Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: "Слог как минимальная произносительная единица".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шилина Оксана Сергеевна

Урок русского языка во 2 классе на тему: " Слог как минимальная произносительная единица" составлен в виде путешествия по океану русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: «Слог как минимальная произносительная единица».

Цели: 1)Повторить правила деления слова на слоги.

2) Побуждать любознательность учащихся, способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти.

3) Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка, чувства дружбы, взаимопомощи.

Ход урока.

        1.Орг. момент.

_- Встали, подровнялись. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. Начинаем наш урок.

2. Минутка чистописания.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану русского языка. Чтобы узнать на чем мы туда отправимся, нужно отгадать загадку:

Слайд 1.

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса.

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывёт  …(корабль).

- Чтобы отправиться в путешествие, нужно выполнить минутку чистописания.

А) Упражнения для рук. Напоминания о правилах правильной посадки.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетради

Будут красиво слова писать.

Б) Письмо слога и словарного слова.

1 строка - ко

2 строка – корабль

- Разделите на слоги слово «корабль».

- Сколько слогов получилось?

3.Актуализация опорных знаний.

Слайд 2.

- Мы отправляемся в путь. На каком острове  мы с вами оказались? На «Острове

многозначных слов». Предлагаю вам игру «Отгадай слово».

Слайд 3.

- Какие слова называются многозначными? Имеют два или более лексических значений.

- Какое слово получилось? Иголки.

- Приведите примеры многозначных слов. Звезда, язык, иглы.

Слайд 4.

- Поплыли дальше. На каком острове мы оказались?  На «Острове синонимов и антонимов». Предлагаю интересное задание.

Слайд 5.

Круглое и яркое дарит всем тепло.

Встало утром рано, по небу пошло.

Закатилось вечером за леском.

Угадайте, дети, говорю о ком? О солнце.

- Найдите в тексте слова – антонимы.

-Какие слова называются антонимами? Слова, противоположные по значению.

- Найдите в тексте слова-антонимы.

- Приведите примеры слов – антонимов. Большой-маленький, день-ночь, друг-враг.

Слайд 6.

- Следующая остановка на нашем пути «Остров однокоренных слов».

Слайд 7.

- Какие слова называются однокоренными или родственными? Они близки по смыслу, имеют общую одинаковую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

- Поиграем в игру «Найдите однокоренные слова

- Назовите родственные слова. Докажите, что они родственные.

Гриб, грибной,  грибник, грибница.

Берёза, берёзка, берёзонька, подберёзовик.

- А какие ещё однокоренные слова можете назвать?

4.Выход на тему урока.

- Чтобы попасть нам на нужный остров, нужно выполнить задание. 

Слайд 8.

- На какие 2 группы можно разделить эти буквы? На гласные и согласные.

- Образуйте слово из этих букв. Слоги.

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Дружит гласная с согласной,

Составляя вместе слог.

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на уроке?

Слайд 9. Тема урока: Деление слов на слоги.

- Как определить количество слогов в слове? Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- На какой остров мы с вами попали? На остров «Слоги». Слайд 10.

Слайд 11. Серый

5.Работа по теме урока.

А) Работа в парах.

- С нами на корабле плыли помощники. О ком идёт речь,  узнаете, собрав слова.

- Сейчас вы поработаете в парах. Покажите, как будете работать.

Дети собирают слова – капитан, штурман, повар, матрос.

- Какие слова у вас получились?  Картинки повесить на доску с подписями.

- Кто такой штурман? Следит за тем, чтобы корабль не сел на мель.

- Как по - другому называют  повара на корабле? Кок.

- С доски спишите эти слова через запятую в тетрадь. Упр.№1.

-  Вертикальной чертой  поделите слова на слоги.

- Напомните, как определить количество слогов.

- Давайте проверим.

Б) Работа с правилом из учебника стр. 66.

- Прочитайте напоминание авторов о правилах деления слова на слоги про себя.

- Прочитаем вслух.

- Узнали, что-то новое. Нет. Это повторение.

- Обратите внимание, что слог может состоять из одного или нескольких звуков. Например, о-кунь.

- А может ли слог состоять только из согласного звука? Нет.

6. Физминутка  для глаз «Дельфинчики».

Слайд 12.

7. Закрепление изученного материала.

А) Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Карточка №1.

Дельфины самые умные животные на планете. Они живут в море, в океане, а также в крупных реках.

- Спишите текст. Найдите слова из 3 слогов и разделите их на слоги. Упр.2.

-Проверим. Дель-фи-ны,  са- мы- е, ум- ны –е, пла- не- те.

Физминутка (двигательная)

Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.

Б) Работа с упр. 96 стр.66.

- Прочитайте задание к упр.

- Как вы понимаете смысл пословиц?

- Прочитаем ещё раз 2 предложение.

Корень учения горек, да плод его сладок.

- Как будете определять количество слогов?

- Разделите слова этого предложения на 3 группы ( односложные, двусложные, трёхсложные).

        плод        корень        учения

        да        горек

        сладок

        его

- Каких слов получилось больше всего?

8. Итог урока.

- Какую тему повторяли? Деление слов на слоги.

- Какие правила нужно помнить, чтобы правильно разделить слово на слоги? Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Не бывает слогов без гласных.

- Если в слоге один звук, он гласный или согласный? Гласный.

7.Рефлексия. Дополните предложения.

Слайд 13.

Мне было легко.

Мне было трудно.

Мне было интересно.

Мне нужно повторить.

9. Домашнее задание.

Стр. 66 повторить правило, упр.97 или 98 по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....