Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Родственные (однокоренные) слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сухобокова Людмила Викторовна

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая и интерактивная доска, считыватель, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx105.42 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

2 КЛАСС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ПО  ТЕМЕ:

«Родственные

(однокоренные слова)»

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, меловая и интерактивная доска, считыватель, карточки.

                                                                          Технологическая карта изучения темы

Тема

Родственные (однокоренные слова).

Цели

Образовательные:

- формировать общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, ввести в лексику детей термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».

- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Формировать общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, ввести в лексику детей термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».

 Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). 

Основные понятия

Родственные (однокоренные слова).

Межпредметные связи

Русский язык, литература.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности        

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Чистописание.

Словарный диктант.

Играть с огнем опасно!

Ребусы.

Самостоятельно.

Записывают по памяти.

Знают словарные слова.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД)

Проверка домашнего задания.

1. Проверка домашнего задания.   (Тет., с. 12)

2.  Обобщение: какие слова в науке о языке называются синонимами и антонимами?

Организует проверку усвоения знаний.

Ответы на вопросы, чтение текста.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).           

Актуализация знаний и выявление индивидуаль

ных затруднений.

1.   Чтение названия темы и главных вопросов к ней (учебник, с. 40), определение непонятных слов, обсуждение: что они могут означать.

Организует актуализацию умений.

Осмысливают информацию.

Определяют тему и цель урока.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД).

Первичное усвоение учебного материала.

1. Чтение сведений о значении слов родственники, родственный, родословная. Выполнение заданий (учебник, упр. 77).

 2.  Обучающий ролик.

Организует рассматривание и обсуждение.

Выполняют задание.

Умеют опреде

лить тему.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Осознание и осмысление учебного материала.

1.  Общее представление о родственных словах, введение термина, наблюдение над особенностями родственных слов:

1) общее в значении,

2) это общее «хранится» в одинаковой части слова (учебник, упр. 78 и 79).

2. Чтение определения.

Организует  первичное закрепление.

Закрепляют умение различать предложения.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Систематизация знаний и умений.

1. Обоснование: какие группы слов можно назвать родственными?

2. Общее представление о названиях корень, однокоренные слова. 

3. Введение термина.

4. Введение графического обозначения корня в словах.

  

Организует закрепление.

Знакомятся с правилом.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

Применение знаний и умений.

Физкультминутка

1.  Выполнение заданий (учебник, упр. 79, 80).

Организует закрепление.

Выполнение заданий.

Объясняют лексическое значение слов.

Умеют обосновывать свой ответ.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

1.   Общее представление о корне как главной значимой части слова.

 2. Наблюдение над значением корня в слове. 

      

Организует составление совместного плана действий.

Организует взаимопроверку.

 Классифицируют, записывают.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД

Домашнее задание.

Уч. с. 58 – правило, тетрадь с. 23.

  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует рефлексию.

Подводим итог: \

      -   какие слова мы называем родственными? А что такое однокоренные слова? Что такое корень слова?

Умеют оценивать свои действия.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).           

Способность к самооценке на основе

критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД).


Играть с огнём опасно!

                                    

Прочитайте.

брат

барабан

рыба

братик

барабанщик

рыбёшка

братишка

барабанный

рыбак

Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? Объясните свой ответ.


Уч. с. 59 упр. 79

Прочитайте обозначает каждое из них?

                         грибок            

 гриб                грибник

                         грибной

Что общего в лексическом значении этих слов?

Найдите в родственных словах общую часть, в которой заключено это общее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка во 2 классе на тему: «Главные члены предложения»

Тип урока:   Урок «открытия» нового знанияЦели урока:   Дать понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; научить школьников выделять подлежащ...

Методическая разработка.Технологическая карта урока русского языка во 2 классе, программа "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языкаво 2 классе по программе "Перспектива"...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Методическая разработка Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе...

Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Письмо слов с сочетаниями ща, щу"

Методическая разработка "Технологическая карта урока русского языка "Письмо слов с сочетаниями ща, щу"...