Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.

Также на уроке используется прентация к сказке про корень слова и корень дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo.docx19.09 КБ
Файл prezentatsiya_russk._yaz.pptx664.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однокоренные слова

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

  • учить различать однокоренные слова и слова- синонимы;
  • обобщать и уточнять представление об однокоренных словах и корне слова;
  • воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность для достижения результата;

Планируемые результаты

Предметные:

  • распознавать однокоренные слова;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и слова-синонимы
  • приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем;

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста;

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • выявлять причины успешности/неуспешности учебной деятельности;

Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Организует проверку домашнего задания упр. 106
  • Предлагает вспомнить определение имени числительного.
  • Читают из упражнения числительные с именами существительными. Объясняют названия дней недели.

Мотивация познавательной деятельности

  • Читает сказку про корень растения и корень слова.
  • Предлагает сформулировать тему урока и задачи урока.
  • Слушают сказку.
  • Формулируют тему и задачи урока.

Организация познавательной деятельности

  • Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в парах с упр. 107 учебника по обобщению и уточнению представлений об однокоренных словах.
  • Спрашивает как называется общая часть однокоренных слов. какие слова называют однокоренными.

  • Организует работу с группами  слов на доске. Предлагает найти в каждой группе лишнее слово и подчеркнуть его. Объяснить, почему оно лишнее.
  • Спрашивает, достаточно ли однокоренным словам иметь только общую часть.
  • Предлагает прочитать в учебнике определение однокоренных слов. Спрашивает зачем надо уметь находить однокоренные слова.

  • Организует самостоятельную работу с упр. 109. Предлагает работать в паре.

  • Организует самостоятельную работу с упр. 110.
  • Читают задания, планируют порядок действий.
  •  По информации в учебнике находят ответы. Представляют результаты. Обсуждают, уточняют, дополняют. Подводят итоги.
  • Выполняют письменное задание к упражнению.

  • Находят в группах слов лишние слова, объясняют почему они лишние
  • Объясняют, что ещё один признак однокоренных слов.

  • Читают в учебнике определение однокоренных слов. Объясняют правило правописания корней в однокоренных словах.

  • Читают задание. Проговаривают порядок действий. Обсуждают результаты. Дают самооценку.

  • Читают задание. Планируют  действия.  Обсуждают результаты. Называют важные признаки однокоренных слов.

Подведение итогов

  • Предлагает выполнить дифференцированные индивидуальные задания на карточках.

  • Предлагает уточнить тему и учебную задачу урока, определить, удалось ли её решить.
  • Выполняют задания на карточках. Взаимопроверка.

  • Анализируют успешность учебной деятельности.

Дополнительный материал: слова на доске; презентация к сказке;

ДВА КОРНЯ (сказка)
Встретились однажды корень куста и корень слова. 
– Здравствуй, – говорит один. – Я – корень, а ты кто? 
– А я тоже корень, – отвечает другой. 
– Я в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь? 
– А я живу в словах, – ответил второй. 
– Ну, какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый. – Вот корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

 - Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри –ка, сколько разных слов выросло только из одного корня – лет.

 - Подумаешь! – не унимался первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь.

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! – не сдаётся второй.

Услышали их спор люди и говорят:

- Не спорьте ,друзья, оба вы нам необходимы. Нужны на и такие корни от которых хорошие растения вырастают. Очень нужны и такие, от которых новые слова вырастают.

Физминутка: Если слово с корнем лес- потягиваемся, если с корнем – сад – приседаем.

индивидуальные карточки:

 1 уровень:   В каждой строке найди однокоренные слова.  Выдели корень.

1) учить,   школьник,    ученик

2) свобода,    свободный,    победить,   освободить

3) сила,    силач,    спортсмен,    сильный

4) лень,   ленивый,   лентяй,    бездельничать

5) добрый,    чуткий,    доброта

2 уровень:    Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.

1) танк –      танкист – танковый

2)  ?                         - барабанщик –  барабанный

3)  ?                         -               ?                            - грибной

4)  ?              -                             ?                  - садовый


Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить дома  упр. 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень дерева Корень слова

Слайд 2

л е т по лёт лет ает лет яга об лет ает само лёт вы лет лет ун

Слайд 3

Тему урока понял, на уроке работал хорошо . Недостаточно хорошо понял тему урока, надо ещё позаниматься Много нужно работать над данной темой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Тема урока: Однокоренные словаЦель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова&raqu...

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Родственные (однокоренные) слова»

Тип урока: комбинированный.Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая и интерактивная доска, считыватель, карточки....