Конспект урока по русскому языку на тему «Спряжение глаголов в будущем и сложном будущем времени» 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бондарь Александра Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_9_04_1.docx569.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2019 г.                                                                                      ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                                  ФИ студента: Бондарь Александра

Класс: 4 в                                                                                                                       ФИО методиста: Галлиулина Н. К.              

Кабинет: 214                                                                

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Спряжение глаголов в будущем и сложном будущем времени»

Цели деятельности учителя:

  • отработка умения определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;
  • ознакомление учащихся со спряжением глаголов в будущем и сложном будущем времени.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать личные окончания глаголов;
  • знать спряжение глаголов в настоящем времени;
  • уметь определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;
  • уметь определять спряжение глаголов в будущем времени.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

13:20 – 13:22

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

13:22 – 13:27

- Сейчас посмотрите внимательно на слайд. Вам дан текст с пропущенными буквами. Ваша задача: переписать текст в тетрадь и вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы. На это задание у вас есть 5 минут.

Гроза.

Стояла летняя жара. Высохли ручьи и речушки. Длинные ветви деревьев уныло свисали без влаги. По утрам и вечерам не было росы. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.

- Молодцы. Сейчас мы проверим. По цепочке читаете предложения и поясняете, почему вы выбрали ту или иную букву.

- Молодцы.  

Слушать учителя.

Гр...за.

Ст…яла летн… ж…ра. Выс…хли руч…и и р…чушки. Длин…ые ветви д…рев…ев уныло св…сал... без влаги. По утрам и в…ч…рам не было р…сы. М...л…дые б…рё…ки и ду…ки …пус…тил... св…и л…с…точ…ки.

Проверять словарную работу.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

13:27 – 13:29

- Какое у вас было домашнее задание?

- Отлично. Сейчас проверим. По цепочке зачитываем глагол, который у вас получился.

- Скажите, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке?

- Что мы называем спряжением глаголов?

- Сегодня мы продолжим изучать эту тему. Но сегодня мы будем изучать спряжение глаголов в будущем и сложном будущем времени.

- Исходя из предыдущего задания, определим цель нашего урока.

- Хорошо, молодцы!

Проспрягайте глаголы: говорить, плавать и учить по числам и лицам.

Проверяют домашнее задание.

- Спряжение глаголов.

- Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глаголов.

- Цель: научиться определять лицо и число у глаголов по местоимениям и личным окончаниям.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа в карточках.

13:29 – 13:33

- Сейчас мы рассмотрим таблицу, но нас будет интересовать только будущее время. В парах прочитайте ее.

- Сейчас разберём ее вместе. Придумайте по одному примеру к каждому числу и лицу

- Посмотрите на 168 упражнение. Там даны глаголы, на 83 странице даны вопросы. В этом задании нужно соотнести глаголы с подходящим вопросом. Нужно указать время, лицо, число глаголов и выделить окончания.

- Ниже дан пример, посмотрите на него. Итак, запишите номер упражнения в тетради.

- Начнем работать по цепочке.

- Посмотрите на 169 упражнение. Прочитайте предложения.

- Что означают слова сеялка, метеорит?

- Давайте узнаем точное значение этих слов. Откройте толковый словарь в учебнике на странице 156, найдите значения этих слов. Кто прочитает нам?

- Хорошо, спасибо. Вернемся к упражнению.

- Вам нужно найти глаголы в форме настоящего и будущего времени, определить их время, лицо и число, выделить личные окончания глаголов. Ниже дан пример.

- Итак, выполнять это упражнение мы будем устно по цепочке, начнем с первого ряда.

- Первое предложение уже разобрано в примере, начнем со второго. Прочитай предложение, найди глагол настоящего или будущего времени, определи лицо и число, выдели окончание.

- Хорошо, молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

- Молодцы.

- Сеялка – машина, которая сеет семена.

- Метеорит – это небесное тело.

- Сеялка – машина для посева семян.

Метеорит – физическое тело, каменно-металлическую массу, падающую на Землю из космоса.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с карточками.

Словесный: диалог.

13:33 – 13:43

- Сейчас откройте свои рабочие тетради на странице 46. Мы вместе выполним задание 103. Прочитайте, что нам нужно будет сделать.

- Отлично. Сейчас по очереди к доске входим и выполняем. Все остальные работают в тетради.

- Кому не понятно задание?

- Отлично.

- Хорошо. Посмотрите сейчас на 105 упражнение. Его каждый сделает самостоятельно в тетради.

- Сейчас мы проверим.

- Умницы. Молодцы.

- Прочитайте. Определите время, число и лицо глаголов.

  1. Объясню – б. вр, 1 л, ед. ч.
  2. Говорите – наст. вр, 2 л., мн. ч.
  3. Читает – наст. вр., 3 л., ед. ч.
  4. Извинишь – б. вр., 2 л., ед.ч.

C:\Users\Анастасия\Desktop\Безымянный.png

- Сижу – от слова сидя. Пишем «и», так как она под ударением. 1 лицо и единственное число.

- Муравейник – словарное слово.

