Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сиренко Светлана Фёдоровна

Русский язык. 4 класс.

Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синтаксической роли местоимений в предложении; формировать навыки выполнения грамматических разборов, орфографическую зоркость, воспитывать уважение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_mestoimeniya_v_predlozhenii.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс.

Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синтаксической роли местоимений в предложении; формировать навыки выполнения грамматических разборов, орфографическую зоркость, воспитывать уважение друг к другу.

По учебнику «Русский язык» 4 класс, Никитина С. А., Якунина Л. П.; Алматы «Атамура», 2011

1.Организационный момент

- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

3. Минутка чистописания. Словарная работа.

Так заведено,

Разомкнешь ресницы,

И к тебе  идет оно

Розовой жар-птицей…

А стемнеет – он придет,

Тоненький,

Смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою  лимонной.

Срок прошел – плывет она

В пелене  тумана.

Круглолица  и грустна,

Будто Несмеяна.  (Е. Кай)

(Солнце,  месяц,   луна)

- С каких букв начинаются эти слова? Какая из них лишняя? Пропишите их.

Сс Мм Лл

 - Написание, какого слова проверять не надо? Какое слово мы можем проверить? Подберите к нему 2 однокоренных  слова и разберите их по составу. Написание, какого слова надо запомнить? Запишите название зимних месяцев с непроверяемыми написаниями, выполните их транскрипцию. Прочитайте и запишите народную примету. Подчеркните имена прилагательные, определите их число, род, падеж.

Утром небо красное  –   декабрю быть ясному.

Какие знания мы повторили на этом этапе урока.

4. Постановка темы урока.

- Прослушайте стихотворение – загадку еще раз и скажите, какие слова помогли вам угадать, о чем идет речь? (оно, он, она) К какой части речи они относятся? Что вы можете рассказать о личных местоимениях?

-  Сегодня мы продолжим работу над личными местоимениями и уточним, какую синтаксическую роль в предложении они играют.

5. Работа над темой урока.

*Работа в парах. (по одной паре у доски)

- Исправьте  речевые  недочеты, используя  личные местоимения.

 Сделайте  вывод:  Для чего  нужны  в речи  личные  местоимения.

1ряд. Задание:  замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

В воздухе  кружился  желтый  лист.  Лист  медленно  летел  к земле. (Он).

2 ряд. Задание:  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Ребята  отправляются  в поход   по родному  краю.  Ребята  соберут  много  интересных  материалов (Они)

3 ряд. Задание.  Замените  повторяющиеся  слова местоимениями.

Внизу  ласково  плескалось   море.  Море  манило  к себе (оно).

 - Выполните синтаксический разбор предложений. Какую синтаксическую роль играют личные местоимения?

Откройте стр. 133 в учебнике, прочитайте правило. Что вы узнали из него нового? Подтверждение каким своим выводам нашли?

*Письмо с комментированием у доски ,стр. 133 упр. 340 первое четверостишие.

*Шуточные вопросы.

1) В каком   местоимении  2  звука, но одна буква?

2) Какие  два  личных   местоимения  мешают  движению  по дорогам?   (ямы)

3) Сколько   личных  местоимений  в слове  семья?   (семь  я)

4) Первый  слог - личное местоимение, второй - звук, который  издает    лягушка. вместе  овощ (тыква)

5)Когда  руки  бывают  местоимениями?  (Когда они вы мы  ты)

6.Проверка усвоения знаний.

 ТЕСТ

1.      Обведи кружочком правильный ответ:

А) местоимение обозначает предмет;

Б) местоимение указывает на предмет;

В) местоимение называет предмет.

 2. Личные местоимения пишутся с предлогами:

   А) раздельно;

   Б) слитно.

 3. Личные местоимения изменяются по родам:

   А) в 1 лице;

   Б) во 2 лице;

   В) в   3 лице.

 4.  К личным местоимениям после предлога прибавляется буква   н

   А) в 1 лице;

   Б) во 2 лице;

   В) в   3 лице.

 5.В предложении местоимение является

   А) сказуемым, обстоятельством4

   Б) подлежащим и определением;

   В) подлежащим и дополнением.

 6. Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.

      Отпустил   . .    рыбку золотую и сказал   . .     ласковое слово.

     На    . . . .  старуха лишь взглянула, и с очей прогнать   . . .   велела.

7. Итог урока.

Какая цель стояла у нас на уроке? Достигли ли мы ее? Какие знания попутно применили?

8. Домашнее задание.

Стр.133 упражнение 339


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Краткосрочное планирование урока русского языка в 4 классе. Тема: «Синтаксическая роль глаголов в предложении »

Конспект урока русского языка ( 4 класс) демонстрирует внедрение ключевых идей 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня....

Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...

Конспект урока русского языка на тему: "Изменение личных местоимений по падежам" (4 класс УМК: "Школа России")

Предмет: Русский языкУМК: «Школа России»Класс: 4Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦель...