«Изложение повествовательного текста с элементами описания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Медведева Наталья Владимировна

Изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozheniya_rus.yazyk_.docx19.98 КБ
Файл izlozheniya_rus.yazyk_.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Изложение повествовательного   текста с элементами описания.»

Цель : развивать умение кратко передавать содержание рассказы, не пропуская существенного.

  • Учить составлять план, выделяя главное.
  • Развивать умения последовательно передавать содержание рассказа.
  • Воспитывать любовь к животным.

I Подготовительный   этап:

Цель : помочь учащимся осмысливать текст и подготовить их к пересказу.

1). Предлагаю тему нашего урока определить с помощью ребусов, пословицы, фразеологизмов.

  • Дерево с огнем не шутит.
  • Играть с огнем.
  • Бояться как огня.

2). Как вы думаете, какие у нас могут быть затруднения?

  • Я не могу кратко передавать содержание текста.
  • Я не могу сжато передавать содержание текста.
  • Я не могу передать главное, сохраняя точный пересказ.
  • Я не умею исключать подробности.
  • Я затрудняюсь определить тему текста.
  • Я затрудняюсь определить главную мысль текста.

Какая перед нами цель?

При каких условиях мы добьемся нашей цели?

Где понадобятся нам добытые знания?

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

ЦЕЛЬ: подготовить учащегося к восприятия текста.

а).  Автор.

б). Жизненный опыт учеников.

в). Включение слов и словосочетаний из текста, употребление, которых вызове затруднение.

г).работа с различными типами словарей.

Вам было предложено найти сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского.

Пожалуйста, кто желает рассказать.

Да, сегодня, ребята мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского. «Заячьи лапы.»

( показываю книгу), портрет  писателя.

Ребята, чтобы смогли лучше осмыслить текст, вам было предложено дома поработать с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем.

ГРУППА 1. Работа с синонимами

Неслыханной – с большой, с огромной, со страшной.

Рядом –

Опалены – обгорели,обоженны:

Дед, заяц.

ГРУППА 2 словарь ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ :

Дым ел глаза

Выскочил из- под ног

Чуять носом

Упасть от усталости.

ГРУППА 3 толковый словарь

Гул –

Гарь –

Пожар –

Пламя –

Словарь-

ГРУППА  4 работа с антонимами.

Сзади –

Медленно –

Обрадовался –

Потише –

В нашем тексте часто встречается слова дед, заяц.

Это – неоправданный лексический повтор.

Лесной житель, охотник, старик.

Заяц –зайчонок, спаситель, зверенок, косой, длинноухий.

Восприятие текста.

Цель: первоначальное знакомство учащегося   с содержанием, правильное его понимание.

Предлагаю внимательно

  • Послушать чтение текста Никой .
  • Сейчас вы почитаете текст про себя и постараетесь после чтения сформировать тему и основную мысль текста.

Итак, о чем  говорится в тексте ( о том, как заяц спас человека во время пожара,  а человек вылечил обгоревшего  зайца.

  • Что мы определили, отвечая на этот вопрас? ( тему )
  • Как вы думаете, ради чего написан текст автором?

К чему автор призывает?

( людям надо бережно  относиться к братьям, младшим. Животные могут помочь человеку, а человек  - животному.)

  • Что мы определили, отвечая на этот вопрос?

( главную мысль текста)

  • Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок?

А вот Паустовский озаглавил книгу «Заячьи лапы».

III БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА

ЦЕЛЬ: ГЛУБЖЕ  ПОНЯТЬ ТЕКСТ, ВЫЯСНИТЬ,КАКИЕ ФАКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ.

  • Почему охотнику стало трудно дышать? ( начался пожар )
  • Чем страшен пожар? ( огонь гнало по земле с неслыханной скоростью .)

Подберите синонимы к прилагательному ( группа №1 с неслыханной ( с большой, с огромной, со страшной )

  • Почему деде спотыкался и падал?

Дым ел глаза ( группа №2)

  • Как вы понимаете слово гул? ( толковый словарь, группа №3)
  • Как говорится о неожиданном.

Появлении зайца?

( выскочил из – под ног )

Группа №3

Подберите синонимы ( рядом, близко)

Почему охотник  побежал за зайцем?

( как старый лесной житель, дед знал, что звери чуют, откуда идет огонь.)

  • Только ли заяц спас охотника?

( и зайчонка спас )

Какие синонимы к слову опалены?

( обгорели, обожжены)

IV анализ структуры текста.

ЦЕЛЬ: предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста, помочь учащегося осознать структурные особенности текста на части.

Что значит кратко изложить содержание текста?

