Урок русского языка на тему: "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)


Открытый урок к конкурсу "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Путешествие за молодильными яблочками».

Общее понятие об однокоренных словах.

Цели:

Обучающая: Познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять общую часть родственных слов.

Развивающая: Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, рассуждать.

Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению русского языка, способствовать сплочению коллектива, прививать нравственные качества.

Форма проведения: Традиционная 

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Карточки, план – картина путешествия, дидактический материал, корзина с яблоками, наглядные пособия.

План урока

Этапы урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Чистописание.
  4. Словарная работа.
  5. Изучение нового материала.
  6. Физминутка.
  7. Закрепление.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Итог.
  10. Домашнее задание.

Конспект урока.

1.Организационный момент.

Сегодня наш урок будет необычным. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы ребята способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас все получится.

2.Постановка темы и  целей урока.

Наш урок будет еще необычным и потому, что будет немного сказочным. Мы отправимся в путешествие за молодильными яблочками. Во многих русских народных сказках герои отправлялись за ними: на пути своем встречали много препятствий. Нелегко будет и нам. Но ваши знания, ребята, вам помогут.

Перед нами дорога сложная, тропинка нехоженая, лес непроходимый. А впереди камень вещий, вот он – то и будет нам дорогу указывать. И так отправляемся в путь – дорогу.

Вы, готовы?

Тогда, вперед!

3.Чистописание.  

А) Записать число, классная работа.

Б) Буква Я

- что знаете о букве? О звуке?

-показ буквы.

Яблоку негде упасть – тесно.

4. Словарная работа

1 - ученик у доски, 3 – по карточкам.

 А) Вот проказник! Вот нахал! Весь малинник истоптал! Выгнал пчел, объелся меду, и упал с обрыва в воду! (медведь)

Б) Найдите в предложении. Шла лисица по тропинке и несла грибы в корзинке.

В) Узнай по описанию: Лесной зверек, относится к семейству травоядных, с большими задними ногами, маленьким хвостиком и длинными ушами. (заяц)

Г) Ребус 40а. (сорока) 

Д) Найди слово в пословице: Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Е) Если эта птица, зимой, сидя на дереве, громко каркает, то это к снегу. (ворона)

- на какие две группы мы можем разделить эти слова? В чем их отличие?

- как мы, люди, должны к ним относиться?

 С давних времен, люди сравнивали поведение и поступки человека с повадками животных.  Часто эти сравнения звучат и в нашей речи.

Например: медведь на ухо наступил – когда нет музыкального слуха; медвежья услуга – ненужная помощь.

Ворон считать – отвлекаться; сидеть, как сорока на колу – неудобно.

Проехать зайцем – без билета. А можно так делать?

Воробью по колено – мелко, мало воды.

Рассыпались слова. Из, медведь, выбрался, весной, берлоги.

- какое это предложение по цели высказывания? Сделать разбор.

5. Изучение нового материала.

Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как одним общим словом их можно назвать? Родные, родственники – они помогают друг другу, потому что идут от одного общего рода.

Так и в русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга.

- какая в них общая часть? Род. 

- давайте сделаем вывод: Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными.

6. Физминутка.

Сказка про елочку.

Теперь снова вернемся в лес и поговорим о елочке.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы взрослым.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – Старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка. В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов – это самая вкусная еда.

- Так какие же здесь слова родственные? В чем разница между словами елка и елочка?

- Запишите слова и выделите в них общую часть.

- А теперь давайте посмотрим, как же от слова ель появляются новые слова.

- Слова появились от одного корня. А, значит, как их еще можно назвать? Однокоренными, а общая часть – корнем. Это – слова – синонимы.

7. Закрепление изученного.

А) Работа с учебником- с. 43 (правило)

Б) упр.292 ( 1 – у доски)

В) упр.293 (цепочкой с комментированием)

- С какими словами работали?

- Почему они так называются?

8. Самостоятельная работа.

Игра «И мы тоже»

- Пошел я однажды в лес… И мы тоже.

- Смотрю, в кустах медведь ест малину… Я как закричу…

- Медведь как зарычит…

- А вы разве медведи? Он как побежит…

- А я дальше пошел…

- Смотрю, дятел об сосну носом стучит… Я как свистну…

- Дятел испугался и улетел…

- А я дальше пошел…

А) Работа в парах. Найди лишнее слово – не родственное. Обоснуй свой выбор. Белка, беленький, белить. Лист, лиса, лисенок. Водяной, вода, водить. Горный, горка, городок. Корень, корневой, коржи. Вдруг, подруга, друзья. Моряки, морской, моржи. Холод, холмик, холодок. Семя, семечка, семья. Лось, лоскут, лосенок.

Б) Работа в группе. Игра «ЭРУДИТ» Написать однокоренные слова к слову лес. На выполнение одна минута. Слово спряталось в загадке.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Толю – костяникой, Машеньку орешком, Петю сыроежкой.

9. Итог.

Что нового узнали? Что понравилось?

Назовите два признака однокоренных слов. Выставление оценок.

10.Домашнее задание

Ребята, мы целый урок добирались до молодильных яблочек. А почему они так называются?

Издавна яблоки считались полезными, целебными, а потому и волшебными. Витамины содержащиеся в них придают сил, энергии, радости. Кушайте на здоровье, да, советы на них в жизни применяйте.

Там же найдете и ваше домашнее задание. Правило сначала повторите, потом пословицу перепешите, а к выделенному слову подберите однокоренные слова.

Я желаю всем вам, ребята, успехов в учебе, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное сопровождение к уроку русского языка по теме "Однокоренные слова" во 2 классе

Презентация для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа России"....

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" по дистанционному обучению детей-инвалидов

Урок русского язука во 2-м классе по дистанционному обучению детей-инвалидов с использованием заданий i-школы по программе автора-разработчика: д.п.н. Троицкой Т.С....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова." 2 класс

Урок русского языка «Повторение понятий корень, однокоренные слова» проводится во втором классе при изучении раздела «Части слова. Корень.»  на завершающем этапе обучения. Урок построен с ис...

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова.

Конспект урока русского языка по теме: Однокоренные слова. Корень слова. УМК "Школа России" 2 класс....