Презентация "Словарная работа"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Антонова Светлана Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_konkurs_slovarnaya_rabota.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Слайд 2

Словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, составление настенных таблиц трудных слов. С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.

Слайд 3

Орфографические различия дают основания разделить слова на: 1. Слова с безударными гласными: Д е ревня П о м и дор 2. Слова с двойными согласными: Ро сс ия Гру пп а Ру сс кий 3. Слова со звонкими и глухими согласными: Во к зал В дру г 4. Слова с непроизносимыми согласными: Лес т ница

Слайд 4

В настоящее время основной приём - механическое запоминание графического облика слова. Недостаток этого приёма - не активизирует мыслительную деятельность учащихся. Существует проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. Работу над непроверяемыми написаниями можно рационализировать.

Слайд 5

Приёмы запоминания словарных слов, которые активизируют мыслительную деятельность и память учащихся: 1. Опора на комплекс анализаторов (орфографическое проговаривание) 2. Мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика «трудных» слов путём образования ассоциаций. 3. Подбор однокоренных сложносокращённых слов. 4. Этимологический анализ. Приёмы 1 , 2 , 3 – опора на механическое запоминание А приём 4 – опора на сознание

Слайд 6

Механическое запоминание написания слова опирается на комплекс анализаторов. Сочетание факторов в запоминании правописания слов: зрительный слуховой речедвигательный рукодвигатеьлный мыслительный

Слайд 7

Орфографическое проговаривание – приём, который развивает орфографическую память. Рекомендуется для запоминания правописания слов не только повторное списывание, но и соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием

Слайд 8

Памятка для учащихся для запоминания непроверяемых слов. 1. Внимательно прочитай слово про себя и вслух. 2. Узнай значение слова (словари). 3. Прочитай слово по слогам и запиши его. 4. Подчеркни ту часть слова, которую стараешься запомнить. 5. Проверь по словарю, правильно ли записал слово, произнеся его по слогам. 6. Подбери несколько родственных слов и напиши слово 2-3 раза…

Слайд 9

Мнемоника – (от греч. – «искусство запоминания») – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Слайд 10

Мнемонические приёмы: а) в словах, где несколько одинаковых гласных, указать их количество. Д и сц и пл и на (3 «И») М о л о к о (3 «О») Б а р а б а н (3 «А») П а л а тк а (3 «А»)

Слайд 11

б) Словарно-орфографическую работу можно построить с опорой на ассоциативную память ребёнка. Требования к ассоциативному образу: 1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом общим признаком: цвет, форма, действие, материал, количество… 2. Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Слайд 12

Запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова. К о рабль – линк о р Б а тальон – комб а т

Слайд 13

Этимологический анализ при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение на научную основу. Он должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей. Задачи этимологического анализа : 1. Определение исконно или заимствованного характера слова (с данным значением и структурой) 2. Выяснение образа (представления), положенного в основу слова как названия предмета действительности. 3. Установление того, когда слово появилось в языке и как, на базе чего и с помощью какого способа словообразования оно возникло. 4. Реконструкция его праформы и старого значения.

Слайд 14

При этимологическом анализе ученики осознают, что в написании слова отражено его значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к орфографически трудным местам в слове и их внимательность при выполнении любой письменной работы. Слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.

Слайд 15

В чём различие в написании слов обаяние и обоняние ? (различия в происхождении и историческом морфемном строении) Обаяние – очарование, притягательная сила. Этимологический корень -ба-, который был в древнем глаголе -баять-. Обаять – околдовать словами. От него произошли слова: басня, байка, бай-бай. Обоняние – способность к восприятию запахов. Образовано от глагола воняти (пахнуть). При написании слова сохраняет графический облик корня вонь (запах).

Слайд 16

Задания для работы над словами с непроверяемыми написаниями. 1. Работа со словарём . - выписать 5 слов, начинающихся на определённую букву - выписать слова с «ь» в середине слова 2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам . (запись слов по алфавиту, по группам в соответствии с орфографическими особенностями) 3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи . (правильное ударение в словах, составление предложений с данными словами) 4. Выборочный диктант . (учитель вслух читает текст, учащиеся записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами)

Слайд 17

5. Диктант по картинке (карточкам) 6. Диктант по памяти . (запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и нужно воспроизвести их по памяти) 7. Диктант с комментарием . (ученики комментируют правописание слов) 8. Диктант с использованием загадок . (учитель зачитывает загадки, отгадками на которые являются «трудные» слова) 9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся . (подобрать однокоренные слова к словам «трактор», «вокзал») 10. Творческие задания . (составление творческого словарика, в котором к словарным словам надо подобрать картинки, загадки, пословицы, скороговорки, отрывки из детских книг или самим сочинить загадки, стишки)

Слайд 18

Этимологический анализ слова повышает орфографическую грамотность учащихся, обогащается словарь с опорой на этимологию. Формируется представление о языке как о развивающем явлении, о связи языка с историей страны, народа. Закладывается основа лингвистического мышления. У учащихся развивается логическое мышление, активизируются познавательные процессы, воспитывается интерес к языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...