок № 4. Прочитайте  скороговорку ( начало -  медленно, конец - быстро).

Купила бабуся бусы Марусе…

Урок № 5.

Конкурс « Кто больше знает скороговорок?»

( Говорить медленно, быстро, осуждая, радостно).

Шесть мышат в камышах шуршат.

Урок № 6. Выучите скороговорку.

Заяц косой

Сидит за осокой - травой,

Смотрит косой,

Как девушка с косой

Косит траву косой.

Урок № 7.Прочитайте отрывок из стихотворения ( написано на ин. доске).

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

 И медведица.

 (Дети текст читают 3 раза, ускоряя темп.)

- Что записано на доске? ( Отрывок из сказки).

- Как она называется? ( «Доктор Айболит».)

-Кто автор? ( К. Чуковский.) Можно ли назвать это стихотворение текстом?

 ( Можно).

- Что такое текст? ( Текст – это группа предложений, связанных по смыслу.)

- На какую тему это стихотворение? ( Стихотворение о докторе Айболите).

- Что такое тема? ( Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте).

Найдите орфограммы в словах и подчеркните.

Модель №3        

 С целью уточнения и обогащения словарного запаса учащихся мною использовались задания следующего характера:

- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;

- подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;

- работа над прямым и переносным значением слов:

- работа с пословицами и поговорками;

- работа с фразеологическими оборотами;

- работа со словарями;

- выполнение различных видов творческих работ (составление предложений, пересказ прочитанного с использованием ключевых слов и по картинному плану, рассказы по наблюдениям, по картинам, инсценирования небольших диалогов).

        Интеллектуальные игры и задания:

1)     Игра в слова: (цветы, учебные принадлежности. овощи, деревья, мебель и т.д.)

2)     Подбор антонимов ( много - мало, плохо – хорошо, слабый – сильный и т.д.)

3)     Подбор синонимов ( говорить, сказать; ключ, родник; синий, васильковый и т. д.)    

4) Объясни значение, поменяв одну букву  (почка – кочка-точка - бочка)

5) Наблюдение над многозначностью слов (коса; кран; плитка; ключ;  кисть)

6) Составление предложений, используя слова-модели:

         *Какой?  Кто? Что?  Что делает? Как? Где?    (Аккуратный ученик пишет красиво в тетради.)

 7) Восстановление деформированного предложения

         * лесу, роет, в, лиса, нору

8) ( Фразеологизмы)

Быть на седьмом небе (радость)

Душа ушла в пятки (страх)

Повесить голову (печаль)

Губы надуть (обида)

Готов сквозь землю провалиться (стыд)

Встать не с той ноги (плохое настроение)

Мороз по коже пробежал (испуг)

Кошки на душе скребут (тревога)

Модель №4        Орфографическая минутка.

Урок № 1.  Прочитайте выразительно отрывок из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах».

Как только кот получил от хозяина сапоги, он ловко надел их. Потом положил в мешок капусты, закинул мешок на спину и пошёл в лес, где водилось много кроликов.

- Найдите орфограммы, имена существительные выпишите в тетрадь.

( Кот, хозяина, сапоги, мешок, капусты, мешок, спину, лес, кроликов.)

Урок № 2. Составьте названия сказок.

  1. Снежная Дюймовочка.  
  2. Оловянный утёнок.
  3. Принцесса и свинопас.
  4. Королева на горошине.
  5. Гадкий оловянный слодатик.

( « Снежная королева», « Дюймовочка», « Стойкий оловянный солдатик»,

« Принцесса на горошине», « Гадкий утёнок», « Свинопас».)

Урок № 3. Вставьте пропущенные буквы,

объясните орфограммы. Напишите по памяти.

Белки зайце… уг…щ…ли,

Им м…рко…куп …д…вали.

…се …ре…ки сами с…ели,

 А т…бе в…дит в…лели.

(Белки зайцев  угощали,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Им морковку подавали.

Все орешки сами съели,

 А тебе водит велели.)

Урок № 4                                                                                                                                                                                                             Замените каждое словосочетание одним именем существительным.

Храбрый человек - …

Добрый человек - …

Болтливый человек - …

Сильный человек -…

Грубый человек -…

( Храбрец, добряк, болтун, силач, грубиян.)

