Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лапшина Татьяна Александровна

Разработки уроков и внеклассных мероприятий с презентациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_znatoki_russkogo_yazyka.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку.

Интеллектуальная игра

«Знатоки русского языка»

Цель: Прививать интерес к изучению русского языка.

          Развивать интеллект, внимание, воображение.

          Воспитывать чувство товарищества, ответственности,

          умение работать в группе.

Ход занятия

1.Орг. момент ( Ученики читают стихи)

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

 Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

 Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье.

        Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

 Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

 Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

 Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

 А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков:

 Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

 Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

 Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным, и только!

Все запомнишь, все поймешь.

2.Сообщение темы и целей занятия.

О каком предмете идет речь в этом стихотворении?

Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Сегодня мы проведем внеклассное занятие по русскому языку. Многим из вас этот предмет кажется трудным и неинтересным. Для сегодняшнего занятия я старалась подобрать такие задания, чтобы вы увидели, что русский язык интересный предмет. За 4 года вы многому научились. Сегодня у вас есть возможность проверить свой интеллект и сообразительность, расширить кругозор. Занятие мы проведем в форме интеллектуальной  игры. Я ее назвала «Знатоки русского языка».

    В игре принимают участие 3 команды:

«Омонимы»- капитан …

«Синонимы» - капитан ….

«Антонимы» - капитан …

Оценивать игру будет жюри в составе:……

Все остальные учащиеся и гости – болельщики. Для болельщиков тоже будут задания. Если они их правильно выполняют – получают баллы. Полученные баллы они отдают той команде, за которую болеют.

 Я буду исполнять роль ведущего игры.

А сейчас слово болельщикам. Они скажут слова напутствия игрокам.

Сначала подумай – потом говори,

Иначе пощады не жди от жюри

Проиграл- не расстраивайся.

В следующий раз выиграешь!

Выиграл- не обольщайся:

В следующий раз проиграешь.

Сейчас мы определим команду, которая первой начнет игру. У каждой команды на столе лежат  кружки зеленого цвета. Этим кружком капитан команды подает сигнал, что задание выполнено.

 задание

Расположите данные слова, начиная со слова с наибольшим количеством звуков. Запишите на листочке. Как задание выполнено, капитан подает сигнал.

СОЛЬ, ЮНОША, ЯМА, ЮРТА

Игру начинает команда….

3. Проведение игры

1конкурс

«Отгадай пословицу»

Ведущий читает вслух, дается минута на обсуждение.

(песочные часы)

1. Игорь проиграл Борису партию в шахматы, вместо того чтобы признать себя побеждённым, стал горячиться, доказывая, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут.)  

2. Решала девочка головоломку и никак не могла решить. Прибежала к подруге и говорит: «Давай решать вместе!» Подумали и решили. Какая пословица припомнилась им? (Ум хорошо, а два лучше.)

 3. Коля удил рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсёк, тащит, вдруг видит – на другой клюёт. Бросил он первую удочку – и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорчённый мальчик? (За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь)

2 конкурс

«Узнай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу). Как задание выполнено, капитан подает сигнал.

Игра с болельщиками.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,

 Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

 Приставка в слове РАСХОД,

 Окончание в слове ДОМ.

 (Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

 Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

 Суффикс в слове СКАЗКА,

 Окончание в слове РЫБА.

 (Ответ - ЗАВЯЗКА)

3 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,

 Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

 Суффикс в слове ЛЕСНИК,

 Окончание в слове СТОЛ.

 (Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

3 конкурс

«Играем в прятки»

Найдите животное в этих стихотворных строках.

Потренируемся:

Жили в доМЕ ДВЕ Дикие кошки. (на экране)

Раздать листки с заданием.

Игра с болельщиками.

1 команда:

Как хорошо после дожДЯ, ТЕЛята рады, рад и я.

2 команда:

Этот виД РОЗ Давно разводят в Румынии.

