Конспект урока по русскому языку "Три склонения имен существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Три склонения имен существительных

 

Тип урока: урок «открытие» новых знаний.

 

Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,

 

Задачи:

 

Образовательные: 

     дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,

     учить определению склонения имен существительных,

     определение места типов склонения имен существительных в грамматических   категориях части речи.

 

Развивающие:

     развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами;

     развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

 

Воспитывающие:

    привитие интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skloneniya_imen_sushch-h.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 4 классе

Три склонения

имен существительных

 

                                                               

                                                                   Учитель начальных классов:

Хренова О.Д.

Три склонения имен существительных

Тип урока: урок «открытие» новых знаний.

Цель. Дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,

Задачи:

Образовательные: 

     дать общее понятие о 3-х склонениях существительных,

     учить определению склонения имен существительных,

     определение места типов склонения имен существительных в грамматических   категориях части речи.

Развивающие:

     развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, при работе с текстами;

     развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

Воспитывающие:

    привитие интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.

Ход урока

1. Организационный момент. Рефлексия.

– Ребята, ответьте на вопрос. Зачем мы здесь?

- Взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов

2. Актуализация знаний.

- По какому плану мы будем работать?

(повторение пройденного, открытие новых знаний, закрепление пройденного)

- С чего начнём нашу работу? (Чистописание)

- Кто сегодня хочет загадать нам букву для чистописания?

(Эта буква обозначает согласный звук, всегда мягкий, глухой, непарный)

Чч Щщ чк чн рщ щн ча-ща чу-щу

- Назовите соединения.

- Запишите буквы и пропишите правильно соединения.

3. Повторение пройденного

- Посмотрите на доску, прочитайте.

- Что заметили? (на доске текст без знаков препинания)

Кончилось в..сёлое лето пришла ненас…ная поз…няя ос..нь п..дул х..лодный вет..р и с..рвал листья (с ) д…ревьев.

- Спишите, расставив знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте, что получилось.

- Почему именно здесь вы поставили точки? Что знаете о предложении?

- Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

- Какие буквы вставили вместо пропусков, почему?

- Вспомните какую тему мы изучали на прошлых уроках. (имя существительное)

- Вспомните всё, что мы знаем об имени существительном.

4. Игра «Узнай падеж»

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)

- Форма какого падежа является начальной?

- Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п)

- Вопрос кому? (Д.п.)

-  Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)

- Вспомогательное слово нет (Р.п.)

- Предлоги к, по (Д.п.)

- Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)

- Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)

- Вопрос что? (И.п. и В.п)

- Предлоги о, об (П.п)

Вывод:

- Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.

- Давайте отдохнём (упражнения для активизации мыслительной деятельности «Шапка для размышлений», «Ленивые восьмёрки» и т,д,

5. Открытие нового знания. Постановка проблемы.

- Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.

- Прочитайте предложение

Книги учат нас смелости_и дружбе. (написано на доске)

- Определите у существительных род, падеж, число.

- Как вы думаете почему в одном и том же падеже, роде и числе окончания разные?

- От чего же зависит правописание гласной в окончании?

6. Решение проблемы. Объяснение нового.

1). Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.

Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.

На каждом ряду мы организуем группу.

2). Работа в группах

1. Просклоняйте имена существительные

2. Выделите окончания

3. Определите род имен существительных

- Сравните окончания имен существительных.

- В чем сходство в чем различие.

1 группа

Склоняют существительные ДЯДЯ, ТЁТЯ, ПЧЕЛА

- Проверка по эталону.

- Какого рода существительное вам досталось

- Какие окончания они имеют в И.п.

- Вы сравнили окончания в различных падежах? Что заметили?

- Какой же вывод мы можем сделать.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

2 группа

Склоняют существительные ОКНО, ПОЛЕ, ОГОНЬ

Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах

3 группа

Склоняют существительные печь степь

Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания.

- Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания. (Дети делают вывод.) На доске получилась таблица. Дети читают вывод по учебнику.

- Вернёмся к предложению на доске.

Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?

/ Они относятся к разным склонениям/.

7. Закрепление нового материала

1) Работа по таблице

2) Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?

- Склонение – это постоянный или непостоянный признак?

- Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное? Давайте составим алгоритм.

3) Алгоритм

- Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?

- Поставьте карточки в нужной последовательности (карточки на доске в произвольном порядке.

|окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|

(ответы детей)

|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|

4) – Определи склонение существительных.

ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ

МЫСЛЬ ГРУСТЬ

- Докажи правильность ответа

5) Работа в паре

- Запишите по 3 слова каждого склонения

- Прочитать слова 1склонение, 2 склонение, 3 склонение

8. Итог урока

– Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете?

- Какие существительные относятся к 1 склонению, 2склонению, 3 склонению?

- Как определить склонение существительного?

9. Рефлексия

- Доволен ли ты своей работой? Чем?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Конспект урока по русскому языку «Склонение имен существительных» 3 класс

урок русского языка в 3 классе программа Школа России...

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных"...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...