Конспект урока по русскому языку на тему «Спряжение глаголов в настоящем времени» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_8_04_1.docx424.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2019 г.                                                                                      ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                  ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в                                                                                                                       ФИО методиста: Галлиулина Н. К.              

Кабинет: 214                                                                

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени»

Цели деятельности учителя:

  • формирование умений определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;
  • ознакомление учащихся со спряжением глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать личные окончания глаголов;
  • уметь определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;
  • уметь определять спряжение глаголов.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

13:20 – 13:22

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

- Садитесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочитает нам цитату?

- Как вы понимаете это высказывание?

- Отлично, молодцы.

Приветствовать учителя.

- «Язык всем знаниям и всей природе ключ» Г. Р. Державин.

- Без языка человек не сможет назвать окружающие его предметы и компоненты мира, природы, общества. И лишь дав каждому из них описание, определив его свойства при помощи языка, мы сможем познать и изменить мир.

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

13:22 – 13:27

- Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа».

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлены слова с пропущенными буквами, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы:

- Б.седа, д.ректор, п.роль, пут.шествие, п.ртрет, с.крет, см.родина, та.ть, чес.но, эл.ктричество.

- Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

- А сейчас возьмите в руки карандаш, посмотрите на экран, сравните, верно ли вы вставили букву.

- Если слово написано верно, поставьте рядом с ним плюс, если допущена ошибка – минус.

 - Ребята, скажите, с какими трудностями вы столкнулись при написании этих слов?

- Это словарные слова, их написание нельзя проверить, поэтому их нужно запомнить.

- Скажите, что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

- Беседа, директор, пароль, путешествие, портрет, секрет, смородина, таять, честно, электричество.

- Со словами, у которых нет проверочных слов, поэтому было трудно определить, кукую букву нужно писать.

- Самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?, обозначающая действие или состояние предмета.

- Глаголы изменяются по временам, числам и лицам.

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

13:27 – 13:29

- Сейчас я попрошу вас определить лицо глаголов гуляю, гуляет, погуляют.

- Как вы определили лицо данных глаголов?

- Сейчас поиграем немного. Я называю слово, а вы – объясняете, как оно связано с глаголом.

- часть

- действие

- вопрос

- форма

- время

- число

- предложение

- спряжение

- Как вы думаете, что такое спряжение?

- Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Все верно. Какие цели мы поставим на урок?

- Хорошо.  

- Гуляю – 1 лицо; гуляет – 3 лицо; погуляют – 3 лицо.

- Определили лицо по личным местоимениям (я, ты, он, она, оно, они), которые можно подставить к глаголам, по окончаниям.

- Глагол часть речи.

- Обозначает действие предмета.

- Что делает? Что сделает?

- Формы 1,2,3 лица.

- Настоящее, будущее и прошедшее.

- Единственное и множественное число.

- В предложение является главным членом.

- Мы не знаем.

Высказывают свое мнение.

- Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени».

- Цели: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа в карточках.

13:29 – 13:33

- Можем ли мы сейчас сказать, что такое спряжение?

- Где мы можем узнать определение «спряжения»?

- Хорошо, молодцы! Откройте учебник на странице 81. Прочитайте про себя определение.

- Сейчас кто-то один прочтет вслух.

- Отлично. Сейчас закройте учебник и в паре друг другу повторите это определение.

- Молодцы.

- Прочитайте задание под номером 163 на странице 80.

- Сейчас самостоятельно в тетради запишите предложения в тетрадь. Также два человека работают у доски.

- Молодцы. Назовите, пожалуйста, какие окончания вы выделили?

- Отлично. Какой вывод мы можем сделать?

- Хорошо. Прочитайте правило на странице 80. Каждый про себя самостоятельно.

- Молодцы. Сейчас мы рассмотрим таблицу, но нас будет интересовать только настоящее время. В парах прочитайте ее.

- Сейчас разберём ее вместе. Придумайте по одному примеру к каждому числу и лицу.  

- Замечательно. Сейчас мы с вами немного отдохнем.

- Все встаем и повторяем движения за мной.

- Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

Варианты ответов.

- Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глаголов.

- Прочитайте предложения. Какие местоимения пропущено в каждом?

- Я рисую, ты рисуешь, он рисует, мы рисуем, вы рисуете, они рисуют.

- Я нарисую, ты нарисуешь, он нарисует, мы нарисуем, вы нарисуете, они нарисуют.

- ю, ешь, ет, ем, ете, ют.

- Глагол каждого лица имеет свое окончание.

C:\Users\Анастасия\Desktop\Безымянный.png

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

13:33 – 13:43

- Хорошо. У вас на партах лежат вот такие карточки:

Единственное число

Множественное число

1-е л. (я) 

1-е л. (мы)

2-е л. (ты)

2-е л. (вы)

3-е л. (он)

3-е л. (они)

- Вам нужно, как сказано в задании, проспрягать глаголы молчу и пойду. Записывать глаголы нужно прямо в эту карточку.

- Итак, в учебнике вам дан пример: я молчу, пойду. Запишите пример в свою карточку.

-  2-е лицо: ты (что делаешь?).

- Какие окончания выделили? Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания.

- 3-е лицо: он (что делает?).

- Какие окончания выделили?  Запишите эти слова в свою карточку и выделите окончания.

- А сейчас самостоятельно проспрягайте слова во множественном числе.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Скажи, пожалуйста, что у тебя получилось.

- У всех так получилось? Хорошо.

- Давайте прочитаем правило, которое дано после  упражнения. Прочитай нам, пожалуйста.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Назовите мне окончания 1 лица единственного и множественного числа.

- 2 лица единственного и множественного числа.

- 3 лица единственного и множественного числа.

- Хорошо, молодцы!

- Молчишь, пойдёшь.

- ишь, ешь.

- Молчит, пойдёт.

- ит, ёт.

 

- Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.

- Мы можем сделать вывод, что лицо и число можно определить по местоимению и окончанию.

- Ед. число – у, мн. число – им, ем.

- Ед. число – ишь, ёшь, мн. число – ите, ёте.

- Ед. число – ит, ёт, мн число – ат, ут.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

13:43 – 13:49

- У вас на столе карточка. В ней два задания: восстановить определение понятия «спряжение», а второе – это проспрягать глаголы. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку.

- Кому не понятно задание?

1 задание: Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам.

Единственное число

Множественное число

1-е лицо – лежу, сплю

1-е лицо – лежим, спим

2-ое лицо – лежишь, спишь

2-ое лицо – лежите, спите

3-е лицо – лежит, спит

3-е лицо – лежат, спят

- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

- Начнем с первого задания. Кто зачитает полное определение.

- Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте либо «+», либо «-».

- Проверим второе задание. По порядку будет зачитывать и ставить плюсы или минусы.

- Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту.

Слушают задание.

1 задание: Спряжение – это изменение _______ по _______ и числам в форме ________ и будущего времени.

2 задание: Проспрягайте глаголы: лежу, сплю по числам и лицам.

- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с книгой.

Словесный: беседа.

13:49 – 13:58

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

1. Глаголы:

1) склоняются

2) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

1) окончание

2) основа

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3) изменение глагола по родам и числам

5. Лицо и число можно определить у глаголов:

1) настоящего времени

2) будущего времени

3) прошедшего времени

- Отлично.

Выполняют тест.

- Глаголы спрягаются.

- У глаголов при спряжении изменяется окончание.

- Лицо глагола определяют по по окончанию.

- Спряжение - изменение глагола по лицам и числам.

- Лицо и число можно определить у глаголов будущего и настоящего времен.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

13:58 – 14:00

- Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам.

- Тема нашего урока: «Спряжение глаголов в настоящем времени».

- Цели: узнать, что такое спряжение, как оно изменяется.

- Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).

Конспект урока  по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Спряжение глаголов», 4 класс

Цели деятельности учителя:формировать умение определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;познакомить учащихся со спряжением глаголов по лицам и числам.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планир...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с родом глагола в прошедшем времени; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы в прошедшем времени по рода...

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...