Технологическая карта урока русского языка по теме "Обучающее изложение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Галузина Ольга Александровна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

УМК "Школа России"

Тема урока: обучающее изложение.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol._karta_russk_yaz_izlozhenie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Галузина О.А.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: обучающее изложение.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: создать условия для формирования умения писать изложение повествовательного текста

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научить составлять план текста-повествования;
  • писать изложение текста-повествования по плану;
  • находить границы предложений, оформлять предложения по законам письменной речи;
  • применять на письме изученные правила орфографии;
  • наблюдать языковые средства, позволяющие избежать повторов.

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
  • формирование представлений об окружающем мире, взаимосвязях в живой и неживой природе;
  • понимание причин успехов в учебе;
  • формирование самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные воспринимать смысл предъявляемого текста; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; осознанно строить речевое сообщение.
  • Коммуникативные – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию.
  • Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

Организационный момент урока.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования отношений долга и ответственности, положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Предлагает учащимся прочитать высказывание. «С малой удачи начинается успех!»

Стимулирует на дальнейшую работу

-Какое слово ключевое в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке ?

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Настраиваются на предстоящую работу.

Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики

(коммуникативные, личностные).

2.

Самоопределение к деятельности. Постановка целей.

Метод проблемно –диалогический подводящий к теме диалог

Предлагает учащимся вспомнить, что такое изложение и что нужно для его успешного написания.

 Предлагает учащимся чтобы узнать, о ком будет текст, отгадать загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,
Носит он рогов корону.
Рогами крепит оборону.

Бурелом для него царство,
Мухомор его лекарство.
А рога-то как лопаты,
Его прозвище сохатый.(Лось.);

вспомнить, что знают об этом животном.

Определяют смысл предстоящей работы. Отгадывают загадку, вспоминают, что знают о лосях.

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные, коммуникативные)

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений

 (познавательные)

3

Работа по теме

Подготовка к написанию изложения

Беседа с учащимися

Организует

1. Знакомство с текстом и беседу о прочитанном

Упр. 213 (с. 120).

- Прочитайте текст.

- О ком он?

- Определите тему текста.

- Назовите его главную мысль.

- Как можно озаглавить текст?

Проверим, как внимательны вы были при чтении

- Куда направлялся лось?

- Как он вёл себя, почему?

-Что сделал лось?

-Что значит «зимнюю шапку ломает»?

-Определите тип текста.

2. Составление плана

- Какие 3 части мы выделяем в тексте-повествовании?

Сколько частей в нашем тексте. Почему? Как получить план текста?

- Прочитайте первую (вторую, третью, четвертую) часть.

- Озаглавьте.

3. Лексическую работу

-Прежде чем вы попробуете пересказать текст, напоминаю, что важно избегать повторов. Как можно назвать лОся, чтобы не было повторов?  Как Г. Скребицкий называет его рога?

В тексте некоторые слова можно заменить синонимами. Подберите синонимы.

4. Пересказ текста по частям и целиком

Осуществляют первичное целостное чтение текста.

Отвечают на вопросы по тексту, определяют тему, главную мысль и тип текста, предлагают варианты заглавий.

Составляют план текста.

1. Лось на поляне.

2. Лось сбрасывает рог.

3. Избавление от второго рога.

4. Лось с весной здоровается.

Ищут возможность избежать повторов

Лось-лесной великан, он.

Рога- тяжелый головной убор, зимняя шапка

Подбирают синонимы

Огромный- большой, громадный, большущий.

Чутко- внимательно.

Зашагал- пошел, направился.

Полез между- протиснулся.

Пересказывают текст по частям и целиком.

Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения,

обсуждений

Составление плана

(познавательные)

Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднеий

(регулятивные).

4

Физкультминутка

Элемент здоровье-

сберегающей технологии

Проводит физкультминитку

Между елок, между сосен

По лесочку бродят лоси,                 1

За лосями мчатся волки,                 2

Глазки-узенькие щелки,                 3

Сам вожак к лосям подкрался –        4

Только без зубов остался!                 5

Выполняют  движения

1. Ходьба на месте со скрещиванием рук.

