технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Горбунова Ольга Владимировна

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки текста-описания.
Уметь:
-различать текст-описание и текст-повествование;
-составлять текст описания, используя в нём имена прилагательные.
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
Тип урока: открытие нового знания
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.»

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать:
-отличительные признаки текста-описания.
Уметь:
-различать текст-описание и текст-повествование;
-составлять текст описания, используя в нём имена прилагательные.

Личностные:
-формировать положительное отношение к учению и познавательной деятельности;
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование:
«Школа России» Русский язык 2 класс, II часть, Канакина В.П., Горецкий; учебная презентация.


Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределение к деятельности

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владимировна, и сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь, пожалуйста.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Приветствуют учителя

Р.:самоорганизация

II.Актуализация знаний и мотивация

Практич.: орфографическое, каллиграфическое упражнения

Практич: словарная работа

Словесн.: устная фронтальная проверка

Практич: орфографическое упражнение

10 мин.

Сегодня у нас с вами пройдет очень интересный урок. Давайте откроем тетради, отступив две строчки вниз, посередине записываем число (Десятое апреля), на следующей строчке (Классная работа)

-Начнём мы нашу работу с орфографической минутки и словарной работы. Записываем слова под диктовку, в строчку, первое слово с большой буквы, остальные через запятую, с маленькой.

Мебель, дорога, жёлтый, снегирь, мороз, коньки, урожай, соседка, пирог, дарить.  

-Давайте проверим правильность написания слов, обменяйтесь тетрадями, и проверьте по ключу.

Фронтальная форма работы

-Назовите имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Назовите одушевлённые имена существительные. Как называются все остальные имена существительные? Какие слова лишние, почему?


-Посмотрите на предложения, прочитайте. Какие здесь допущены ошибки? Спишите, исправив ошибки.

Город орёл – родина моей Мамы. Хищная птица – Орёл.

У никиты Чёрный карандаш. Летом я купался в чёрном море.

-Проверим задание, прочитайте имена собственные

-Какое правило вы применяли, исправляя ошибки? Какие существительные относятся к именам собственным?

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь

Работают в тетради

-мебель, дорога, снегирь, мороз, коньки, урожай, соседка, пирог

-имена существительные отвечают на вопросы - Кто? Что? И

обозначают предмет

-снегирь, соседка

-неодушевлённые

-жёлтый, дарить – это не относится к именам существительным

Исправляют ошибки в предложениях, записывают в тетрадь.

Город Орёл – родина моей мамы.

У Никиты чёрный карандаш. Летом я купался в Чёрном море.

-Имена собственные  пишутся с большой буквы. К ним относятся:

-имена, фамилии и отчества людей;
-клички животных;
-географические названия;
-названия журналов, газет, литературных произведений

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение  речевых высказываний.

Р: действие с учетом выделенных

учителем ориентиров.

К: учет различных точек зрений.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

III.Постановка учебной задачи

Практич.: работа с текстом

7 мин.

Ребята, а можно ли сказать, что эти предложения – текст? Почему?

-Посмотрите на слайд, прочитайте текст, но тут пропущены слова, скажите, можно ли это назвать текстом? Давайте подумаем, какие слова мы можем вставить в данный текст?

Однажды я была на представлении в дельфинарии. Там впервые увидела дельфинов. У них … и … кожа … цвета. Дельфины обладают

… интеллектом. Они … … животные, … пловцы - легко обгоняют … пассажирские судна.

-Какой может быть дельфин?

Однажды я была на представлении в дельфинарии. Там впервые увидела дельфинов. У них гладка и блестящая кожа серого цвета. Дельфины обладают высоким интеллектом. Они умные морские  животные, замечательные пловцы - легко обгоняют быстроходные пассажирские судна.

-Нравится вам такой текст? Какую часть речи мы добавили? Что нам помогли сделать прилагательные?

Фронтальная работа

-Какой  тип текста вы знаете?

-Что вы о нём знаете?

-Какие вопросы можно задать к тексту – повествования?

-Сколько фотографий отражают содержание текста?

-Слова какой части речи преобладают?

-А как бы вы назвали текст, где много прилагательных?

-Давайте посмотрим, как же называется тема нашего сегодняшнего урока, откройте страницу 95 в учебнике, прочитайте тему урока

-Поставим цели на наш сегодняшний урок

нет, это не текст, нет связи между предложениями

читают текст

предполагают, каких слов не хватает

                                                     

-да, прилагательные, они помогли описать дельфина

Отвечают на вопросы

-текст – повествование

-в тексте – повествовании много глаголов

-Что? Когда? Где? С кем происходит?

-несколько

-глаголы

Открывают учебник, читают тему урока: «Что такое текст – описание? Какова в нём роль имён прилагательных?»

-узнать, какую роль играют прилагательные в тексте – описании;

-научиться отличать текст – описание от текста - повествования

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К: учет различных точек зрений.

Р: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

IV.Открытие нового знания

Практич.: устное грамматическое упражнение

7 мин.

Работа в паре

-Выполним упражнение 163. Прочитайте.