Урок № 5.                                                                                                                                                                                                             Орфографическое чтение стихотворного текста.

Прочитайте ( 2 раза) и расскажите соседу по парте.

 Обратите внимание на правописание слов, на пунктуацию.

Напишите по памяти, самопроверка.

       Кошкин дом.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Побежала на базар,

Рассказала про пожар.

С.Маршак.

-Кто автор и как называется эта сказка? ( С.Маршак. « Кошкин дом.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Урок № 6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 Орфографическая минутка.

« Соберите» пословицу.

- В, мешке, утаишь, не, шило.( Шило в мешке не утаишь.)

- В, один, не, поле, воин. ( Один в поле не воин.)

-- Труд, перетрут, терпенье, и, всё, ( Терпенье и труд всё перетрут).

- Найдите орфограммы в глаголах. ( Не утаишь, перетрут.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Урок № 7.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Орфографическая минутка.

Однажды Винни-пух и Пятачок решили проверить, кто же из них научился в Лесной школе грамотно писать. И вот что у них получилось.

Винни-пух

Пятачок

лётьчик

лётчик

цырк

цирк

анатолий

Анатолий

кампот

компот

килограм

килограмм

- Ребята, посмотрите внимательно, что написали Винни- Пух и Пятачок, и скажите, кто же написал слова грамотно. ( Пятачок)

Давайте поможем Винни-Пуху исправить его ошибки.

( Лётчик – тч- без ь.

Цирк – это слово надо запомнить.

Анатолий- большая буква в именах.

Компот – непроверяемая безударная гласная , слово надо запомнить.

Килограмм- написание этого слова надо запомнить.

Вот теперь я думаю, Винни- Пух больше никогда не будет ошибаться в написании этих слов.

Модуль  № 4.  Работа над словарем

Работа над словарем – это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации.

По методике С.Н. Лысенковой составила 11 блоков для 2-3 классов.

Каждый блок – альбомный лист, который вывешивается на неделю в классе.

План работы

Понедельник

Ознакомление с блоком, тема « Школа», орфографическое проговаривание (3 раза), запись в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения, выяснение значения этих слов, озаглавливание блока.

Вторник

Запись в тетрадях по слогам, для переноса

(орфографически проговаривая)

Среда

Составление словосочетаний, предложений

Четверг

Составление связанного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста, отбор лучших текстов.

Пятница Словарный диктант

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ЛЕША\10 210.jpg

Выводы:

Грамотно поставленная словарная работа по русскому языку в национальной школе обеспечивает своевременное  усвоение и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала на всех этапах обучения, служит средством нравственного воспитания учащихся.

Обобщение

Активизация и обогащение словарного запаса на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися русского языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.


Литература:

  1. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника. –Начальная школа, 2002, № 4.

2. Учимся, играя/ В.Волина. М.: Новая школа, 1994.

3. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове// Начальная школа.- 1997.- №1. -

4. Ераткина В.В. Приёмы обучения непроверяемым написаниям// Начальная школа.

- 1992.- № 7-8.

5. Канакина В.П. Работа над значением слов с непроверяемым написанием// Начальная школа. - 1993. - №6.

6. Методика развития речи на уроках русского языка/ Т.А. Ладыженская.- М.,1980.

7. Работа со словарными словами/ Л.П.Николаева, И.В.Иванова.- М.: Экзамен, 2008.

8. Начальная школа. Работа со словарными словами. 1-4 классы/ Ю.Ю. Пасынок.- М.: Первое сентября, 2005.

9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
10. Государственный стандарт образования Республики Мордовия

11. Н.А.Пшеницына / Времена года // Москва, 2003

12. В.П.Фелицына,  В.М.Мокиенко / Русские фразеологизмы // Москва, 1990

13.  Методика преподавания русского языка в национальной школе. Шакирова Л.З.

- Л.: Просвещение, 1990

14. Бобровская Г. В. Обогащение словаря младших школьников. –Начальная школа, 2002, № 6..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Рязановой Елены Александровны.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов  МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»Ардатовского  муниципального района Р...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «ЖУКОВСКАЯ  СОШ» ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ  ПАНИШКИНОЙ СВЕТЛАНЫ АЛ...