Смотрю – от слова смотр, пишем «о»,  так как она под ударением. 1 лицо и единственное число.

- Перевязанную – приставка «пере».

- Ниточкой – окончание ой.

- Ставим – мы ставим. 1 лицо и множественное число.

- Ставите – вы ставите. 2 лицо и множественное число. 

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

13:43 – 13:49

- У вас на партах лежат вот такие листочки. Сверху на линии подпишите свое имя и фамилию.

- В первом задании вам нужно подчеркнуть глаголы  2 лица единственного числа, настоящего времени.

- Во втором задании вам дан небольшой текст, вам нужно найди и подчеркнуть в тексте глаголы  3 лица  множественного числа.

- В третьем задании вам нужно выделить окончания  только у глаголов 1 лица единственного числа.

- Можете приступать.

- А сейчас обменяйтесь с соседом по парте своими листочками, возьмите в руки зеленую ручки или карандаш.

- Посмотрите на экран, сравните ответы своего соседа с тем, что представлено на экране.

- В перовом задании над каждым словом, которое должно быть подчеркнуто, ставим плюс – если верно подчеркнуто, минус – если не подчеркнуто, или подчеркнуто неверно.

- Во втором задании также как и в первом, ставим плюс или минус над каждым словом, которое должно быть подчеркнуто.

- В третьем задании, ставим плюс, если окончание выделено верно, если не верно – минус.

- Посчитайте количество минусов. Один минус – это одна ошибка.

-  «5» - 2 ошибка;

   «4» - 3  ошибки;

   «3» - 4 и более ошибок.

- Поставьте отметку своему соседу.

- Верните листочек своему соседу.

Выполнение заданий на листочке.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с книгой.

Словесный: беседа.

13:49 – 13:58

- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание: стр.84 упр.170.

- Посмотрите на упр. 170, прочитайте к нему задание.

- Итак, дома вам нужно будет определить тему текста и озаглавить его. Найти в тексте описательную часть и списать ее в тетрадь. Над глаголами настоящего и будущего времени указать лицо и число, выделить окончание.

- Как вы понимаете, что такое описательная часть текста?

- Верно всем понятно как выполнять домашнее задание?

- Ребята, скажите, как правильно сказать: я победю или я побежду?

- Давайте найдем ответ на это вопрос в учебнике на странице 84. Прочитай нам, пожалуйста.

- Итак, так как же всё-таки верно сказать?

- Верно!

- Посмотрите на экран, на экране даны словосочетания. Нужно определить лицо и число глаголов: беспокоишь бабушку, мешает кошке, рисует пейзаж, пишут письма, играем на улице, едят суп, читаю книгу, гуляю с собакой, залез на гору,  смотрите фильм, чищу зубы, играет на траве, бегут со стадиона.

- Запишите эти словосочетания и определите лицо и число глаголов.

- Давайте проверим, начнем со второго ряда по цепочке.

- У всех так получилось?

- Хорошо, молодцы!

- Таких слов в русском языке нет.

- Это описание чего – либо.

- Слов победю и побежду в русском языке нет, поэтому если мы хотим сказать что-то подобное, нам нужно заменить это слово другими словами.

- Беспокоишь бабушку (2 лицо, ед.ч), мешает кошке (3 лицо, ед.ч), рисует пейзаж (3 лицо, ед.ч), пишут письма (3 лицо, мн. ч.), играем на улице (1 лицо, мн. ч.), едят суп (3 лицо, мн.ч.), читаю книгу (1 лицо, ед.ч.), гуляю с собакой (1 лицо, ед.ч.), залез на гору(1 лицо, ед.ч.), смотрите фильм (2 лицо, мн.ч.), чищу зубы (1 лицо, ед.ч.), играет на траве (3 лицо, ед.ч), бегут со стадиона (3 лицо, мн.ч).

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

13:58 – 14:00

- Скажите, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучали?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр. 45 № 100, 101.

- Тема: «Спряжение глаголов в будущем и сложном будущем времени».

- Цель: научиться определять лицо и число у глаголов по местоимениям и личным окончаниям.

- Да, реализовали.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Подчеркни глаголы  2 лица единственного числа, настоящего времени.

   Молчит, думает, говорят, рисовала, читали, ловишь, плывёт, рычишь, скачешь, танцевать, ругаешь, стучишь.

  1. Найди и подчеркни в тексте глаголы  3 лица  множественного числа.

   Шура и Миша бегут на речку. С ними их пес Дружок. Друзья прыгают  в воду и плывут. Дружок тоже любит купаться. Он сидит и скулит. Но вот его зовут, и он прыгает в воду.

  1. Выдели окончания у глаголов 1 лица единственного числа.

    Сношу, знакомите, гонишь, слышу, рисую, надеемся, звоню, кричали, несут, брали,  трясу, ныряю, бросают, красит, дымит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Личные окончания глаголов I и II спряжения" 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование умения различать окончания глаголов I и II спряжения.Планируемые результаты:Предметные:- Знать окончания глаголов I и II спряжения;- Уметь различ...

Конспект урока по русскому языку по теме «Спряжение глаголов». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование понятия «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «спряжение глагола»...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...