Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Слово. Предложение."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Долгополова Раиса Григорьевна
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Слово. Предложение."
Педагогическая цель.  Способствовать формированию у учащихся представления о том, что предложение состоит из слов; создать условия для определения количества слов в предложении, развития умения составлять схемы предложений. 
Планируемые результаты. Выделяют слова из предложения; различают слово и предложение, графически изображают слова в составе предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rg_1_klass_slovo_predlozhenie.docx417.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Предложение и слово

Педагогическая цель

Способствовать формированию у учащихся представления о том, что предложение состоит из слов; создать условия для определения количества слов в предложении, развития умения составлять схемы предложений

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют слова из предложения; различают слово и предложение, графически изображают слова в составе предложения

Личностные результаты

Выражают интерес к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию (содержание сказки), необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют синтез как составление целого из частей (называют нарисованные орудия труда одним словом – инструменты).

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Основное содержание темы, понятия и термины

Слово, предложение

Образовательные ресурсы

Нарисованные персонажи сказки «Репка»

«Весенние березы». Автор: МиÑаил МуÑа.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность

Формы контроля

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Музыка ПИ Чайковского

1). Дети стоят в кругу

-Начнём урок с пожелания друг другу успеха.

Желаю успеха большого во всём и везде. Удачи тебе на уроке!

- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло тому, кто рядом. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно.

-А теперь за работу!

                                                                 Дети садятся за парты.

-Под каким девизом мы работаем на уроке?

(Знаешь – говори, не знаешь – слушай!)

2).  Пальчиковая гимнастика.

3). Подготовка рабочего места.

                      –Внимание! Проверь, дружок,

                        Готов ли ты начать урок?

                        Всё ль на месте? Всё ль в порядке –

                        Ручка, книжка и тетрадки!?

(Дети говорят)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу!

II. Минутка чистописания.

- Какое наступило время года?

- Лучик солнца опустился к  нам и написал  для вас вот такую букву.       ( с  с )

-Вспомните правило написания буквы.

- Письмо с  в соединении с другими буквами:

со, ос, вс, кс, фс, сф

- Опираясь на критерии, обведите букву, которая написана правильно, лучше всех остальных.

У вас есть «проверочный лист».  В течение урока вы оцениваете свою работу по критериям. Кто не помнит условные знаки – они перед вами.  

Критерии

Результат

  1. Каллиграфически правильное письмо.

  1. Игра в слова

  1. Звуко--буквенный анализ слова

  1. Деление слов на слоги

  1. Определение ударного слога

  1. Составление предложений.

Критерии

  1. Писать буквы каллиграфически правильно.
  2. Соблюдать высоту, ширину буквы.
  3.  Наклон.

У вас есть «проверочный лист».

«+» - Я всё понял.

«+ -» - Сомневался. Понадобилась помощь учителя, ребят.

«!» - Мне  трудно.

III. Постановка учебной проблемы. Целеполагание.

- Я тему урока написала с помощью  схем.  

                            И                                                                   .

-Какая тема урока?  (Слово и предложение)

- Давайте определим для себя цели.

                                                            (на доске вопросы

ЧТО?
КАК?
ЗАЧАМ?

(1 - выяснить разницу между словом и  предложением

2- учиться грамотно писать слова и предложения

- для этого быть внимательным, помогать друг другу

3- чтобы пополнять свой словарный запас, произносить красиво и правильно построенные предложения )

IV.  Актуализация знаний.

Работа по теме урока.

  1. Предлагаю поиграть в слова. Перед вами слово:

СОЛНЫШКО

Работа в группах.

Правила работы в группах:

- не перебивайте друг друга

-выслушивайте собеседника

- спокойно доказывай свою точку зрения

 

Проверка 

- Выберите ответственного. По очереди читаете слова, не повторяясь.

( колос, локон, носок, склон, слон, сокол, сынок, сок, сон, нос, сын, шок, окно,

- Назовите слова, в которых все согласные звуки глухие.

(сок, шок)

- Звуко-буквенный анализ слова СОК

  1. Найди лишнее слово.

- Выписать лишнее слово, разделить на слоги.

1 вариант                                                  

Вечер, день, закат, утро

Медведь, заяц, лиса, бабочка

Мальчик, шапка, куртка, юбка

Лук, огород, морковь, малина

2 вариант

Портфель, карандаш, ручка, мел

Стол, комната, скамейка, шкаф

Лес, волк, медведь, корова

Теннис, лето, футбол, хоккей

               

Ответственный  оценивает, как отработала группа

Проверочный лист

Вз/ проверка

Проверочный лист

Критерии  

- грамотно списал

- правильно поставил ударение

Проверочный лист

С/оц

V. Физпауза, упр. для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали

(поморгать глазами).

Посмотрите все в окно

(посмотреть влево-вправо),

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх.).

Мы глаза сейчас закроем

(закрыть глаза ладошками),

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем

(посмотреть по дуге вверх,  вправо и вверх – влево),

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз

(посмотреть вниз),

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

VI. Предложение

  1. Сравните слова в левом и правом столбиках. Какая группа слов составляет предложение. Прочитайте его.

Книга, помогать, в, труд,               Книга поможет в труде и

 и, выручать,  в, беда                       выручит в беде.

- На что похоже это предложение? (пословица)

- Как вы её понимаете?

- В чём разница между словом и предложением?

- Сколько слов в предложении?

  1. Составить и записать предложение. 

                                                                   (работа по группам)

- Что это -  предложение?  (нет)

- Почему?  - Что называем предложением?

- А что такое слово? (маленькая единица речи)

(дифференцированная работа)

1группа  

туча, закрыть, солнышко     (Туча закрыла солнышко.)

2 группа

Солнышкоосвещаетземлю    (Солнышко освещает землю.)

- Сколько слов в предложении?

- В 1 слове (в 3 слове) подчеркните звонкие согласные,

                                      определите ударный слог

  1. Составить предложение по картине и по схеме.

- В начале урока вы видели картину. Посмотрите на неё ещё раз. Составьте по картине и по схеме предложение.

(Плывут лёгкие облака.)

 -А я составила вот такое предложение:       Как воздух чист!

 -Кто знает, когда в конце предложения ставится (!)?

- Значит у нас есть о чём поговорить на следующем уроке.

Критерии 

  1. Предложение составлено правильно.
  2. Записано грамотно.

Критерии

VII. . Итог урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вернёмся к целям, которые ставили перед собой в начале урока.  Что удалость выполнить?

- Чем слово отличается от предложения?

( слово – это маленькая единица речи, предложение – несколько связанных друг с другом слов,  имеет законченную мысль, может быть в предложении 1 слово)

«Синквейн»  работа  в группах

 

  1. предложение

2. простое, сложное

  1. сочинять, придумывать, писать
  2. имеет законченную мысль
  3. информация

  1. слово
  2. говорящее, главное
  3. означает, показывает, говорит
  4. словом можно заставить любить и ненавидеть
  5. мысль

Рефлексия 

- Посмотрите на  «проверочный лист», посчитайте свои + и - , посмотрите, что вы прикрепите на наше «Дерево успеха» сегодня.

- Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

   Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим

      Справился со всеми задачами

    Справился  со всеми задачами, но мне нужна  была помощь в …

- Спасибо, ребята, за работу.  Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.

«Дерево успеха»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d14/00005b33-84f128f4/6/img23.jpg

http://lusana.ru/files/24098/653/18.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения"

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Как связаны части сложноподчиненного предложения", составленный по учебнику Иванова С.В....

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Конспект урока, проводимого в 4 классе по программе "Школа России" с использованием ЭОР. Учебник "Русский язык" 4 класс Т.Г.Рамзаева....

Конспект урока русского языка 4 класс"Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение"

Конспект урока русского языка по теме "Сложносочинённые и сложносочинённые предложения" 4 класс . Программа "Школа 21 века"...

Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синт...

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" (2 класс) с подробным описанием хода урока, презентацией, разрезными карточками для фронтальной и индивидуальной раб...

Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс

Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...