Методическая разработка урока Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-. Русский язык 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.

Задачи:

- создавать условия для формирования учебных компетенций: универсальных учебных действий, предметных умений и

навыков образования слов с использованием суффиксов -ёнок-, -онок-, навыков правописания;

- развивать устную объяснительную речь, умения выделять корень и суффикс в слове, подбирая родственные слова;

- развивать познавательный интерес, творческие способности в процессе решения языковых задач, сотрудничать друг с

другом, выполнять самоконтроль и самооценку;

- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

- воспитывать интерес к русскому языку и использовать предметные и метапредметные учебные действия в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_rus_yaz.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 655

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.

Русский язык

2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Автор:

Пермякова Ирина Александровна, учитель начальных классов

 

Санкт-Петербург

2019

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный подход в организации учебного процесса. Сегодня ученик оказывается главным «действующим героем» на уроке. Задача учителя организовать деятельность ученика так, чтобы он осмысленно решал значимые для себя вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на известных каждому учителю этапах урока. Однако теперь, учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе. Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития учащихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Кроме этого, способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя.

В значительную часть уроков включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока), авторские версии таких вопросов дают возможность оценить правильность действий учеников. Проблемные ситуации практически всего курса русского языка строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является технологическая карта.

Технологическая карта урока по русскому языку

Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.

2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов»

Цель урока: познакомить с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.

Задачи:

- создавать условия для формирования учебных компетенций: универсальных учебных действий, предметных умений и

навыков образования слов с использованием суффиксов -ёнок-, -онок-, навыков правописания;

- развивать устную объяснительную речь, умения выделять корень и суффикс в слове, подбирая родственные слова;

- развивать познавательный интерес, творческие способности в процессе решения языковых задач, сотрудничать друг с

другом, выполнять самоконтроль и самооценку;

- развивать стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

- воспитывать интерес к русскому языку и использовать предметные и метапредметные учебные действия в повседневной жизни

Планируемые результаты:

- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

-личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; способность к самооценке собственных знаний русского языка; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.вседневной жизни.

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать учебную деятельность по повторению, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Задачи:

- способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке;

- помочь принять рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради;

- выявлять степень усвоения обучающимися предыдущего учебного материала и подготовленности к уроку.

Методы:

-словесные, объяснительно – иллюстративные;

- побуждающий от проблемной ситуации;

- диалог.

Личностные УУД: готовность к обучению, высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Регулятивные УУД:

прогнозирование предстоящей деятельности, умение оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные УУД: владение культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

- А теперь покажите мне, что вы готовы к работе на уроке.

Приготовьтесь к работе в тетради. Напомните друг другу о правилах работы в ней.

(Расположим тетрадь на парте так, чтобы руки при письме не свешивались. Следим за тем, чтобы весь урок в наших тетрадях было чисто, записи выполнены аккуратно.)

- Запишите сегодняшнюю дату, «Классная работа».

- Ребята, продемонстрируйте своё умение красиво писать.

Минутка чистописания. 

– Посмотрите на первые две группы букв, какую закономерность вы видите?

( Буквы расположены в алфавитном порядке.)

– Посмотрите на третью группу, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

(Не хватает буквы п, потому что в алфавите буква п стоит между о и р.)

https://arhivurokov.ru/multiurok/c/6/c/c6c5fdb69a1ed057b9567379b5cb723a28b40dcd/razrabotki-konspiektov-urokov-matiematiki-i-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa-po-sistiemie-shkola-xxi-vieka-s-uud-1_1.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/c/6/c/c6c5fdb69a1ed057b9567379b5cb723a28b40dcd/razrabotki-konspiektov-urokov-matiematiki-i-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa-po-sistiemie-shkola-xxi-vieka-s-uud-1_2.pnghttps://arhivurokov.ru/multiurok/c/6/c/c6c5fdb69a1ed057b9567379b5cb723a28b40dcd/razrabotki-konspiektov-urokov-matiematiki-i-russkogho-iazyka-dlia-2-klassa-po-sistiemie-shkola-xxi-vieka-s-uud-1_3.png

-Давайте вспомним написание прописной и строчной буквы П,п.