- в какой момент в рассказе наступает заявка действия?

( смерть … выскочил заяц )

- в какой момент действие достигло наивысшего напряжения?

( дед бежал … кричал)

             - какова развязка?

            ( заяц вывел деда)

На сколько частей можно разделить текст?

V Составление.

а). Цель плана: способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.  

б). Устный пересказ текста.

СОСТАВЬТЕ ПЛАН.

1. В ЛЕСУ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

2. ОПАСНОСТЬ РЯДОМ

3. ЗА ЗАЙЦЕМ

4. СПАСЕНИЕ

Какие предложения( построению), использует автор? ( простые и сложные). Чем осложнены простые предложения? ( однородными членами).

Кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (можно простым, Можно сложным )

-  выделите главное во 2-й части.

Объедините 2 предложения.

( в лесу начался пожар, сильный ветер с неслыханной скоростью гнал по земле огонь).

VI ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАПИСЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.

СЛАБЫМ УЧЕНИКАМ РОЗДАЮТСЯ ОПОРНЫЕ КАРТОЧКИ.

Для пересказа 2-й части можно составить 2 предложения.

Для пересказа 3-й части одно  предложение. Сделайте это самостоятельно. Можно выбирать самое основное, используйте слова, записанные на   доске.

Ребята, у каждого из вас на парте – опорная карточка. Ошибкоопасные места подчеркнуты. Посмотрите внимательно на эти слова,  запомните их написание. Теперь попрошу закрыть опорные карточки, учебники.

Карточками могут воспользоваться следующие ученики…

                     ОПОРНАЯ  КАРТОЧКА

                                  1ЧАСТЬ:

Понял, что

Прямо на него

Ураган, с неслыханной

Скоростью, спотыкался

Выедал глаза, начался пожар

                                 2ЧАСТЬ:

Вдруг из-за ног, обрадовался

Настигала, выскочил

                                 3ЧАСТИ

Оба, опалены, от усталости

   Написание изложения на черновике. Учитель проверяет карандашом, на полях-пишет правильные ответы.



Предварительный просмотр:

Тема: «Изложение повествовательного   текста с элементами описания.»

Цель : развивать умение кратко передавать содержание рассказы, не пропуская существенного.

  • Учить составлять план, выделяя главное.
  • Развивать умения последовательно передавать содержание рассказа.
  • Воспитывать любовь к животным.

I Подготовительный   этап:

Цель : помочь учащимся осмысливать текст и подготовить их к пересказу.

1). Предлагаю тему нашего урока определить с помощью ребусов, пословицы, фразеологизмов.

  • Дерево с огнем не шутит.
  • Играть с огнем.
  • Бояться как огня.

2). Как вы думаете, какие у нас могут быть затруднения?

  • Я не могу кратко передавать содержание текста.
  • Я не могу сжато передавать содержание текста.
  • Я не могу передать главное, сохраняя точный пересказ.
  • Я не умею исключать подробности.
  • Я затрудняюсь определить тему текста.
  • Я затрудняюсь определить главную мысль текста.

Какая перед нами цель?

При каких условиях мы добьемся нашей цели?

Где понадобятся нам добытые знания?

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

ЦЕЛЬ: подготовить учащегося к восприятия текста.

а).  Автор.

б). Жизненный опыт учеников.

в). Включение слов и словосочетаний из текста, употребление, которых вызове затруднение.

г).работа с различными типами словарей.

Вам было предложено найти сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского.

Пожалуйста, кто желает рассказать.

Да, сегодня, ребята мы будем писать изложение по рассказу К. Паустовского. «Заячьи лапы.»

( показываю книгу), портрет  писателя.

Ребята, чтобы смогли лучше осмыслить текст, вам было предложено дома поработать с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем.

ГРУППА 1. Работа с синонимами

Неслыханной – с большой, с огромной, со страшной.

Рядом –

Опалены – обгорели,обоженны:

Дед, заяц.

ГРУППА 2 словарь ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ :

Дым ел глаза

Выскочил из- под ног

Чуять носом

Упасть от усталости.

ГРУППА 3 толковый словарь

Гул –

Гарь –

Пожар –

Пламя –

Словарь-

ГРУППА  4 работа с антонимами.

Сзади –

Медленно –

Обрадовался –

Потише –

В нашем тексте часто встречается слова дед, заяц.

Это – неоправданный лексический повтор.

Лесной житель, охотник, старик.

Заяц –зайчонок, спаситель, зверенок, косой, длинноухий.

Восприятие текста.

Цель: первоначальное знакомство учащегося   с содержанием, правильное его понимание.

