Технологическая карта урока русского языка "План текста" (УМК "Начальная школа XXI века», 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Прохач Ангелина Владимировна

Цель урока:

формирование у обучающихся знаний о плане текста, умения составлять план текста.

Задачи урока: 

Дидактические:

1) дать представление о плане тексте;

2) познакомить учащихся с правилами составления плана.  

Развивающие:

1) развивать память, внимание при работе с текстом;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2) воспитывать положительную мотивацию к уроку.

Планируемые результаты: 

Предметные:

1) составлять план текста.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.04.2023

Школа: Академический лицей № 95

Класс: 2-7        

Урок: 4

Время: 10:50 – 12:30  Кабинет: 101

Студент: Прохач Ангелина

Группа: 41

Учитель: Миронова Елена Борисовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «План текста»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о плане текста, умения составлять план текста.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать представление о плане тексте;

2) познакомить учащихся с правилами составления плана.  

Предметные:

1) составлять план текста.

Развивающие:

1) развивать память, внимание при работе с текстом;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) первоначальное представление о системе языка;

2) познавательный интерес к изучению русского языка;

3) активность и самостоятельность в познании русского языка.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2) воспитывать положительную мотивацию к уроку.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник русского языка, 2 кл., 2 ч. Иванов С.В., Евдокимова А.О. 

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка

Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Давайте с вами узнаем, какой ряд сядет тише всех. Сначала садится 1 ряд, теперь 2 ряд пробует сесть ещё тише, а теперь 3 ряд садится совсем тихо как мышки.

Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем девиз.

На уроке не зевай,

Сразу всё запоминай!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

- Ребята, а как вы понимаете девиз нашего урока?

- Отлично, молодцы.

- Сегодня мы с вами будем продуктивно работать, отвечать на вопросы и использовать сигналы. Палец вверх, если всё понятно и палец вниз, если непонятно.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- На уроке не нужно отвлекаться, всё нужно запоминать, чтобы знать русский язык.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

 Организует работу со словарными словами.

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас « 28 апреля». А снизу пишем «Классная работа».

- Начнем мы наш урок с работы со словарными словами. Откройте словарь в конце учебника. Сегодняшние наши слова: быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал. Скажите мне, пожалуйста, значение этих слов.

- Отлично, запишите их в тетрадь, не забудьте выделить орфограммы и поставить ударение.

- Теперь устно составьте с каждым словом предложения и расскажите их в парах. Кто закончил, поднимите палец вверх.

Записывают словарные слова.

- Быстро – скорость движения, вдруг – неожиданно, весело – радостно, приятно, ветер – поток ветра, вокзал - здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной.

Рассказывают предложения в парах

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Словарь в учебнике

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- И так ребят, сейчас посмотрите на слайд, давайте прочитаем.

- Ребята, о чём говорится в первом абзаце?

- Верно, о чём говорится во втором абзаце?

- А о чём говорится в третьем абзаце?

- Верно, на слайде у меня записаны ваши ответы. Можем ли мы, опираясь на наши пункты, понять, о чём наш текст и пересказать его?

- А может кто-то знает, как называется последовательность абзацев в тексте?

Хорошо, тогда какой будет тема нашего урока?

- Верно, тема нашего урока «План текст».

- Теперь давайте поставим цели. Посмотрите на слайд, у вас есть опорные слова:

- Узнать….

- Учиться ….

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

- У вас есть карточки с планом и также на доске есть перепутанный план. Сейчас одна пара выходит к доске и расставляет пункты плана по порядку, остальные это делают на своих местах в парах. Затем мы проверяем ваши варианты с вариантом на доске.

- Давайте прочитаем наш план. У всех так? С чего мы начнём?

- Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, я  хочу вам представить нашего гостя. Посмотрите на слайд и скажите, кто это?

- Верно, Пчелёнка не было в школе, а на уроках русского языка была тема «План текста». И теперь ему нужно самостоятельно изучить эту тему, чтобы получить хорошую оценку в своей школе. Поэтому он обратился к вам за помощью. Поможем Пчелёнку разобраться с этой темой?

- Тогда давайте начнём.

-  Музыка природы

    Весенняя песня – это звон капели, журчание ручейка и радостное щебетание птиц.

    Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А вот главный солист – звонкоголосый жаворонок.

    Звучит музыка природы!

- О весенней песне.

- Звуки лета.

- О музыке природы.

- Да, можем.

 - План

- «План текста».

Цели:

1. Узнать, что такое план текста.

2.Учиться составлять план текста.

План:        

1) Узнаем, как составляется план текста.

2) Научимся составлять план текста.

3) Выполним самостоятельную работу.

4) Сделаем выводы.

- Узнаем о признаках текста.

- Пчелёнок.

- Да.

УУПД:

формулировать цель

УУКД:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

Раздаточный материал

«Открытие детьми нового знания» (5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Организовывает деятельность обучающихся по «открытию» нового знания.

- Сначала нам нужно узнать, как составляется план текста.

- Вернёмся к нашему плану текса. Что мы с вами делали?

- Верно, сколько у нас абзацев?

- И сколько у нас пунктов получилось?

- Верно, а мы все абзацы по порядку распределили или перемешали?

- А можно перемешать?

- А почему нельзя?

- Хорошо, теперь давайте все наши предположения выведем в определение плана текста.

- Каким будет первый признак?

- Верно, второй признак?

- И третий признак?

- Верно, теперь кто мне сможет сказать определение плана текста?

- Теперь давайте проверим наши выводы. Откройте учебник на стр.98 и прочитайте правило.

- Ребята, скажите, все ли выводы мы сделали правильно?

- Расскажите правило в паре друг другу. Кто закончил, покажите палец вверх.

- И так ребят, Пчелёнок тоже прочитал правило и он считает, что по этому правилу можно составить алгоритм составления плана текста. Нам нужно составить алгоритм составления плана текста. Мы с вами прочитали правило и по этому правилу можем составить алгоритм.

- У всех получился такой алгоритм? У кого так, поднимите палец вверх. Отлично.

- Давайте вернёмся к нашему плану, какой пункт мы выполнили?

- Какой у нас следующий пункт?

 

- Выделяли из каждого абзаца основную мысль.

- 3.

- Тоже 3.

- По порядку.

- Нет.

Потому что будет неправильная последовательность абзацев в тексте и смысл будет непонятен.

- Основная мысль каждого абзаца.

- Пункты соответствуют количеству абзацев.

- Все пункты следуют по порядку.

- План текста – это основная мысль каждого абзаца, расположенные по порядку.

Рассказывают правило.

- 1. Сосчитай количество абзацев в тексте.

2. Найди главную мысль каждого абзаца.

3. Запиши по порядку главную мысль каждого абзаца.

- Первый, узнали о том, что такое план.

- Научимся составлять план текста.

УУПД: формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

планировать действия по решению учебной задачи

Презентация, учебник

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует первичное закрепление.

 - Давайте продолжим нашу работу. Найдите на странице 99 упр.4.Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

 

- А как мы составим план текста? Что нам поможет?

- Верно. Давайте прочитаем текст и озаглавим его.

- Что мы должны сделать первым пунктом нашего плана?

- Сколько абзацев в этом тексте?

- Верно, что делаем вторым шагом?

- Какая главная мысль первого абзаца? Второго? Третьего?

- И какой третий пункт нашего плана?

 - Верно, запишите заголовок текста и план в тетрадь. Кто закончит, покажите палец вверх.

- Давайте обратимся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?  

- Мы научились составлять план текста?

- Как мы это делали?

- Давайте посмотрим, что мы должны сделать дальше?

- Верно, но перед выполнением самостоятельной работы давайте немного разомнёмся и проведём динамическую паузу.

- Прочитай текст. Озаглавь его. Составь и запиши план текста.

- Прочитать текст, озаглавить его, составить и записать план.

- Алгоритм.

Читают текст и озаглавливают.

- Посчитать количество абзацев в тексте.

- 3.

- Находим главную мысль каждого абзаца.

- Цвета радуги. Радуга – это цветной мост. Радуга – радость.

- Записать по порядку главную мысль каждого абзаца.

- 2) Научимся составлять план текста.

- Да.

- По алгоритму.

- Выполнить самостоятельную работу.

УУПД:        объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью             УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебник на стр. №11, упр. 1

10 слайд

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

Организует динамическую паузу.

Выполняют динамическую паузу

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(7 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов:

Выполнение письменной работы

Внутренний контроль

Организует самостоятельную работу.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Ваша задача прочитать текст и составить к нему план.

- На дереве лежит пушистая рыжая кошка.

У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.

Берегитесь, зайцы и тетерева!

- Кто закончил, поднимите палец вверх. Давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Пчелёнок самостоятельную работу выполнил раньше, я проверила. У него всё правильно, поэтому ваши работы можно проверять по его ответам.

- У всех так? Если всё правильно, нарисуйте соседу по парте в тетради весёлый смайлик, если 2-3 ошибки, то смайлик со средней улыбкой, если больше 3 ошибок, то грустный смайлик.

- Верните листочки обратно соседу по парте, у кого нет ни одной ошибки – поднимите зелёный предмет, у кого 2-3 ошибки – поднимите жёлтый предмет, у кого больше 3 ошибок – красный предмет.

- Хорошо, молодцы. Что мы с вами сейчас повторили?

