Конспект урока по русскому языку по теме: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее» 3 класс УМК "Школа России"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Мингазова Алия Вадитовна

Цели деятельности:  формирование у учащихся умения определять настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, изменение глаголов по временам

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: времена глаголов

Уметь: распознавать времена глаголов; изменять глаголы по временам

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям; осознавать важность изучения русского языка; учиться адекватно, реагировать на трудности и не делать ошибку; учиться адекватно, оценивать свою работу и работу своих одноклассников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagolov_nastoyashchee_proshedshee_i_budushchee.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.18                                                                                                     ФИО учителя: Ершова С.В._____________________

        Школа: № 152                                                                                                   ФИ студента: Мингазова А.В., 46 группа

        Класс: 3 «Е»                                                                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В._________________

        Кабинет: 110        

КОНСПЕКТ УРОКА (РУССКИЙ ЯЗЫК)

Тема: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее»

Цели деятельности:  формирование у учащихся умения определять настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, изменение глаголов по временам

Планируемые результаты:


Предметные:

Знать: времена глаголов

Уметь: распознавать времена глаголов; изменять глаголы по временам

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям; осознавать важность изучения русского языка; учиться адекватно, реагировать на трудности и не делать ошибку; учиться адекватно, оценивать свою работу и работу своих одноклассников

Тип урока: открытия нового знания

Оборудование:  УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть, презентация

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой, рифмованное начало урока

1 мин

-Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Пожалуйста, присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Каллиграфическое

упражнение

Практический:

словарная работа

Наглядный:

презентация

6 мин

-Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 18 апреля, а внизу с большой буквы классная работа.

-Начнем наш урок с минутки  чистописания. Внимание  на доску. Рассмотрите образцы  букв для чистописания и повторите у себя в тетради.

г  го  л  ла

-Из букв образца соберите слово.

- Составьте предложение со словом глагол.

- Запишите это предложение.

- Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи.

-А сейчас мы проведём словарную работу.

-Записываем: сегодня, горизонт, почерк, аппетит, бассейн, волшебный, организм, солома, телеграмма, лучше.

-Ребята, посмотрите на слайд.

На слайде:

Прилетел

Прилетает

Прилетит

-Чем  отличаются эти глаголы друг от друга?

-На какой вопрос отвечает глагол – прилетел?

-На какой вопрос отвечает глагол – прилетает?

-На какой вопрос отвечает глагол – прилетит?

-Как же меняется один и тот же глагол? 

-Выполняют задание

глагол

- Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

что сделал?

что делает?

что сделает?

по временам

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К.: строят понятные речевые высказывания

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

1 мин

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Зная тему, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

Времена глаголов

Узнать, как изменяется глагол по временам

Р.: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П.: самостоятельное выделение и постановка цели

ІV. Открытие нового знания

Практический:

работа над упражнением

Словесный: учебный диалог

8 мин

- Посмотрите в окно и придумайте одно предложение о том, что происходит в настоящее время. Запишите это предложение в тетрадь. Найдите в нем глагол и поставьте к нему вопрос. Что можно сказать об этом глаголе?

- Придумайте одно предложение о том, что уже произошло. Запишите это предложение в тетрадь. Найдите в нем глагол и поставьте к нему вопрос. Что можно сказать об этом глаголе?

- Придумайте одно предложение о том, что произойдет. Запишите это предложение в тетрадь. Найдите в нем глагол и поставьте к нему вопрос. Что можно сказать об этом глаголе?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Откройте учебник на стр.112 и прочитайте правило о временах глагола.

- Кто расскажет это правило?

- Перед вами несколько слов. Рисует, будет рисовать, рисовал, нарисует. Распредели их на 3 колонки - пр. вр,, буд. вр., н. вр.

- Придумайте для каждого столбика по два своих примера.

Ярко светит (что делает?) солнце. Глагол настоящего времени.

Снег полностью растаял (что сделал?). Глагол прошедшего времени.

Скоро расцветут (что сделают?) красивые цветы. Глагол в форме будущего времени.

 Глаголы изменяются по временам

Ответы детей

Рисует н.вр., будет рисовать буд.вр., рисовал пр.вр., нарисует буд.вр.

Ответы детей

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

 П.: структурируют знания, анализируют объекты

К.: определяют способы взаимодействия.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с правилом

Словесный: учебный диалог

Практический:

работа над упражнением

8 мин

-Ребята, откройте свои учебники на стр.112. Давайте прочитаем правило.

-Назовите времена глаголов.

-На какие вопросы  отвечают глаголы в настоящем времени?

-Что обозначают глаголы в настоящем времени?

-На какие вопросы  отвечают глаголы в прошедшем времени?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы  отвечают глаголы в будущем времени?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-Ребята, посмотрите на упражнение 195.

-Давайте прочитаем задание.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящее время? Поставьте вопросы к этим глаголам.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые произошли в прошедшем времени? Поставьте вопросы к этим глаголам.

- В каких предложениях глаголы называют действия, которые не произошли, но произойдут скоро, в будущем времени? Поставьте вопросы к этим глаголам.

-Читают задание

прошедшее, настоящее, будущее

что делает? что делают?

действия, которые происходят в настоящем времени

что делал? что сделал? что делали

действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени

что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

действия, которые произойдут в будущем времени

Ярче греет (что делает?) солнце. Набухают (что делают?) почки на деревьях. Летят (что делают?) на родину певчие птицы. Кончились (что сделали?) вьюги и метели. Прилетели (что сделали?) грачи. На полях растаял (что сделал?) снег.

Скоро все кругом зазеленеет (что сделает?). Расцветет (что сделает?) душистая сирень. Лес будет звенеть (что делать?) от птичьих голосов.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий 

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

VІ. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

работа над упражнением

7 мин

-Ребята, посмотрите на упр.197. Давайте прочитаем задание. Найдите в них глаголы, которые употреблены в переносном значении. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Определите время и число глаголов в каждом предложении.

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. Скоро ли луга позеленеют, скоро ль у кудрявой у березы распустятся клейкие листочки. Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше, поиграл немного ветками черемух.

перекатывается, ворчит, рокочет, встряхивает -ед.ч, наст.вр

позеленеют-мн.ч, буд.вр, вышел, постучал, поиграл -ед.ч, пр.вр,

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

VІІ. Включение в систему знаний

Практический:

работа над упражнением

Словесный: учебный диалог

6 мин

-Ребята, посмотрите на  упр. 198. Давайте прочитаем задание.

-Назовите тему этих стихотворений.

-Верно. Теперь, найдите глаголы и определите их время.

-В каком из стихотворений все глаголы употреблены в будущем времени?

-Приготовьтесь к письму по памяти.

-Закончили. Давайте проверим.

-Ребята, давайте запишем домашнее задание: уч. стр.113 упр.199

Весна

тает, бегут-наст.вр., повеяло, засвищут, оденется-буд.вр.

оденет, играть, бегать, будуь-буд.вр.

во 2

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий

VІІІ. Рефлексия деятельности

Словесный: анализ

3 мин

Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

-Какую цель мы себе ставили в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели?

- Кто научился определять времена глаголов, поднимите руки

- Кому еще нужна тренировка?

- Кто не научился?

- Спасибо за урок.

о временах глагола

Узнать, как изменяется глагол по временам

да

Р.: анализировать собственную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять времена глаголов,  различать их и классифицировать.Планируемые результатыПредметные:- знать времена глаголов;- уметь определять времена г...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об особенностях глаголов в прошедшем времени, суффиксом -л-, об изменении глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планир...

Русский язык. 3 класс. Тема: "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее" УМК Школа России

Русский язык. 3 класс. Тема: "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее" УМК Школа России...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с родом глагола в прошедшем времени; развитие орфографического навыка.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы в прошедшем времени по рода...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание глаголов в прошедшем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.Планируе...