Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сценарий открытого урока по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных" УМК "Школа России", 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных.

Цель: Систематизация знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развивать любовь к малой родине; расширять кругозор учащихся; развить исследовательские умения.
  • Воспитывать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников.
  • Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2.Минутка чистописания. Мотивация.

-Посмотрите на доску. Найдите окончание для пословицы. Объясните ее смысл.

Учиться

 ложкой трудиться.

всегда пригодится.

на печи лениться

Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, вам пригодятся в будущем, а теперь давайте приниматься за дело.

Отгадайте, какую букву мы сегодня будем писать, внимательно посмотрев на рисунок. (Слайд 1.)

Какая буква спряталась? Что вы знаете об этой букве и звуках, которые она обозначает?

А принесла эту букву…. (Даша-путешественница) Она не просто так пришла к нам, а решила обратиться за помощью. Но прежде, чем делиться своей проблемой, она решила проверить наши знания.

3.Словарная работа

Пред вами слоги соберите и запишите слова.(Комментированное письмо, обозначение орфограмм)

Что общего у этих слов? Какое слово лишнее, почему?

4.Постановка учебной задачи

Запишите предложение. Выделите грамматическую основу, укажите части речи.

В цирке выступал веселый лев.(Синтаксический разбор)

Даша получила задание написать одно слово по-другому, но не смогла это задание выполнить.

Как вы думаете, написание какого слова можно изменить? Почему? Какое правило должна изучить Даша? Давайте, ей поможем!

-Чем мы будем заниматься на уроке? (Открытие темы урока)

 Какие цели поставим (что должны будем сделать)

5.Обощение знаний об именах собственных.

Давайте, поделимся с Дашей результатами нашего исследования и расскажем, какие слова относятся к именам собственным и пишутся с заглавной буквы.

(Отчет поисковых групп, составление схемы-кластера)

1 группа.

В поисках большой буквы мы прошлись по улицам нашего Комсомольского района. Многие улицы носят имена комсомольцев, героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов во время боя за деревню Чернушки закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота.

Ульяна Громова была членом подпольной организации «Молодая гвардия», боролась с фашистами. Героически погибла.

Сергей Тюленин был членом подпольной организации «Молодая гвардия», боролся с фашистами. Героически погиб.

Лиза Чайкина во время Великой Отечественной войны была разведчицей. Во время выполнения задания была схвачена фашистами и героически погибла.

-Давайте, запишем имена героев Великой Отечественной войны. (Зрительный диктант) 

Какое правило мы должны помнить, выполняя это задание? (Заполнение кластера)

2 группа.

Мы решили рассказать о том, где мы живем в стихах и картинках. А вы послушайте и назовите имена собственные.

Мы живем в России,

Мы живем в Тольятти.

Нам раскрыла Волга

Синие объятья.

Все вокруг родное, дорогое, наше

Области Самарской нет на свете краше!

Запишите имена собственные в алфавитном порядке, выделите орфограмму.

 

5.Физминутка.

3 группа.

Велика наша Самарская область. Мы предлагаем отгадать наш кроссворд и проверить, знаете ли вы города Самарской области..

-Какое правило мы использовали при выполнении заданий 2 и 3 групп?

(Заполнение кластера)

4 группа.

В поисках заглавной буквы в именах собственных мы заглянули в библиотеку и увидели на полках наши любимые журналы и газеты. Напоминаем, что названия газет и журналов – это имена собственные и пишутся с большой буквы в кавычках.

-Давайте составим и запишем предложение о наших любимых журналах.

Мы любим читать газету «Ставроша» и журнал «Мурзилка».

(Заполнение кластера)

-Спасибо за работу всем группам, но посмотрите, в нашем кластере появилась еще одна стрелочка. Значит, чтобы помочь Даше, надо вспомнить еще одно правило. Как вы думаете, какие ещё слова относятся к именам собственным и пишутся с большой буквы?

-Конечно, клички животных!

Задание в парах.

-Возьмите карточку, лежащую на партах. Выполните задание. При затруднении, советуйтесь с соседом.

 

Ответь на вопросы, используя слова 2 столбика. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах собственных.

У кого были котята?

Как их звали?

Что пили Мурзик и Васька?

кошки, были, у, Мурки, котята;

Мурзик, Васька, звали, и, их;

молоко, Мурзик, пили, и, Васька

Ответь на вопросы, используя слова 2 столбика. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах собственных.

Где паслась корова Бурёнка?

Что любит Бурёнка?

А что любит Лена?

 

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу;

сочную, траву, она, любит;

 парное, а, Лена, любит, молоко

Ответь на вопросы, используя слова 2 столбика. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах собственных.

Кто сегодня много работал?

Кого Алёша ведёт к пруду?

Что будет Алёша делать?

конь, сегодня, Орлик, много, работал;

Орлика, пруду, к, ведёт, Алёша;

Орлика, купать, Алёша, будет;

Ответь на вопросы, используя слова 2 столбика. Запишите предложения в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах собственных.

У кого большой дом?

Кто сторожил дом?

Где спит Жучка?

у, большой, деда, дом, Макара;

дом, сторожит, Жучка, собака;

крыльце, на, спит, Жучка

(Появляется последняя часть кластера)

5.Подведение итогов, рефлексия.

-Над какой проблемой мы работали? Какие цели ставили? Достигли ли мы своей цели? (Слайд. Даша улыбается, говорит: «Спасибо!»)

-А сейчас  для обобщения нашей работы ребята прочитают стихотворение Е.Измайлова «Большая буква»:

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.


Имя, фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и видней,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё,

 имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

-Большое спасибо!

6.Оценивание.

Самооценка

-Начертите в тетради линеечки «Грамотность и аккуратность. Оцените свою работу в тетради.

Оценка работы класса учителем.

7.Домашнее задание.

-Посмотрите, у меня на столе остался конверт! Здесь от Даши-путешественницы лежат приготовленные задания, которые вы выполните дома.

Карточки на выбор:

Карточка 1.

Спиши, вставляя имена собственные. 

Меня зовут …  .

Мою маму зовут …  .

Дядя …  купил лыжи.

…  и … гуляют в парке.

У … и …  много друзей.

…  пишет письмо дедушке.

Этот торт пекла тётя …  .

… и … рисуют дом.

У тёти … рос куст роз.

…  любит читать книги.

… помогает бабушке.

Подчеркни большую букву в именах собственных.

Карточка 2.

Выбери нужную букву из скобок. Спиши текст.

      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Карточка 3.

Найди и исправь  ошибки. Спиши текст.

        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных" (обобщение)

Представлена разработка  урока, презентация и раздаточный материал....

Разработка открытого урока русского языка в 1 классе на тему: "Большая буква в именах собственных"

Урок русского языка был проведён на кожуунном этапе конкурса "Учитель года-2017" по теме:"Большая буква в именах собственных" в 1 "а" классе...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме "Обобщение знаний о написании заглавной буквы в именах собственных"

Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.Задачи:·         Углубление знаний об именах собственных, совершенс...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных"

Цель урока :  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных...