конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

конспект урока по русскому языку по теме:"Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твёрдые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся.

1.Фронтальный опрос.

На какие группы делятся все звуки русского языка?

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые.

- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

2. Минутка чистописания.

Ч ч Чч Щ щ Щщ.

3. Орфографическая минутка.

- Какие буквосочетания с шипящими вы знаете?

(чк, чн, нч,чт, щн, нщ).

- Как пишутся эти сочетания? (Без мягкого знака).

Графический диктант.

Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые я сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звёздочка, птенчик.

Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске:


https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_1.png

4. Словарная работа.

Картинный диктант на тему «Животные».

- Я вам буду показывать картинки, а вы должны записать слова – названия предметов, изображённых на этих картинках. В каждом слове нужно поставить ударение и подчеркнуть букву, написание которой необходимо запомнить.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_2.png

Самопроверка по образцу, данному на доске. Самооценка с помощью знаков https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_3.png

- Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок. Поставьте карандашом на полях «!».

- Поднимите руку, кто допустил 1 – 2 ошибки. Поставьте на полях «+». Кто допустил больше 2 ошибок - «-».

III. Самоопределение к деятельности.

На доске:

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_4.png

На какие группы можно разделить эти согласные звуки? (Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

Назовите всегда мягкие звуки. (, ], [щ, ]).

- Назовите всегда твёрдые звуки. ([ж], [ш])

- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы, Ю, Я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

На доске запись:

Ы

Ж Иhttps://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_5.png

Ш У

Ч Ю

Щ Я

А

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_6.png Работа в паре.

На каждой парте лежит карточка с такими же буквами, как на доске.

Соедините эти буквы в «пары дружбы».

Коллективная проверка.

- С какой буквой дружат буквы ж и ш в сочетаниях жи, ши? А с какой буквой никогда не дружат?

Аналогично разбираются сочетания ча – ща, чу – щу.

1 человек из каждой пары выходит к доске и соединяет буквы на доске.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Откройте учебник на стр. 10 и прочитайте тему. Проверьте, правильно ли вы предположили?

- Какие цели мы перед собой поставим?

(Правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

IV. Работа по теме урока.

1. Давайте скажем, как пишутся сочетания жи, ши?

На доске:

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_7.png

Как пишутся сочетания ча, ща?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_8.png

- Как пишутся сочетания чу, щу?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_9.png

2. Словарная работа.

Посмотрите на условный значок на доске. https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_10.png

- Что он обозначает?

- Какое же новое словарное слово мы с вами узнаем?

Мы сегодня объединяли буквы в «пары дружбы». Подберите синоним к слову друг.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/16/s_5a34ccb30fee3/774471_11.png

Назовите безударную гласную букву в этом слове.

- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

3. Работа по учебнику.

Упр.11 (стр. 10).

(Выполнение с комментированием)

V. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала.

  1. – Прочитайте слова тётушки Совы на стр.11.

- Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

2. Упр.14 (стр. 11).

Коллективный разбор по шагам:

а) чтение слов;

б) – в какие группы можно объединить слова?

(с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу).

в) – запишите слова, в которых выделенные слоги являются безударными.

Самостоятельное выполнение.

Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя.

Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».

3. Устный диктант.

- Покажите карточку с буквой – орфограммой.

Пруж..на, ч..лки, камыш.., ч..мазый, перч..тки, ж..раф, пуш..стый.

VII. Рефлексия.

Письмо слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Отгадывание загадок. Учащиеся записывают слова – отгадки, подчёркивают сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Один ученик работает на доске.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

айник)

Полосатая, зубастая,

Под водою рыщет,

Маленьких рыбок ищет.

ука)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

А питается он листьями –

Листьями деревьев.

ираф)

На четыре ноги

Надевают сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать.

ины)

+ Чашка, чудо.

Ученик, работавший у доски, открывает решение. Оценка с помощью светофора: зелёный цвет – всё выполнено правильно, красный – есть ошибки.

Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.

- Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

«!» - молодец, ты всё написал правильно.

«+» - хорошо, но ещё немного ошибаешься.

«-» - тебе нужна помощь учителя.

VIII. Подведение итогов.

- С какими орфограммами познакомились на уроке?

- Что должны помнить о написании этой орфограммы?

- Всё ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Кому нужна помощь учителя или товарищей?

IX. Домашнее задание: стр.11 упр.15, выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...


 

Комментарии

Подробный конспект урока по русскому языку для 2 класса