Урок русского языка " Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

мудренко елена валерьевна

урок русского языка,  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tri_skloneniya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

СЛОВО.

ЧАСТИ РЕЧИ .

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Урок : 15.11.2018

Тема:  Три склонения имён существительных( 4 класс)Учитель: Мудренко Е.В.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить уч-ся  со склонением имен существительных.

Задача урока: учить определять принадлежность имен существительных к определенному склонению.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь, запишите число, « Классная работа».

 

1.Вхождение в учебную деятельность.Знакомство с новым словарным словом.

У: Без беседы только беды, без беседы нет друзей.

     Очень скучно без беседы. Две буквы Е пиши скорей.

БЕСЕДА

У:  Дома вы узнали лексическое значение этого слова, подобрали однокоренные слова. Поделитесь информацией. См. презентацию.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

II. Формулирование проблемы.

 

1. Мы изучаем раздел: « СЛОВО» Части Речи. Имя существительное.

–Задайте  друг другу  вопросы по теме « Что  мы знаем об имени существительном?»см. свою карту памяти по теме.

_ -  См. учебник стр. 89,  ТЕМА урока : » ТРИ  склонения имен существительных»

– Сформулируйте вопросы, которые возникают после прочтения темы.

 ( Какие это три склонения, в

чём их различие?,  

2. Постановка проблемы.

Используется подводящий диалог.

-Как определить  склонение имени существительного?

-Проведем небольшое исследование.Наблюдаем  за  словами.Анализируем.Вывод.

               

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

1. Работа   с раздаточным материалом + учебник

Наблюдение за словоизменением существительных с однотипными окончаниями .

Вывод: У имён существительных женского и мужского рода могут быть одинаковые окончания в начальной форме, только по-разному распределяются.

2) Устно дети изменяют по падежам существительные женского рода страна, земля, вписывают окончания и сравнивают их.

Вывод: В одинаковых падежах а–я, ы–и, у–ю, ой–ёй – это варианты одного и того же окончания.

3) Сравнение падежных окончаний существительных женского и мужского рода с окончанием -а, -я в начальной форме.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., у которых в начальной форме

ж.р. и м.р.

-а, -я

одинаковые

падежные

окончания

Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями остальных групп имён существительных, записывают другие выводы, после чего делается обобщающий вывод: в русском языке три группы имён существительных, у которых однотипные окончания в одинаковых падежах.

– Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитайте про себя определение на с. 89

– Запишите название над группами.

      1-е скл.               2-е скл.                 3-е скл.

      ж.р. и м.р.             м.р.                       ж.р.

       -а, -я                     ср.р. -о, -ё             ь

2. Чтение вслух текста определения.

Беседа на понимание.

– Что значит «просклонять» слово? Просклоняйте слова:  площадь и площадка

– К какому склонению вы  отнесёте эти слова?

– Назовите признаки, по которым мы определяем склонение имён существительных. (Род и окончание в начальной форме.)

– Как вы понимаете значение слова однотипные? (Одинаковые, но могут быть выражены разными буквами, передающими одни и те же звуки, например, а/я, у/ю.)

– Почему у слов  разные окончания, хотя род и падеж один и тот же? (Они относятся к разным склонениям.)

3. Выведение алгоритма определения склонения.

– Как определить склонение? Что для этого нужно сделать? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род и окончание.) Например, о  площадке – н.ф.  площадка ж.р., окончание – а, следовательно, это существительное 1-го склонения; о площади  – н.ф.  площадь , ж.р., окончание –_нулевое , следовательно, это существительное 3-го скл.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 156 – развивается умение определять склонение имён существительных. Задание. Инструктаж учителя. Самостоятельная работа уч-ся.Проверка, доказательство.Самооценка по алгоритму.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

-Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Какие были сложности при выполнении упр-я?

-Какую новую   информацию по  теме урока  использовал при работе?

.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

-   Что такое склонение?

- Ответ  на вопрос  урока:  как определить  склонение имени существительного?

Приведите  свои примеры.

- Запишите опорные (ключевые) слова для определения склонения имён существительных. (И.п., ед.ч., род, окончание.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднение?

VI. Домашнее задание.

1. учебник стр. 89—90   отработать правило, подготовить памятку по теме.    

2.  Подготовить задания  для соседа, которые помогут ему научиться определять  склонения существительных.См. образец в учебнике стр. 89-90.

3. Посмотреть видеоурок по теме. Подготовить вопросы.

 © ООО «Баласс», 2014                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, "Три склонения имен существительных", 4 класс

Конспект урока по теме «Три склонения имён существительных», 4 класс, "Школа России", Л.Г. Рамзаева Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и п...

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка "Три склонения имени существительного"

Урок по системе Занкова ,автор  Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"

Три склонения имен существительных Тип урока: урок «открытие» новых знаний. Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, Задачи: Образовательные...

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...