Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Развитие речи. Изложение текста по цитатному плану
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._izlozhenie_teksta_po_tsitatnomu_planu.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений читать текст, составлять его цитатный план и письменно пересказывать текст с опорой на план.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятие «изложение»;
  • уметь определять основную мысль текста, уметь составлять план текста и писать по нему изложение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», презентация.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический-  выполнение словарной работы)

5 минут

(проверка домашнего задания)

Запишите под диктовку словосочетания. Подчеркните орфограммы.

Родились весной, отняли у неё, маленького зайчонка, переложили к кошке, охотно кормила, очень подружились, научила драться, яростно царапает, летит клочьями, боятся кошки.

(проверяют домашнюю работу)

(выполняют работу самостоятельно в тетрадях и у доски)

(записывают пословицы)

(высказывают мнение)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

10 минут

У некоторых ребят на парте лежат карточки со словами (зелёного цвета). Предлагаю этим детям выйти к доске. Расположите слова так, чтобы получился вопрос.

Что мы называем «Письменным пересказом текста?»

Ребята, определите тему сегодняшнего урока.

С какой целью мы проводим уроки – изложения?

Абсолютно верно. Скажите, а каким должен быть результат вашей работы?

 Прочитайте еще раз словосочетания, которые вы записали в тетрадь. Догадайтесь, о ком будет текст изложения?

Какие цели перед собой поставим?
-научиться лучше…
-повторить…
-узнать больше о…
-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

(выполняют задание в соответствии с указанием учителя)

-Письменным пересказом текста называется изложение.

-Тема нашего урока «Написание изложения»

-Чтобы развивать свою письменную речь, тренировать память и уметь правильно излагать мысли на бумаге.

-Результатом нашей работы будет готовое изложение текста.

(высказывают предположения)

(формулируют цели урока)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – беседа)

(Практический – упражнение)

10 минут

Прочитайте текст.

Кошкин выкормыш

У нашей кошки Мурки весной родились котята, но их у нее отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка. Мы взяли и подложили его кошке.

У Мурки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка. Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились и даже спали вместе.

Кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, Мурка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц итак барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца.

Подтвердились ли ваши предположения?

Определите тему текста. К какому виду он относится? Почему вы так думаете?

Как можно озаглавить текст? Запишите в тетрадь заголовок.

Вопросы к тексту.

Когда у кошки родились котята? Что с ними произошло?

Кого подложили кошке? Кого называют приёмышем?

Как относилась кошка к зайчонку?

Чему научила кошка своего приемыша? Как сама кошка вела себя с собаками? А зайка? Как реагировали на это собаки?

Какую главную мысль можно выделить?

Как вы понимаете выражение «шерсть клочьями летит?»

Подберите синоним к слову «яростно».

Сколько частей в тексте?

Предлагаю поработать в паре. Посоветуйтесь. Составьте цитатный план к тексту. Как будут выглядеть пункты такого плана?

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто озвучит план, который составил?

Пункты плана
1. «Мы поймали в лесу зайчонка»
2. «Они подружились и даже спали вместе»
3. «Кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками»

Проверьте себя, посмотрите, какой план записан на доске.  Как вы думаете, удобен ли этот план и почему? Как можно его изменить?

(читают текст самостоятельно про себя)

(высказывают мнение)

-Тема текста – Животные. Это текст-повествование, потому что он отвечает на вопросы «Кто?, «С чего началось?», «Что было дальше?» и т.д

(предлагают вариант заголовка, фиксируют в тетрадь)

-Весной. Котят отняли у кошки.

-Кошке подложили зайчонка. Приемыш – это ребенок, который не является родителям родным.

-Мурка подружилась с зайчонком.

-Мурка научила его драться с собаками. Она бросалась на собак и царапала их, а зайчонок бил их задними лапами. Собаки очень боялись этой парочки.

-Главная мысль: Животные тоже могут быть друзьями.

-Идет очень яростная борьба.

- Сердито, бешено, раздражённо.

-Три части в тексте.

-Если план цитатный, то он будет содержать в себе предложения из текста, которые позволят передать основную мысль частей.

(делятся мнениями)

(высказывают мнение)

Р: саморегуляция

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

5 минут

Перечитайте текст.

Предлагаю его пересказать, опираясь на план.

Какие опорные слова мы можем записать для каждой части? (фиксирование слов на доске)

  1. Появились, отняли, принесли, подложили.
  2. Много молока, кормить, подружились.
  3. Научила, бросается, шерсть летит, боятся.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

20 минут

Выполните изложение текста, пользуясь планом и опорными словами.

Несколько учащихся читают своё изложение вслух, при необходимости, исправляют ошибки.

Перечитайте текст и оцените свою работу. Если ваши ожидания подтвердились и вы справились с работой, то покажите красную карточку, а если вы сомневаетесь в себе,

то жёлтую, а если совсем ничего не было понятно, то покажите синюю.

(выполняют работу самостоятельно в тетрадях)

(читают изложение, исправляют ошибки)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

2 минуты

Как вы думаете, чем бы мог закончиться рассказ?

Допишите 2-3 предложения, продолжающие рассказ.

(высказывают мнение)

(выполняют работу самостоятельно в тетради)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Чем вам был полезен этот урок?

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

?

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Изложение текста»

(высказывают мнение)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применяется проблемная технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Подробное изложение повествовательного текста «Подсолнух"

Данный урок проводится в 3 классе с целью  продолжать работу над развитием умения письменно подробно пересказывать текст;писать изложения по составленному плану...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Письменное изложение по самостоятельно составленному плану" 4 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения

Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...