Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс " I и II спряжение глаголов" программа Школа 2100
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Чайникова Зоя Ивановна

На уроке ученики знакомятся с  понятием "спряжение глагола", занимательные задания и  иллюстрации  помогают запомнить отличительные признаки двух спряжений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

        

Учебный предмет: русский язык

Класс:    4

Тема урока:  I и II спряжение глагола

Тип урока: урок открытия новых знаний

Педагогическая цель:

Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению окончаний глаголов I и II спряжения через выявление признаков, характеризующих выбор окончаний глаголов I и II спряжения, формирование  умения  различать окончания глаголов I и II спряжения.  

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

ЛУУД:

- умение определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- установка на здоровый образ жизни

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;        

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

- умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности,

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. 

-умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик»

-осознание ценности совместной деятельности

Планируемые предметные результаты:

 -Знание об отличиях глаголов I и II спряжения, уметь правильно задавать вопросы к ним.

- умение различать глаголы I и II спряжения

- Приобретение способа действий по определению спряжения глаголов.

Средства:

Дидактические ресурсы:

1. Раздаточный материал.

2. Презентация к уроку.

4. Компьютер, проектор, интерактивная доска

5.Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 часть, «Баласс»,2012.

6.Методическое пособие для учителя «Русский язык» ,«Баласс»,2012.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты/Оценка

1.Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

 Создание ситуации для оценки готовности к уроку.

- Скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

 Слайд 1. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что – то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что – то новое, и этот урок не будет исключением.

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых принадлежностей. Сигнальными карточками показывают готовность (красный- не готов, зелёный-готов)

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

2. Актуализация знаний

1.Создает ситуацию актуализации знаний через задание на определение  общего в выделенных словах:

Ласково светит весеннее солнце.

Дует теплый ветерок.

На старой березе вьет гнездо черный грач.

2. Организует диалог:

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется глагол?

- На какие группы мы можем разделить эти глаголы? 

1) Создает условия  для развития у обучающихся умения ставить цель и  представлять результат деятельности через задание на  определение  и сравнение признаков глагола по плану:

1. Время

2. Лицо

3. Число

4. Окончание 

Вспомните, что такое спряжение?

(Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам).

Читают запись на доске. Делают вывод, что это глаголы третьего лица настоящего времени, вспоминают все, что изучали о глаголе.

Делят глаголы на 2 группы: в единственном и множественном числе.

Определяют и сравнивают признаки выделенных глаголов.

Сравнивают оставшиеся слова по плану, делают вывод: глаголы 3-го лица настоящего времени могут иметь разные окончания.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

3. Постановка учебной задачи

1. Создает ситуацию постановки 1 УЗ через

1) формулирование 1УЗ

2) планирование результата решения 1УЗ: знание о спряжениях глагола

2. Создает ситуацию постановки 2 УЗ через

1). Выполнение задания на спряжение глаголов, постановку ударения и выделение окончаний для  наблюдения за изменением личных окончаний глаголов.

Дую     вью      журчу     свечу

Дуешь  вьешь журчишь светишь

Дует     вьет     журчит     светит

Дуем    вьем    журчим    светим

Дуете   вьете    журчите   светите

Дуют    вьют    журчат     светят

3. Создает ситуацию постановки 3 УЗ через

1) формулирование 3УЗ

2) планирование результата решения 3УЗ: умение определять спряжение глаголов.

-Какая  тема  нашего урока?

4. Организует ситуацию планирования оценки через определение критериев с помощью оценочного листа

  1. Определяют 1 УЗ:
  1. Формулируют 1УЗ
  2. Планируют результат: знание о спряжениях глагола

  1. Определяют 2 УЗ через упражнение на спряжение глаголов и сравнение окончаний,  работая в тетрадях и у доски:
  1. Формулируют 2УЗ
  2. Планируют результат: умение спрягать глаголы.

  1. Определяют 3 УЗ:
  1. Формулируют 3УЗ
  2. Планируют результат: опыт применения знаний о спряжении глагола в жизненных ситуациях.

Записывают тему «Спряжение глаголов» в тетради.

  1. Определяют критерии оценки

Принимают оценочный лист

  • умение принимать и сохранять учебную задачу
  • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;        
  • - умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность 
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Самостоятельное определение темы

4.Решение учебной задачи. Открытие нового знания

     

       

.

Организует ситуацию решения 1 УЗ

Создает ситуацию выполнения задания на нахождение общих признаков в личных окончаниях глаголов 1 спряжения.

Учитель помещает карточку на доске – I спряжение.

Организуют ситуацию оценки результата решения 1 УЗ

Организует ситуацию решения 2 УЗ

Создает ситуацию выполнения задания на нахождение общих признаков в личных окончаниях глаголов 2 спряжения.

 Организуют ситуацию оценки результата решения 2 УЗ

Учитель помещает карточку на доске -  II спряжение.

Организует ситуацию решения 3 УЗ

Создает ситуацию прослушивания сказки для обобщения и закрепления изученной темы.

Оценивают результат решения 3 УЗ с помощью оценочного листа

Решают 1 УЗ:

  1. Выполняют задание №….
  2. Проверяют и оценивают результаты, делают вывод через работу с учебником.

(Личные окончания глаголов в первых  двух столбиках имеют гласную –е, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания –ут, -ют).

Оценивают результат решения 1 УЗ с помощью оценочного листа

Решают 2 УЗ:

  1. Выполняют задание №….
  2. Проверяют и оценивают результаты, делают вывод через работу с учебником.

(Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную –и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания –ат, -ят).

Оценивают результат решения 2 УЗ с помощью оценочного листа

Решают 3 УЗ:

Слушают сказку. Делают вывод о том, что глаголы делятся на 2 спряжения.

Оценивают результат решения 3 УЗ с помощью оценочного листа

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
  • - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик»

Осознание ценности совместной деятельности

Приобретение способа действий по определению спряжения глаголов.

  1. Физминутка.

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Динамическая пауза

-  Я называю глаголы. Если глагол  I   спряжения , то хлопаете в ладоши, если – II спряжения - прыгаете.

Стоит, трясут, копает, колют, смешит, думает, двигает, поёт, летит, метёт, свистит, пишут.

-  Молодцы! Внимательные дети!

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

5.  Контроль и оценка.

Организуют ситуацию оценки достигнутых результатов

Слайд 9.

Оценивают результаты решения поставленных задач с помощью оценочного листа

Работают с карточками, раскладывают их по группам (I и II спряжение).

Проверяют работу по слайду.

Организует игру «Найди своё место»

Умение различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе.

6 . Рефлексия учебной деятельности

Цель: Развитие рефлексивных умений.

Создаёт  условия  для осмысления проделанной  работы на уроке.

-С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

Домашнее задание: Выучить правило, стр. 78, упр. 250.

Отвечают на итоговые вопросы урока.

Анализируют  и оценивают свою работу на уроке.

 Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Приложение

Приложение 1

Сказка

Давным - давно, в незапамятные времена, жили - были две сестрицы буква Е и буква И.

Жили, как им положено было, в Букландии. Вот подросли они, и стало им скучно. Одно да одно каждый день. Ничего нового. И решили они белый свет поглядеть и себя показать. Словом, отправиться на поиски счастья. Убежали буквы из Букландии, нашли на берегу маленькую лодку и натянули на ней паруса, белые - белые, словно крылья лебедя. Увлекло лодку в открытое море, и поплыли буквы туда, куда нёс её вольный ветер. А ветер нёс её, нёс и принёс к древней Земле Глаголов.

Две страницы были совсем юные и очень хороши собой - каждая по - своему. Все глаголы выбежали на берег полюбоваться их красотой. Глаголы обещали им сделать всё, чтобы они были счастливы, и начали делать. Они построили для сестёр два прекрасных замка, посадили два сада, разбили два парка и устроили там два прохладных фонтана. Они зажгли бы для них два солнца на небе, но это оказалось невозможно. Наконец, они решили, что одна из сестёр должна стать королевой на их земле. И вот тут - то всё и началось.

Чувства глаголов были одинаковы. И мнения разделились.

Одни глаголы считали, что Е прекраснее своей сестры, а другие находили, что нет никого прелестнее, чем И.

Глаголы спорили очень долго: три года, три месяца, три недели, три дня и ещё три часа, но не к чему не пришли. Древние жители древней Земли Глаголов чуть не вступили в бой. Но ведь в бою кто - нибудь мог и погибнуть, а людям нужны все - все глаголы...

Но тут красавицы - сёстры вышли из своих замков, пробежали через свои сады и парки, пришли к глаголам и сказали:

- Мы не хотим быть королевами. И не нужно битв. Пусть каждый глагол сам решит, кто ему больше не нравится. Ведь у каждого свой вкус, не правда ли?

Глаголы не стали воевать, но они...разделились. Одни глаголы поселились вокруг замка прекрасной Е, а другие - рядом с прекрасной И. Они стали слагать стихи для этих гласных букв и петь серенады у них под окнами.

Ты в спряжении первом

В нашем сердце одна,

Пред тобою, наверно,

Меркнет даже луна.

Без тебя мы не в силах

Ни ЛЕТАТЬ, ни МЕЧТАТЬ.

Е! Ты ангел наш милый!

Улыбнись нам опять...

Или вот так:

О прелестная И!

Все мы слуги твои,

И тебе бесконечно мы рады.

Ты пришла к нам второй,

Но в спряженье герой

Образ твой понесет, как награду!

О прелестная И,

Все мы слуги твои,

И тебя были рады мы встретить.

Ни СВЕТИТЬ, ни ДАРИТЬ,

Ни ЛЮБИТЬ, ни ТВОРИТЬ

Без тебя невозможно на свете!

Приложение 2.

Карточка…

I спражение                                        II спряжение

шагают                                                светит

цветёт                                                  строят

плывёт                                                 звенят

сбегает                                                 спешит

поют                                                    стучат

                                                             трещит

                                                             шумит

                                                             будят

                                                             любят

Приложение3.

Оценочный лист

Планируемые результаты

Отметка (+/-/?)

Знание о спряжениях глагола

Умение спрягать глаголы.

Опыт: умение определять спряжение глаголов.

Вывод: работа была успешной

Оценочный лист

Планируемые результаты

Отметка (+/-/?)

Знание о спряжениях глагола

Умение спрягать глаголы.

Опыт: умение определять спряжение глаголов.

Вывод: работа была успешной


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку «Звук и буква [Г,г]» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти.Дидактические:- знать, какие бывают звуки;- ум...

Технологическая карта урока по русскому языку «Слова, которые можно записать цифрами» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о словах, которые обозначают число и количество.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по родам» УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме: «Изменение личных местоимений по родам»Задачи урокаДидактические:Повтори...

Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России» 2 класс)

Цель урока: формирование  умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с частью ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...