Выполняют самостоятельную работу.

1. Рыжая кошка на дереве.

2. Это хищная рысь.

3. Берегитесь!

Проверяют работу в парах по эталону

- Составление плана текста.

УУПД:             определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

- Сейчас я предлагаю вам поработать в четвёрках. Вам будет дан план текста и по нему вам нужно будет придумать небольшой текст и рассказать нам потом. Давайте повторим правила работы в группах.

«Три котёнка»

- 1. Котята увидели мышку.

2. Банка с мукой.

3. Три белых котёнка.

- Давайте послушаем, какой текст составила каждая команда. Какой текст вам понравился больше? Почему?

- Пчелёнок тоже придумал текст по нашему плану.

- Молодцы, давайте посмотрим на пункты в нашем плане, что мы выполнили и, что нам осталось сделать?

- Не перебивать, слушать каждого, работать тихо.

Придумывают текст по плану

Ответы обучающихся

-     Три серых котёнка увидели мышку. Они бросились за ней.  

    Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала.

     А из банки вылезли три белых котёнка.

- Мы узнали, что такое план текста и научились его составлять. Нам осталось сделать выводы.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Презентация

Рефлексия деятельности

(3-4 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- И так, сегодня с нами на уроке занимался Пчелёнок, и он вас благодарит за то, что вы ему помогли разобраться с темой и хочет наградить вас всех медальками.

- Ребята, вы большие молодцы, спасибо за урок!

«План текста».

Цели:

1. Узнать, что такое план текста.

2.Учиться составлять план текста.

УУРД:

оценивать свою работу

Презентация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Девиз нашего урока На уроке не зевай, Сразу всё запоминай! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!

Слайд 3

Словарные слова Б ы́ стр о , вдру г , в е́ сел о , в е́ т е р, в о кз а́ л.

Слайд 4

Весенняя песня – это звон капели, журчание ручейка и радостное щебетание птиц. Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А вот главный солист – звонкоголосый жаворонок. Звучит музыка природы! Музыка природы

Слайд 5

О весенней песне. О звуках лета. О музыке природы.

Слайд 6

Тема: Цель: узнать учиться «План текста». , что такое план текста. составлять план текста.

Слайд 7

План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.

Слайд 9

Весенняя песня – это звон капели, журчание ручейка и радостное щебетание птиц. Но вот раздались удары грома. Забарабанил по крышам дождь. Запело песню лето. В этой песне слышится шелест листвы, жужжание насекомых. А вот главный солист – звонкоголосый жаворонок. Звучит музыка природы! Музыка природы

Слайд 10

О весенней песне. О звуках лета. О музыке природы.

Слайд 11

Признаки 1. В пунктах - основная мысль каждого абзаца. 2. Пункты соответствуют количеству абзацев. 3. Все пункты следуют по порядку . План текста - это основные мысли каждого абзаца, расположенные по порядку

Слайд 13

1. В пунктах - основная мысль каждого абзаца. 2. Пункты соответствуют количеству абзацев. 3. Все пункты следуют по порядку . Алгоритм: 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Определи главную мысль каждого абзаца. 3. Запиши по порядку главную мысль каждого абзаца. 4. Проверь, соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев.

Слайд 15

План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.

Слайд 16

Алгоритм 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Определи главную мысль каждого абзаца. 3. Запиши по порядку главную мысль каждого абзаца. 4. Проверь, соответствует ли количество пунктов плана количеству абзацев.

Слайд 17

План текста Цвета радуги. Радуга – это цветной мост. Радуга – радость.

Слайд 18

План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.

Слайд 19

Хищница рысь 1. Рыжая кошка на дереве. 2. Это хищная рысь. 3. Берегитесь!

Слайд 20

Работа в группах Ёжик проснулся 1. Пришла весна. 2. Норка ежа. 3. Ёж весной.

Слайд 21

План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.

Слайд 22

Тема: Цель: узнать учиться «План текста». , что такое план текста. составлять план текста.

Слайд 23

План: 1) Узнаем, как составляется план текста. 2) Научимся составлять план текста. 3) Выполним самостоятельную работу. 4) Сделаем выводы.

Слайд 24

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Технологическая карта урока русского языка по УМК «Школа России», 2 класс

Тема: Имя существительное как часть речиЦель урока: способствовать развитию умения распознавать имена существительные, объяснять лексическое значение слов, составлять предложения из деформированн...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка "Словосочетание" (УМК "Школа России",4 класс)

Тема урока «Словосочетание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятий о словосочетании, определение и вычленение словосочетаний.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование способности правильно употреблять местоимения в речи.Задачи урокаДидактические:научить распознавать местоимения в тексте и р...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"

Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...