Тема урока : "Гласные после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Михуткина Роза Васильевна

Цель урока: :совершенствовать навыки написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

Задачи урока:

Образовательная: Актуализация знаний учащихся об орфограммах

Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Закрепление навыков работы с предложением, различения правил на слух,  умение писать по памяти.

Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического слуха при дифференциации слов. Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная: Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_posle_shipyashchih_vosstanovlen.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:"Гласные после шипящих"

Цель урока: :совершенствовать навыки написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ;ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

Задачи урока:

Образовательная: Актуализация знаний учащихся об орфограммах.

Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Закрепление навыков работы с предложением, различения правил на слух,        умение писать по памяти.

Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического слуха при дифференциации слов. Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитательная: Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.

Оборудование:: компьютер, презентация, индивидуальные

карточки, магнитная доска, тетради для чистописания, тетради по русскому

языку,  карточки: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Ход урока:

1.Организационный момент: положительный настрой на урок.

Представьте, что вы выглянули в окошко, а солнышко очень ярко светит, вы сощурились. Солнышко за тучку спряталось, лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло, поднесите руку ко лбу посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу.

4. Минутка чистописания.

Учитель: угадай:

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издаёт  жужжащий звук.(слайд:Жж)

Дети: (буква ж)

(показ  учителем  букву ж

Анализ формы буквы  ж ,запись буквы Ж, ж на  доске) 

Учитель: Дайте характеристику звуку ж

Дети:  согласный, звонкий, всегда твёрдый, шипящий.

Послушайте чистоговорку.

5. Чистоговорка.

Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

Ши – ши – ши - в коробке есть карандаши. (дети повторяют чистоговорку  вместе с  учителем)

- Какой согласный звук повторяется в первой строчке? [ж] (хором произнесём).

-Какой  согласный звук повторяется во второй строчке?(ш)(хором произнесём)

Красиво напишем в тетради строчные буквы ж-ш ,

Какую гласную  букву и  гласный звук  мы произнесли  после буквы ж и после буквы ш?

Дети: гласную букву, гласный звук и

Учитель: напишем в тетради: букву ж  ,ж-ш, слоги жи-ши

2.Здоровьесберегающий аспект на уроке.

Учитель: Перед началом работы в тетради , разомнём наши пальчики и выполним гимнастику для пальчиков:

Упражнения для разминки пальцев.

А). Игра-упражнение “согреваем ладони”

ручку кладём между двумя ладонями . трём- трём.,

ручку держим двумя пальцами трём - трём, ручкой крутим - поиграем

3. Работа в тетради.

Пальчики размяли. Можем писать.

Я тетрадку наклоню,

Ручку правильно возьму,

Сяду прямо, не согнусь –

На отлично потружусь.

Учитель: пишите в тетради сегодняшнее число и классная работа (дети пишут в тетрадях данное задание)

6.Словарная работа.

А сейчас мы вспомним изученные словарные слова.

На доске заранее написанные слова с пропущенными буквами. Дети  по очереди выходят к доске и ставят пропущенные буквы. Правильное написание слов проверяется по слайду всем классом.  Запись слов в на доске с пропущенными буквами:. М  …рковь ,маш…на, уч…ник, д…рога, к…ртина,   м…роз, М…сква, р…бята, т…варищ, в…тер, …тец, с…рока, в…рона.

Физкультминутка

Мы писали и устали

Дружно все мы вместе встали

Ручками похлопаем, ножками потопаем, глазками подмигаем ,

А потом попрыгаем. Сели

Учитель: Ребята, какую  букву   мы сегодня писали?

Дети:  букву ж и букву  ш

Учитель: какие они согласные? (шипящие)

Учитель: ребята, какие ещё  есть в русском  алфавите шипящие буквы и звуки

Дети: ч,щ

(На слайде: шипящие звуки и буквы: ж,ш,ч,щ) 

Учитель: Какую гласную букву написали

Дети: Букву и

Учитель: кто догадался, какая сегодня тема на уроке? (на  слайде  тема урока: гласные после шипящих)

Дети: гласные  после  шипящих

Сегодня на уроке мы изучим правила написания гласных после шипящих.

Прочитаем эти правила.(слайд5)

Жи и Ши - 
Ты не спеши, 
С буквой
И всегда пиши. 
Ча и Ща, 
Встречай, прощай— 
С буквой
А не забывай 
Чу и Щу,
Лечу, кричу,
Словно ветер, заверчу.

8. Гимнастика для глаз.

-А теперь давайте дадим отдохнуть нашим глазкам  .

Крепко зажмурьтесь на счет-1,2,3,4,5,затем откройте глаза на 5 секунд. Повторите 6 раз Моргайте  в быстром темпе на протяжении 10- 15 секунд, после чего делайте паузу на 7-10 секунд. Повторите3-4 раза.

Молодцы! Продолжаем урок.

Работа по учебнику.

Стр.44 работа по картинке . Чтение стихотворения учителем..

Стр.44 упр. 1.Выпиши слова в три столбика по образцу. учитель  выставляет в три столбика слоги: жи-ши; ча-ща; чу-щу у доски работают три ученика игра : кто быстрее

Один ученик работает у доски , остальные на месте (после выполнения работы детьми упражнение проверяется по доске и в тетради)

Учитель:(правильное написание упражнения обобщается правилом по учебнику стр.45  читаем также по слайду)

10. Физкультминутка.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мыши дёрнули за гири.

Тут раздался сильный звон –

Убежали мыши вон!

Домашнее задание: стр 45 упр.2 Прочитай сочетание слов. Спиши. Выделенные слова замени словами,  близкими  по смыслу. Составь и запиши два предложения с любыми сочетаниями слов.  (объяснение задания учителем)

9.Закрепление темы урока

Игра:

12.Подведение итога урока, рефлексия.

- Давайте еще раз посмотрим, над усвоением какого правила мы работали на уроке.

Повторение правил по слайду:

Жи и ши пиши с буквой « и»

Миша, Миша: не спеши,

Повнимательней пиши!

Да потише нажимай,

Карандаш свой не сломай!

ЧА и ЩА пиши с буквой «А».

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, чайка, каланча –

Все слова на ЧА и ЩА.

ЧУ и ЩУ пиши с буквой «У».

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу

-  Чему мы старались научиться?

- Довольны ли вы своей работой?

- У кого возникали трудности?

Понравился вам сегодняшний урок? Именно что понравился? С каким настроением вы сегодня работали покажите на рисунке( дети раскрашивают с каким эмоциональным состоянием они работали)рисунки у каждого ученика: радостный, сердитый, удивлённый),дети демонстрируют картинки и выражают мимикой различные эмоциональные состояние)

13.Оценивание учащихся: выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс

Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....

урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание гласных после шипящих"

Тема: Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ....

Открытытй урок по русскому языку по теме: Написание гласных после шипящих.

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: Сочетания ча-ща, чу-щу....