Открытый урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Открытый урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_otkr_ur_rus_yaz.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ Министерство образования РБ

Отдел образования муниципального района Благовещенский район РБ

МОБУ СОШ с.Б.Поляна

Открытый урок русского языка

Класс: 3.

Учитель: Рогалева Л.В.

2012-2013 уч.год

                                                                         6 декабря

Тема: Правописание слов с непроизносимой согласной.    

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.                                                            

Цель: систематизация знаний правил о правописании корня.

Задачи: подвести учащихся к выводу о способе проверки слов с непроизносимыми согласными;

формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными, подбирать однокоренные слова;

развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать в паре и самостоятельно; обогащать словарный запас.

Воспитывать аккуратность, любовь к родине.

Корректировать внимание.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска (презентация), карточки с заданиями, таблицы по чистописанию, кружочки красного и зеленого цвета, карточки со словами, газета «Панорама».

                                                                      Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Доброе утро, ребята и гости! Урок русского языка. Записываем число, классная работа.

Русский язык очень богат,
Многому научит он ребят.
Будем на уроке серьёзно изучать
Русский язык, конечно же, на …5!

Девиз нашего урока: /хором/ У нас всё получится!  (слайд 1)

2. Чистописание

- Начинаем урок с минутки чистописания. По таблицам. №38

По   То

Погода

- Что можете сказать о слове, которое написали?

- Это словарное слово.

-Составьте предложение с этим словом.

(В Республике Башкортостан наступила холодная погода. На улице хорошая погода. И т.д.), а у нас прекрасное настроение и мы продолжаем работать.

3. Актуализация знаний.

- У нас в классе заблудились слова, распределим их на 2 группы: безударные гласные в корне и парные согласные ( на доске прикреплены карточки: безуд. гл. и парн. согл.), ( на перевернутых карточках развешены слова: зима, снеговик, кривая, дубки, травка, пробежка, сердце) Ищет 3 ряд, по очереди выходят и объясняют, 1 и 2 ряды в это время на карточках вставляют пропущенные буквы в эти же слова. ( Когда все слова вывешены, 1 и 2 ряд сверяются)

- Вспомним  правило для проверки слов в первом столбике?

Вспомним  правило для проверки слов во втором столбике

 -  4. Выявление места и причины затруднения.

-Какое слово лишнее? Что можете о нем сказать? ( сердце – есть звук, который не  произносится, но пишется.)

-Как назовем этот звук ?

-Непроизносимый согласный. Если он не произносится, значит, возникнет проблема написания слов с такими согласными. Сформулируйте  цель нашего урока: (научиться проверять слова с непроизносимыми согласными). Да, например, в таких словах, как праздник, солнце, здравствуй, честный  и др. (слайд 2)

А как вы думаете, почему звук становится непроизносимым?

-Потому что в некоторых словах сразу пишутся несколько согласных букв рядом:  ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН (слайд 3), а произносить столько звуков трудно, поэтому они упрощаются.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Давайте продумаем пути, шаги, алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова. ( сам-но, потом – слайд)

Чтобы проверить написание слов с непроизносимыми согласными в корне надо:  (слайд 4)
1) произнести слово;
2) проверить, есть ли в слове “хитрые” сочетания ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, СТН;

3) подобрать однокоренное слово, в котором звуки [в], [д], [л], [т], [н] произносятся отчётливо:

4) сравнить проверяемое и проверочное слово.

6. Реализация построенного проекта

А) Прочитать правило вслух хором в учебнике с.125.

Б) Составить пословицу (сразу оценить), записать на доске и в тетради, объяснить смысл, воспитательный момент, подчеркнуть непроизносимые согласные:

                              приносит, тот, другим, кто, Счастлив, счастье.  (слайд 5)

                              (Счастлив тот, кто приносит счастье другим.)= (Делай добро другим – примерно такой долгое время был девиз нашей районной газеты «Панорама". Он звучал так: «Спешите делать добро»(слайд 6), показать газету + реклама

                                                           Физминутка для глаз
7. Первичное закрепление во внешней речи

      А) - упр.295 на доске с комментированием

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону:   (карточки №2 у всех : Образуй от существительных прилагательные, например, грусть -грустный)
радость –

ненастье –

честь –                            

- Поменяйтесь карточками с соседом, проверьте по образцу (слайд 7), поставьте отметку, как за словарь. Поднимите руку, у кого 5….. и 4….                                                                       

9. Включение в систему знаний и повторение.

- Ребята, любите ли вы зиму? Почему? ( о зимних видах спорта, воспитательный момент) и просто потому, что природа очень красивая! (слайд со словами и портретом А.Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»)  Найти слова с непроизн. согл, Подберите проверочные слова

10. Рефлексия учебной деятельности.

- а)-Итак, ребята, урок заканчивается, кому сегодня была не совсем понятна тема урока, поднимите красный квадратик.

Зеленый – кому все было ясно…

- б) – Возьмите карточки №3. Перед вами лист самооценки. Прочитайте предложения и напротив того пункта, который вы выполнили поставьте цифру 1, потом посчитайте, сколько баллов вы набрали за урок и поставьте себе отметку в большой квадрат рядом.

                                   Лист самооценки

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

Внимательно слушал учителя, одноклассников.

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.

Аккуратно вел записи в  тетради.

в) Д/з – упр.297, прав. с 125, по желанию взять доп. зад. на карточках. (на столе)

г) Оценивание с комментированием.

 Итог   -Мои пожелания: (слайд 8 )
Будьте как, солнце красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда СЧАСТЛИВЫМИ!

( Если будет время – найти слова с непроизносимыми согласными)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

презентация к уроку русского языка 2 класс . Тема "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива"...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Проверочная работа по русскому языку, 3 класс, тема "Правописание слов с парным согласным"

Слова с парным согласным по звонкости - глухости в корне слова...