Конспект урока по русскому языку на тему "Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе" 3 класс, УМК "ПНШ"
план-конспект урока по русскому языку

Занкина Наталья Евгеньевна

Цели деятельности учителя: формирование умения грамотно писать безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 2.02.18 г.

Школа: № 95

Класс: 3-3

Кабинет: № 101

Учитель: Погорельская Н.П.

Студент: 33 группы Занкина Наталья

Методист: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Безударные окончания существительных 1 и 2 склонения в единственном числе»

 

Цели деятельности учителя: формирование умения грамотно писать безударные окончания имён существительных I и II склонения в единственном числе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе;
  • Определять склонение, число и падеж существительного;

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение;
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников;
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: УМК «ПНШ» Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., 3 класс, 3 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2018

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

2 мин.

- Здравствуйте, ребята!

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Практический – словарная работа

5 мин.

- Ребята, открываем тетради, записываем число, классная работа. Мы начнем наш урок со словарной работы. Сейчас мы познакомимся с новым словарным словом. Но чтобы узнать, что это за слово вам нужно разгадать шифр. У вас на столах лежат карточки, на ней вы видите таблицу где написаны буквы, а под ней соответствующая ей цифра. Внизу есть поле, где написаны только цифры. Вам нужно соотнести эту цифру с буквой из таблицы. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута.

- Итак, время вышло. Что же за слово там зашифровано?

- Правильно, это слово экскурсия. Записываем его в тетрадь, ставим ударение, подчеркиваем гласную, которую нужно запомнить и выделяем корень.

- Давайте прочитаем его по слогам (э-кскур-си-я). А кто знает, что такое экскурсия?

- Молодцы!

- Теперь мы поработаем в ваших рабочих тетрадях. Откройте страницу 27 и найдите 27 упражнение. (выполняют упражнение)

- Проверяем, поменяйтесь тетрадями с соседом по плечу. Если задание выполнено верно, то ставим зеленый +, а если нет, то просто исправляем и ничего не ставим. (проверка со слайдом)

- Ребята, давайте подберем родственные слова к слову «Экскурсия».

- Молодцы, записываем эти слова в тетрадь. После того, как записали слова поставьте ударение, выделите в них корень.

«Слово экскурсия»

«Экскурс, экскурсовод,»

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Р: саморегуляция

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный - беседа

4 мин.

- Чтобы нам перейти к теме нашего сегодняшнего урока, вам нужно определить склонения этих слов.

- Давайте сформулируем тему нашего урока учитывая предыдущие задания. Что мы делали?

- Ребята, а для чего нам нужно знать склонение?

- Итак ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Безударные окончания существительный 1 и 2 склонения в единственном числе».

- Какие цели вы поставите себе на урок?

«Экскурсия 1 скл., экскурс 2 скл., экскурсовод 2 скл.»

«Мы определяли склонение»

«Нам нужно знать склонение, чтобы правильно определить окончание»

«Мы должны повторить правило, как писать окончания 1 и 2 склонения в разных падежах; Научиться правильно писать эти окончания»

 

4. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический – составление алгоритма

Практический – заполнение таблицы  падежных окончаний имён существительных

8 мин.

- Для того, чтобы определять окончания нужно знать алгоритм. У вас на партах лежат карточки. На них написан алгоритм, но он весь перепутался. Ваша задача в паре восстановить его в нужном порядке. На выполнение этого задания у вас есть 1 минута

Алгоритм написания безударного окончания существительного

Посмотреть окончание в таблице …. или подобрать опорное слово

Определить склонение

Определить падеж

Поставить в начальную форму

- Время вышло, давайте проверим. (эталон на экране)

- А о какой таблице идет речь в алгоритме?

- Правильно. Сейчас вы будете выполнять следующее задания в группах. Я вам раздам карточки с этой таблицей, но она не закончена. Ваша задача в группе заполнить пропуски. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

Вопросы

1 склонение

2 склонение

И.п.

Кто?

Что?

- а, -я

-_, -_

Р.п.

Кого?

        ?

- и, -ы

- а, -__

Д.п.

Кому?

Чему?

- е

- у, -_

В.п.

         ?

        ?

- у, -ю

-__,

-__, -__

Т.п.

        ?

        ?

- ой, - ою

       -___, - ___

-___, -___

П.п.

       ?

О чем?

- е

- В каких случаях пишется окончание –е, а в каких –и?

- Теперь проверяем. (выходит одна группа и рассказывает таблицу)

«1 Поставить в начальную форму;

2 Определить склонение;

3 Определить падеж;

4 Посмотреть окончание в таблице …. или подобрать опорное слово»

«О таблице падежных окончаний имён существительных»

«Окончание -е пишется в Д.п и П.п.

А окончание –и в Р.п»

Р: коррекция

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

П: (логические) синтез

Физминутка

4 мин

- Ребята, вы хорошо поработали и сейчас самое время немного размяться. (Физминутка с пандой)

5.Включение в систему знаний

Практический – выборочное списывание с частичным морфологическим разбором орфограмм

Практический – списывание текста с вставлением пропущенных орфограмм и с выделением склонения, числа и падежа

8 мин.

- Сейчас вы поработаете в группах. Откройте свои учебнике на странице 46 и найдете 47 упражнение. Вам нужно из этого текста выписать словосочетания с существительными 1 и 2 склонения. Каждый человек в группе читает строчку из стихотворения и объясняет есть ли здесь словосочетание или нет. Если есть, то группа выписывает это словосочетание себе в тетрадь и рядом в скобках пишет склонение и падеж. При этом выделяя окончание. На это задание у вас есть 3 минуты.

Севере диком (2 скл. П.п); одета снегом (2 скл. Т.п); одета ризой

(     );

- Начинаем проверять. Итак, первая группа 4 номер читает то, что у него получилось. А остальные проверяют у себя сами.

- Ребята, как не ошибиться в написании безударного падежного окончания существительных?

- Следующее упражнение 50. Его вы выполняете самостоятельно. Прочитайте задание (читает 1 ученик) На его выполнение у вас есть 3 минуты.

Ехали медведи

На велосипеде. (2 скл., ед.ч, П.п.)

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике. (2 скл., ед.ч, П.п.)

А за ними раки

На хромой собаке. (1 скл., ед.ч, П.п.)

Волки на кобыле. (1 скл., ед.ч, П.п.)

Львы в автомобиле. (2 скл., ед.ч, П.п.)

Зайчики

В трамвайчике. (2 скл., ед.ч, П.п.)

Жаба на метле... (1 скл., ед.ч., П.п.)

- Теперь проверяем, поменяйтесь тетрадями с соседом по лицу. (эталон на экране). Давайте сделаем вывод.  У существительных 1 скл. и 2 скл. в единственном числе в П.п. пишется окончание –е.

Выполняют работу в группах

«Определить склонение и падеж, или можно подставить падежное слово»

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия, функций участников.

6.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин.

- Итак ребята, наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Мы её достигли?

- Вы узнали что-то новое?

- Ребята, проанализируйте свою работу на уроке.

- Если вам было легко на уроке и вы поняли тему, то поднимите зеленый карандаш, а если вам было немного тяжело, то красный.

Мне было приятно с вами работать, вы все больше молодцы.

«Мы должны повторить правило, как писать окончания 1 и 2 склонения в разных падежах; Научиться правильно писать эти окончания»

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: оценка- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Конспект урока по русскому языку "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок русского языка проводится в 4 классе по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"Цель данного урока: упражняться в правильном напи...

Конспект урока по русскому языку по теме "Окончание существительных во множественном числе Р. П." 3 класс ПНШ

Цели деятельности учителя: формирование умения правильно писать окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.Планируемые результатыПредметные: Знать окончания имен существи...