Учитель на доске показывает образец записи каллиграфической минутки.

-Пропишите их в тетради.

-Как будете писать? (Аккуратно, красиво, правильно…)

Работа над изученным материалом

- Составьте слова с парной согласной в середине слова.

Лапка, шляпка, скрипка, голубка, тропка.

- Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове? (Звук [п].)

- Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук? Какое слово лишнее? Почему?

(Лишнее слово – голубка, так как в этом слове мы пишем букву б.)

- Каким способом образованы новые слова? (Суффиксальным.)

- Какой суффикс помог образовать новые слова? (Суффикс -к-.)

- Какое значение придаёт слову суффикс «к»? (Уменьшительно-ласкательное.)

– Запишите слова, обратите внимание на соединение.

Сверьте свои записи с образцом на доске.

Подведение итогов. Взаимопроверка.

- Оцените ответы своего соседа по парте и отметьте уровень знаний и умений по данному вопросу. (Высокий – 3 кружка; средний - 2; а низкий – 1 кружок). Закрасьте их на листах самооценки.

- Ребята, которые показали низкий уровень, вам необходимо потренироваться, поработать над этим вопросом, и я вам в этом помогу.

2.

А)

Б)

Изучение учебного материала.

Постановка учебной задачи.

Цель:

- обсудить учебную проблему, определение и формулирование цели деятельности на уроке.

- повторить виды суффиксов и их значение для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель:

- организовать работу по повторению сведений о суффиксах, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Познавательные УУД:

- уметь ставить и решать учебную проблему, определять и формулировать цель деятельности на уроке, планировать свои действия.

Изучение учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

- показать

(продемонстрировать) умение правильно и грамотно формулировать свою точку зрения, орфографическую зоркость, проявление сотрудничества

Цель, которую учитель хочет достичь:

- проверить умение учащихся правильно выполнять поиск необходимой информации, умение выделять главное и второстепенное, делать выводы, выявить затруднения в деятельности учащихся.

Методы организации работы:

- словесные

- иллюстративные

- практические

Методы стимулирования:

- похвала

Открытие новых знаний:

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

- обсудить проект решения учебной задачи;

- составить общий алгоритм правописания суффиксов –онок-, -ёнок- .

Цель, которую хочет достичь учитель:

- способствовать формированию у обучающихся представление об алгоритме правописания суффиксов –онок-, -ёнок- ;

-организовать работу по овладению навыками образования слов по алгоритму.

Методы:

- учебный диалог,

- презентации.

Личностные УУД:  заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний.

Познавательные УУД:       уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, совершенствовать владение терминами.

Регулятивные УУД:           делать прогнозы и выводы.

Коммуникативные УУД:  владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.

- Ребята, о какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке? (О суффиксе.)

- Что вы знаете о суффиксе? (Суффикс-это часть слова, стоящая после корня, перед окончанием, служит для образования новых слов.)

На доске слова, содержащие ошибочную информацию.

Задание «Лови ошибку»:

содержит в себе ошибки 2 уровней:

– явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

-Ребята, предлагаю вам выявить допущенные ошибки.

Сергеивна или Сергеевна (Суффикс –евн-.)

Ильинична или «Ильинишна» (Суффикс –ичн-.)

Ирачка или Ирочка (Суффикс –очк-.)

зайчонок или зайчёнок - ?

Решение проблемного вопроса.

- Знаем ли мы, когда пишутся суффиксы -ёнок-, -онок-? (Нет.)

- Определите тему нашего урока.

(Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок-.)

Учитель открывает тему урока на доске.

Итак, тема нашего урока «Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-»

-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться образовывать слова с суффиксами –ёнок-, -онок-, их правописанию.)

- Цель нашего урока: познакомиться с правописанием суффиксов -ёнок-, -онок- и образованием  новых  слов  с помощью суффиксов.