2. Бег на месте

3. Повороты вправо-влево, ладошки у лба.

4. Поднимание коленей на месте.

5. Прыжок и приседание

5

Работа по теме

Подготовка к написанию изложения (продолжение)

Беседа с учащимися

Организует

5. Орфографическую подготовку

-Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

Карточки (см. Приложение 1)

 Карточка лежит на столе до конца урока, если надо вспомнить написание слова, можно ей воспользоваться как словарем.

6. Повторное чтение текста

Работают   в паре -вставляют пропущенные буквы в слова

Проверяют проделанную работу совместно с учителем - по цепочке называют слова и объясняют их написание, повторяя изученные орфограммы.

Перечитывают текст.

Осознание опыта работы в паре, как ценности. (личностные) 

Оценивание ситуаций совместной работы в паре в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).

Поиск информации, имеющихся знаний на основе наблюдений, обсуждений (познавательные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных затруднений

(регулятивные).

6

Написание изложения и самопроверка

Самостоятельная работа учащихся

   Оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых есть затруднения.

Пишут изложение и осуществляют самопроверку.

Способность сохранять учебную задачу Самоконтроль

(регулятивные)

7

Итог урока

Рефлексия

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке

- Что мы делали сегодня на уроке?

-Понравился ли текст, над которым мы работали?

Оцените свою работу на уроке на листах самооценки. (см. Приложение 2)

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на листах самооценки

Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о своих возможностях

(личностные).

8

Домашнее задание

Составить и записать 3-4 предложения о поведении животных весной. Подчеркнуть глаголы, указать их число и время.


Приложение 1

Карточка орфографической подготовки

Вставьте пропущенные буквы. Объясните друг другу написание слов.

Л_сной, п_ляна, выш_л, пост_ял, заш_гал, г_л_ ва, х_тел, вел_ кан, ств_лы, отв_лился, в в_твях, т_жёлый, г_в_рят, л_мает, в_сна.

Стра__о, медле__о.

Поле_, ро_, вдру_.

Ч_тко, ч_щ_.

Раскройте скобки - слитно или раздельно?

(В)переди, (к)ним, (с)бросит,(с)брасывает, (не)обошёл, (у)него, (не)даром

Обратите внимание, как пишутся слова. Написание каких из этих слов вы можете объяснить?

П_том, б_р_зняк, об_ш_л, п_ш_л,   _дин, вт_рой, з_стрял, пр_слуш_лся, р_сли, п_мат_вал, что-то, бу_то, зимн, зд_ровае   я


Приложение 2

Оценочный лист   _________________________________

В каждой строке выбери и отметь знаком + подходящий тебе ответ

1

На уроке мне было

скучно

интересно

2

Я работал на уроке

активно (отвечал на вопросы учителя)

пассивно (слушал ответы других)

3

Я запомнил содержание рассказа

хорошо

не очень хорошо

4

Я написал изложение

без грамматических ошибок

с грамматическими ошибками

5

Я написанное изложение

проверил

не хотел проверять

не успел проверить

6

Своей работой на уроке я

доволен

 не очень доволен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка. Изложение "Март в лесу"

Технологическая карта урока и презентация на тему "Март в лесу"...

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Обучающее изложение»Цель урока: учить детей правильно воспринимать текст.  Передавать его содержание в соответствии с планом. Планируемые результа...

Технологическая карта урока русского языка. Обучающее изложение "Знакомые следы" (3 класс, 2 четверть, УМК "Школа России")

Технологическая карта урока, карта изложения для обучающихся, испытывающих трудности в устной и письменной речи....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Изложение"

Конспект урока  русского языка в 3 классе ...

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Обучающее изложение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: развитие умения письменной речи – письменного пересказа прослушанного и зрительного воспри...

Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...