Обсудите в паре,  какой вы представили снежинку?

-Давайте сделаем анализ текста.

-Какой вопрос можно задать к тексту?

-Сколько фотографий отражают содержание текста?

-Слова какой части речи преобладают?

-Посмотрим правило на странице 96. Прочитайте его про себя, и расскажите друг другу в парах.

-Выполним анализ правила:

-Какой текст называется описанием?

-Какие вопросы можно задать к тексту?

-Как можно назвать текст о дельфинах?

-Какой? Какая? Какое? Какие?

-1

-имена прилагательные

Отвечают на вопросы

-текст, в котором даётся описание чего-либо

-Какой? Какая? Какое? Какие?

К.: планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: орфографическое упражнение

7 мин.

Фронтальная работа

-Прочитайте упражнение 164. О ком говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?

-Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи?

-Спишите. Проверьте себя. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

-Один человек работает у доски.

-Итак, ребята, давайте чётко выстроим алгоритм нашей работы. Что мы будем делать?

-Давайте проверим, оцените вашего одноклассника, работающего у доски.

-Какой это текст? Повторим ещё раз правило, кто желает? Докажите, что это текст – описание.

Динамическая пауза

Читают упражнение. Отвечают на вопросы

-как они хороши

-иссиня - чёрные, белоносые

  1. Списать
  2. Проверить себя
  3. Подчеркнуть в первом предложении основу

По дороге разгуливают грачи… Как они хороши! Все иссиня –чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

-текст-описание
Повторяю правило

К.: контроль и самооценка

П.:структурирование знаний

К.: построение речевого высказывания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: орфографическое упражнение

7 мин.

Индивидуальная форма работы

-Выполним упражнение 165.

-Прочитайте. Вы догадались, из какой сказки этот отрывок?  

-Определите тему текста. Какой вопрос можно к нему задать?

-Докажите, что это текст - описание

- Найдите в тексте имена прилагательные, с какой целью их употребляет автор?

-Выпишите из текста имена прилагательные

-Давайте ещё раз обратимся к нашему правилу

Читают упражнение

-да, этот отрывок из сказки «Дюймовочка»

-тема текста – описание принца, можно задать вопрос – какой?

-это текст – описание, потому что, в нём рассказывается о том, какой эльф

-маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, блестящие

П.:структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

VII.Включение в систему знаний

3 мин.

Индивидуальная форма работы

-Прочитайте упражнение 167.

-Прочитайте слова для справок, давайте вставим их и отгадаем загадку.

-В каких предложениях дано описание мышонка?

-В каких предложениях описываются особенности жизни мышонка?

-Назовите главную мысль текста - описания

Выполняют упражнение

Я живу под землёй в тёмной норке.

Шубка серая, крошечный рост.

Глазки, чёрные бусинки, зорки,

И верёвочкой тоненький хвост…

Я боюсь долгоносой вороны,

Желтоглазой совы и хорьков,

Голодаю весной студёной,

Зябну в сырости тёплых снегов.

(Мышонок)

-Отвечают на вопросы

Шубка серая, крошечный рост.

Глазки, чёрные бусинки, зорки,

И верёвочкой тоненький хвост…

Я живу под землёй в тёмной норке.

Я боюсь долгоносой вороны,

Желтоглазой совы и хорьков,

Голодаю весной студёной,

Зябну в сырости тёплых снегов.

-Мышонок всего и всех боится

П.: структурирование знаний

К.: построение речевого высказывания

П.:структурирование знаний

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесн.: ответы на вопросы

3 мин.

-Ребята, что вы сегодня узнали о тексте – описание?

Давайте с вами запишем ваше домашнее задание.
правило учить, с.96 упр.166 . Откройте учебник, прочитайте задание. Поднимите руку, у кого есть вопросы по домашнему заданию?

А теперь давайте подведем итоги. Что удалось на уроке? Что больше всего понравилось? Чьим успехам смогли бы порадоваться? За что можете себя похвалить?

-имя прилагательное преобладает в тексте – описание; можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Записывают домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

П: осознанное построение речевого высказывания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Неопределенная форма глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Неопределённая форма глагола» Тип урока: ОНЗЦель урока: Формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам. Задачи урока Дидактические:уметь...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Что обозначает глагол».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Что обозначает глагол?» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование знаний учащихся о глаголе как части речи.Задачи урока Дидактические:дать...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Текст-повествование" (УМК "Школа России", 2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 13.04. 2022Школа: №45Класс: 2 ВУрок: 1Время: 8:00 – 8:40 Кабинет:40Студент: Никифорова ПолинаГруппа: 42Учитель: Лещева И. Г....

Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание ус...

Технологическая карта урока русского языка «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных в женском роде единственного числа» УМК "Школа России"4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формировать понятие о склонении прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах; умение правильно употреблять и п...

Технологическая карта урока русского языка "План текста" (УМК "Начальная школа XXI века», 2 класс).

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о плане текста, умения составлять план текста.Задачи урока: Дидактические:1) дать представление о плане тексте;2) познакомить учащихся с правилами со...