Урок русского языка «Правописание окончаний имён существительных множественного числа». 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Черных Наталья Александровна

Урок русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

Урок русского языка

3 класс

УМК «Начальная школа ХХI века».

 Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».

                                                       Учитель: Черных Наталья Александровна

г. Железногорск

2017 г.

Урок русского языка. 3 класс.

УМК «Начальная школа ХХI века».

Тема: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа».

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи урока:  отработать написание падежных окончаний имён существительных множественного числа, имён существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с шипящим на конце.           

Личностные результаты

– развивать познавательный интерес, учебные мотивы;

– формировать воображение и чувство прекрасного;

– формировать стремление к самоизменению, положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

 – формировать умение самостоятельно выполнять задания, проводить самопроверку по образцу, выявлять и корректировать ошибки на основе установления их причины («что я пока не умею»);

– формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); 

– формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать;

- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока.

Регулятивные УУД

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью,  выполнять работу в соответствии с заданным планом;

 – формировать умение работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, представлять результаты с помощью рисунков, оценивать результат работы;

– принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

– формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коммуникативные УУД

– формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос;

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение;

– формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс С.В. Иванов и др.; презентация по теме урока; карточки для составления интеллект-карты; компьютер.

Ход урока

I. Мотивация

- Ребята, поприветствуйте наших гостей. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – залог успеха на уроке.

-Сегодня вы будете открывать новое и эти знания вы прибавите к своему образованию. Желаю вам успеха в работе!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Исчезающее слово». На экране слова: дырокол, ущелье, сапог, солнце, ботинки, лодка, помидор, листва. сыночек. Назовите слово с …

  • непроизносимым согласным в корне (солнце)
  • сложное слово, состоящее из двух корней (дырокол)
  • слово с разделительным мягким знаком (ущелье)
  • слово с безударным гласным в приставке (полить)
  • слово с безударным гласным в суффиксе (сыночек)

- Какие слова остались? (ботинки, сапог, помидор). Какая орфограмма в этих словах? Можем ли мы проверить эту орфограмму? Вывод: написание этих слов нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики. Давайте выясним лексическое значение этих слов.

(ПОМИДОР заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского. Так вот в переводе с итальянского языка ПОМИДОР-это «золотое яблоко».

БОТИНКИ – обувь, закрывающая ногу по щиколотку, реже до середины, обычно на шнуровке или застёжках.  Слово заимствовано из французского языка.

САПОГ – обувь с высоким голенищем.

- А что ещё вы можете сказать об этих словах? (имена существительные)

- Давайте с вами вспомним все морфологические признаки этой части речи с которыми мы уже познакомились.

Ш. Выявление места и причины затруднения.

- Предлагаю вам поработать в группах. Вспомните три основных правила работы в группе ( работаем совместно, дружно, активно) Каждая группа будет составлять интеллект-карту об имени существительном. (Составляют карты, вывешивают их на доску, представляют по 1 человеку от группы)

- Ребята, где вы поставили вопрос в своих картах? Что мы с вами ещё не изучили? (правописание окончаний существительных множественного числа)

- Давайте сформулируем тему нашего урока (Правописание окончаний имён существительных множественного числа) Убедимся в том, что мы правильно сформулировали тему нашего урока. Откройте учебник урок 110 и прочитайте тему урока в учебнике.

- Какова же будет цель нашего урока? (изучить….)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как вы думаете, какую работу нужно провести, чтобы понаблюдать за изменением окончаний имен существительных во мн. числе? (просклонять слова)

- Я предлагаю вам просклонять слова: мамы, столы, мыши. К какому склонению относятся эти слова? Как определили? (по начальной форме) (работа в парах)

1 ряд – мамы

2 ряд – столы

3 ряд - мыши

V. Реализация построенного проекта.

(Дети работают в тетрадях)

- Озвучьте окончания существительных мн. числа (одновременно с высказываниями детей на экране появляется таблица с окончаниями). Что вы заметили? В каких падежах у существительных 1, 2 и 3 скл. во мн. числе окончания совпадают? ( И. п., Д. п., Т. п., П.п.)

- Прочитайте рубрику «Обрати внимание» к уроку (обратить внимание на другие окончания сущ. мн. ч. в таблице учебника)

- Ребята, а как же можно запомнить правописание безударных окончаний имён существительных во множественном числе? (выучить таблицу или использовать слово-помощник). А какое слово может быть  помощником? (столы) Почему? (у него ударное окончание). Что же нам об этом говорит автор, дочитаем рубрику «Обрати внимание».

- Давайте мы дополним наши интеллект-карты и заполним ту область, которая для нас была обозначена проблемой в начале урока (наклеить таблички)

VI. Применение новых знаний.

- А сейчас выполним упр.1. Прочитайте задание к этому упражнению. Задание понятно? Есть вопросы? Тогда вопрос у меня. На что необходимо обратить внимание? Запишите это упражнение в тетрадь.

-Давайте проверим, что у вас получилось (проверка по образцу на экране). Обратить внимание на правильное употребление слов в речи, в том числе и словарных.

Проблемная ситуация.

- Ребята, вы хорошо справились с поставленной задачей, а она у вас была не одна. А давайте слово ЗАДАЧА допишем в упр. 1. В какой столбик запишем? А теперь запишите это слово в форме Р.п., мн. ч. (в это время учитель проходит по классу и смотрит работы детей)

-Ребята, я увидела у вас два варианта написания этого слова- с ь и без ь. Так какой же вариант правильный?

Задач – мы не знаем правило правописания существительных 1 скл.  во мн.ч.

-Что нам может помочь? (учебник). Прочитайте рубрику «Обрати внимание» на стр.93. так какой же сделаем вывод? (повторяют) Давайте пополним нашу интеллект-карту, кто мне в этом поможет?

-А теперь давайте закрепим наше полученное знание и выполним задание из упр. 3. Прочитайте задание. Вам все понятно? (дети записывают слова в тетради 1ряд-1 ст., 2 ряд-2ст., 3 ряд-3ст.) Давайте сверим ваши работы с образцом (на слайде образец, дети проверяют и выявляют ошибку в образце). 

VII. Рефлексия деятельности.

Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Можно с уверенностью сказать, что мы пополнили свою копилку новыми знаниями и стали ещё чуточку образованнее.

Спасибо вам за сотрудничество! Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...