Предлагаю внимательно

  • Послушать чтение текста Никой .
  • Сейчас вы почитаете текст про себя и постараетесь после чтения сформировать тему и основную мысль текста.

Итак, о чем  говорится в тексте ( о том, как заяц спас человека во время пожара,  а человек вылечил обгоревшего  зайца.

  • Что мы определили, отвечая на этот вопрас? ( тему )
  • Как вы думаете, ради чего написан текст автором?

К чему автор призывает?

( людям надо бережно  относиться к братьям, младшим. Животные могут помочь человеку, а человек  - животному.)

  • Что мы определили, отвечая на этот вопрос?

( главную мысль текста)

  • Ребята, как бы вы озаглавили этот отрывок?

А вот Паустовский озаглавил книгу «Заячьи лапы».

III БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА

ЦЕЛЬ: ГЛУБЖЕ  ПОНЯТЬ ТЕКСТ, ВЫЯСНИТЬ,КАКИЕ ФАКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГЛАВНЫМИ.

  • Почему охотнику стало трудно дышать? ( начался пожар )
  • Чем страшен пожар? ( огонь гнало по земле с неслыханной скоростью .)

Подберите синонимы к прилагательному ( группа №1 с неслыханной ( с большой, с огромной, со страшной )

  • Почему деде спотыкался и падал?

Дым ел глаза ( группа №2)

  • Как вы понимаете слово гул? ( толковый словарь, группа №3)
  • Как говорится о неожиданном.

Появлении зайца?

( выскочил из – под ног )

Группа №3

Подберите синонимы ( рядом, близко)

Почему охотник  побежал за зайцем?

( как старый лесной житель, дед знал, что звери чуют, откуда идет огонь.)

  • Только ли заяц спас охотника?

( и зайчонка спас )

Какие синонимы к слову опалены?

( обгорели, обожжены)

IV анализ структуры текста.

ЦЕЛЬ: предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста, помочь учащегося осознать структурные особенности текста на части.

Что значит кратко изложить содержание текста?

- в какой момент в рассказе наступает заявка действия?

( смерть … выскочил заяц )

- в какой момент действие достигло наивысшего напряжения?

( дед бежал … кричал)

             - какова развязка?

            ( заяц вывел деда)

На сколько частей можно разделить текст?

V Составление.

а). Цель плана: способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.  

б). Устный пересказ текста.

СОСТАВЬТЕ ПЛАН.

1. В ЛЕСУ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

2. ОПАСНОСТЬ РЯДОМ

3. ЗА ЗАЙЦЕМ

4. СПАСЕНИЕ

Какие предложения( построению), использует автор? ( простые и сложные). Чем осложнены простые предложения? ( однородными членами).

Кратко перескажите текст, передавая содержание каждого пункта плана одним предложением (можно простым, Можно сложным )

-  выделите главное во 2-й части.

Объедините 2 предложения.

( в лесу начался пожар, сильный ветер с неслыханной скоростью гнал по земле огонь).

VI ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАПИСЬ ИЗЛОЖЕНИЯ.

СЛАБЫМ УЧЕНИКАМ РОЗДАЮТСЯ ОПОРНЫЕ КАРТОЧКИ.

Для пересказа 2-й части можно составить 2 предложения.

Для пересказа 3-й части одно  предложение. Сделайте это самостоятельно. Можно выбирать самое основное, используйте слова, записанные на   доске.

Ребята, у каждого из вас на парте – опорная карточка. Ошибкоопасные места подчеркнуты. Посмотрите внимательно на эти слова,  запомните их написание. Теперь попрошу закрыть опорные карточки, учебники.

Карточками могут воспользоваться следующие ученики…

                     ОПОРНАЯ  КАРТОЧКА

                                  1ЧАСТЬ:

Понял, что

Прямо на него

Ураган, с неслыханной

Скоростью, спотыкался

Выедал глаза, начался пожар

                                 2ЧАСТЬ:

Вдруг из-за ног, обрадовался

Настигала, выскочил

                                 3ЧАСТИ

Оба, опалены, от усталости

   Написание изложения на черновике. Учитель проверяет карандашом, на полях-пишет правильные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Изложение по рассказу А.П. Чехова « Белолобый». (Повествовательный текст с элементами описания).

1. Учить детей воспринимать и понимать чужой текст, его тему, Главную мысль;          2. Учить устан...

Конспект урока по развитию речи в 4 классе по теме: «Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания»

Конспект урока по развитию речи в 4 классе. Учащиеся пишут краткое изложение по последней части рассказа К. Паустовского "Заячьи лапы"....

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "

Конспект урока русского языка  4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...