3 команда:

ЗнаКОМА Рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.

4 конкурс

«Грамматическая арифметика»

(на экране)

1 команда

череп – п + муха = ?

Том+вата= оружие  (автомат)  

2 команда

чистый – ый + о+ тело – о = ?

Бар+ соки= фрукт  (абрикос)

3 команда

часть – ь + ушко – о + а =?

Липа+нота= животное (антилопа)

5 конкурс

Конкурс капитанов

Задание проводится устно по очереди с каждым.

Объяснить, что означает данный фразеологизм.

Для капитана первой команды:

 А) рукой подать;

 Б) во весь дух;

 В) яблоку негде упасть;

 Г) путаться под ногами;

Для капитана второй команды:

 А) прикусить язык;

 Б) слышно, как муха пролетит;

 В) как рыба в воде;

 Г) ни в зуб ногой;

Для капитана третьей команды:

 А) пропустить мимо ушей;

 Б) как снег на голову;

 В) падать с ног;

 Г) в рубашке родился;

6 конкурс

Конкурс «ОСЫ».

Для каждой команды предлагается задание: расшифровать слово и записать его.

Игра с болельщиками.

Для первой команды:

ОС_ _ А  На этой осе в октябре позолота.

ОС_ _ А  А эта растет на лугу у болота.

Для второй команды.

_ ОС_А  С этой спит в колыбели малыш.

_О_С_ _ _ _А  А эта по классу крадется, как мышь.

Для третьей команды:

_ОС_ _ _А_ _  Эта оса на луну улетает.

_ОС_ _ _ _ А  А эта на солнышке худеет и тает.

7 конкурс

«Фразеологический зверинец»

Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.

1 команда

Голоден как... волк.

 Упрям как ... осел.

  Нем как... рыба.

2 команда

Грязный как ... свинья.

Здоров как… бык.

Колюч как... еж.

3 команда                      

 Болтлив как... сорока.

Изворотлив как... уж.  

 Труслив как ... заяц.  

8 конкурс

«Анаграммы»

Из букв данного слова путём перестановки нужно составить новое слово, не убирая и не добавляя новых букв.

Игра с болельщиками.

1 команда

числа (силач)

Насос- сосна

2 команда

Рамка (марка)

Уклон- клоун

3 команда

Среда ( адрес)

пальто (лапоть)

9 конкурс

«Шифр»

Разберитесь в шифре

Однажды я шёл по джунглям с фотоаппаратом. Вдруг к моим ногам упала стрела с запиской. Там было написано следующее: Если беспечный фотограф, ты жаждешь знать, что тебя ожидает в пути, вычеркни буквы, которые дважды в этой записке сумеешь найти.

Записка перед вами, что в ней написано?

Т Ю И Г Ю Ф Р Ж Я Д Ы К

 Б Э М З Ч В Я З Л Е Д О П К А

 Ж Э Б О И Ф М А И С Ч У Ш Ш П   (Тигры в лесу)

    Наша игра подошла к концу. Пока жюри подведет итоги, мы послушаем стихотворение «Ленительный падеж»

Спросили Лежебокина: 
- А ну-ка, расскажи, 
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи? 
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить 

Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно: 
- В том не моя вина. 
Пусть им, сперва, ученые 
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

4. Подведение итогов

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Разработки уроков и внеклассных мероприятий с презентациями...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"....

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Урок русского языка во 2 классе по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"....

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме: "Жизнь древних славян"...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Презентация к уроку чтения в 4 классе по теме "Чудесный мир классики". Презентация позволит провести обобщающий урок в форме путешествия по различным станциям : ЭРУДИТ, ПОЭТИЧЕСКАЯ, УЗНАЙ-КА...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе. Презентация позволит интересно провести урок по теме: "Жизнь древних славян"...

Разработки уроков и внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

Данный материал может использоваться на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы "Про кошек и собак"...