- Как мы можем узнать об этом? (Прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило)

-Какой путь выбираете? (Вывести самим.)

-Как нужно работать, чтобы понять тему урока? (Внимательно, активно, сообща.)

Составление алгоритма.

Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет правильно писать суффиксы:

- Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.

Групповая работа.

Сравнение алгоритмов.

- Обратимся к научному источнику.

Откройте рубрику «Тайны языка». Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

– Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? (зайчонок)

- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

- Какие этапы работы вы предлагаете? (варианты ответов детей)

- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом . Что заметили? (Они похожи.)

- Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника.

(работа с учебником)

Прочитайте правило еще раз и расскажите его друг другу.

- А теперь вместе попробуем применить алгоритм правописания суффиксов –онок-,

-ёнок- на практике.

Задание выполняется комментировано под руководством учителя:

слон…нок, еж…нок, ут…нок, лягуш…нок, зайч…нок, орл…нок.

Самопроверка.

- Оцените себя и отметьте уровень знаний и умений по данному вопросу. (Высокий – 3 кружка; средний - 2; а низкий – 1 кружок). Закрасьте их на листах самооценки.

-Итак, сделаем вывод, когда пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?

-Какое значение имеют эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

Зарядка для глаз. 

Физминутка

3.

Закрепление учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

-закрепить знания и навыки с помощью текстового задания по правописанию слов с изученными суффиксами.

Цель, которую ставит перед собой учитель:

- создать условия для формирования умения выполнять письменные работы на основе изученного материала.

Задачи:

- развивать умения применять полученные знания при работе с текстами;

- развивать способность давать адекватную самооценку, делать взаимопроверку.

Методы:

- репродуктивные.

Познавательные УУД: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения заданий.

Коммуникативные УУД:  владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и обучающимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Учитель проводит дифференцированную работу.

- Ребята, у вас на партах лежат карточки с заданиями разной сложности.

Попробуйте договориться, кто из вас какую карточку возьмет для выполнения задания.

Задание 1

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс.

Кот…нок, тигр…нок, мыш…нок, аист…нок, волч…нок, слон…нок, морж…нок.

Задание 2

Образуйте слова при помощи суффиксов -ёнок-, -онок-, запишите.

Кот, тигр, мышь, аист, волк, морж.

После выполнения работы взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте выполнение заданий по ответам на доске.

- Закрасьте столько кружочков на листе самооценки, сколько у вас правильных ответов.

-Какой вывод по этой работе сделаем?

(Образовывали и записывали слова с суффиксами –ёнок-, -онок-, используя составленный алгоритм).

- Какие затруднения вы испытали при выполнении заданий? Чему ещё, надо поучиться? (Потренироваться в образовании слов при помощи суффиксов –ёнок-, -онок-.)

Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаются следующие задачи:

 - эффективно накапливается каждым учеником собственный личный опыт;

 - развиваются творческие способности;

 - предлагаются дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряется самостоятельный поиск путей решения поставленных проблем;

- осуществляется личностно-ориентированная направленность;

- ученик самостоятельно планирует свою деятельность;

- побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок

В соответствии с новыми стандартами, необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что урок – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной

Список литературы

1.        Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Часть 1– М.: Вентана-Граф, 2012.

2.        Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях Кузнецова М.И. Часть 1 – М.: Вентана-Граф, 2012.

3.        Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 классы Романова В.Ю., Петленко Л.В –  М.: Вентана-Граф, 2012.

4.        Русский язык. Комментарии к урокам. 2 класс Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2013.  

5.        Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.– М.: Вентана-Граф, 2013.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Методическая разработка урока "Твоё первое знакомство со звёздами" - 2 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».

Методическая разработка урока самореализации и открытия нового для 2 класса, разработанная в системе ФГОС  ООО.Урок  включает открытие новых знаний  по заявленной теме, выдвижение гипот...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)

Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса  - ок - после шипящих"....

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...