Урок русского языка в 4 классе "Личные формы глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Есипова Елена Валерьевна

Тема: «Личные формы глаголов»     

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» через решение проектной задачи

Задачи:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета;

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его,.

Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-проводить анализ и синтез объектов;

Предметные:

-ознакомление с понятием «Личные формы глагола»;

-ознакомление со способом образования личных форм глагола;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esipova_urok_russkogo_yazyka_lichnye_formy.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная   школа №2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан  

Урок русского языка

4 класс

Тема: «Личные формы глагола»

 .

 

        Разработала и провела

                                                                учитель начальных классов

                                                                Е.В. Есипова

г. Лениногорск, 2019

Тема: «Личные формы глаголов»        

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» через решение проектной задачи

Тип задачи:   предметная диагностическая по теме «Личные формы глагола».

Цель:  формирование коммуникативных компетентностей

Задачи: 1. Усвоение детьми личных форм глаголов  и их роли в языке.

              2. Предъявление и оценка образовательных результатов.

Планируемый  результат:

    Сформированность навыков работы в группе  (распределение обязанностей,  умение договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относиться).

Способ и формат оценивания результатов работы:

     Наблюдение за взаимодействием учащихся в группе во время решения проектной задачи (экспертный лист «Сформированность метапредметных образовательных результатов у участников группы»

Замысел проектной задачи:

     Задача построена на сравнении языка жителей незнакомого острова, открытого научной экспедицией, с русским языком. Язык аборигенов чем-то напоминает русский, однако имеет и ряд отличий. Это понятно из текста их письма. Задача учащихся — установить контакт с местными жителями, так как среди ученых экспедиции не нашлось специалиста по языкам (лингвиста). Для этого детям предложено выполнить несколько последовательных заданий, выяснить, каким нескладным мог бы быть язык без  форм глаголов , оценить и усовершенствовать свои знания и умения по этой теме.

    Во время решения  проектной задачи дети узнают   лексическое значение слов географ, этнограф, зоолог, картограф, лингвист.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, карточки со словами.

Ход урока:

1.Организационный  момент

Проверка готовности к уроку. Проговаривание девиза урока хором.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Только тех, кто любит труд

Впереди успехи ждут!

2. Минутка чистописания.

- Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).

- Можно наш класс назвать дружной семьёй? (обращаю внимание на проектные работы)

Словарный диктант:

Недоумевать, аллея, ненавидеть, невзлюбить, неволить, негодовать, пассажир, камыш, свобода, железо, искусство, аппетит

(взаимопроверка со слайда, критерии, оценивание)

3. Актуализация знаний

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. Театрализация.

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

На "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета. Люди строят здания.

Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ» (работа в паре)

_Что мы знаем о глаголе?

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о глаголе? Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 1)

Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО

- Что это за часть речи? (личные местоимения)

- Молодцы.

4.Изучение нового материала. Проблемная ситуация

смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 2)

- К данным глаголам поставьте подходящее местоимение и запишите. Со всеми ли глаголами у вас получилось выполнить эту работу?

- А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (смотрю, помогают, выполняешь)

- Какие глаголы на это не указывают? (смотреть, помогать, выполнять).

- В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

- При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).

- Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов).

- Подумайте,  как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)

- В какой же форме стоят глаголы первой группы? (в личной)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 3)

- Чему мы будем учиться?

- Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.

- Сделаем вывод: (Слайд 4)

Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.

Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.

- Проверьте друг друга, оцените соседа. (Слайд 5)

Физминутка (Слайд 6)

Приседаем столько раз, сколько глаголов видим сейчас

Утром мы посмотрели интересный фильм.

В центре города стоит памятник великому поэту, о котором нам рассказывал экскурсовод.

Глагол услышишь - ногами топай, местоимение – в ладоши хлопай.

Они, сушиться, мы, ты, моюсь, вы, купаться, я, он, дружим, смеётесь, узнали, он 

5. Закрепление изученного материала. РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

Описание проектной задачи 1.  Видео обращение

   - Здравствуйте! Мы ведем свой репортаж с борта исследовательского корабля, который бросил якорь вблизи неизвестного острова в океане Великий. На борту корабля собрались ученые: географы и этнографы, зоологи и картографы.

  - Чем занимаются люди этих профессий?

(Географ – специалист, изучающий поверхность Земли с ее природными условиями. Этнограф — специалист, изучающий особенности быта, культуру какого-либо народа. Зоолог – специалист, изучающий животных. Картограф – специалист по составлению карт местности.).

  - Остров оказался обитаемым! Мы видим множество людей, собравшихся на берегу. Похоже, что это представители каких-то полудиких племен. Но почему же ученые не высаживаются на берег?

   Дело в том, что туземцы ведут себя несколько недружелюбно. Они кричат, топают ногами и размахивают копьями. Никто из членов экспедиции пока не решается познакомиться с ними поближе. Как же объяснить этим людям, что ученые пришли с миром?

   Но что это? Туземцы вооружились луками и стрелами. Они натягивают тетиву луков, стрелы летят в сторону нашего корабля и... и втыкаются прямо в борт! Одна стрела упала в воду. Боцман замечает, что к стрелам прикреплены какие-то свертки. Юнга доставляет стрелы со свертками на палубу. Это письма! Что ж, посмотрим...

Привет из племени Тумба-юмба!

В нашем племени жить самые ловкие и смелые островитяне. Мы славиться самыми  удачливыми охотниками и умелыми  земледельцами . У нас возводить самые уютные дома. В нашем племени быть очень веселые праздники. Мы готовить  вкусную еду.  Наш вождь приглашать  вас к нам на обед.

- Вот это да! Письма требуют срочного тщательного анализа профессионалов. Однако все члены экспедиции заняты. Они решились сойти на берег, и теперь географы осматривают окрестности, картографы зарисовывают план местности, зоологи фотографируют прибрежных птиц, этнографы пытаются определить по внешним признакам национальную принадлежность островитян. К сожалению, из присутствующих ученых нет ни одного переводчика или лингвиста.  (Лингвист — специалист, изучающий особенности языков.). Однако благодаря спутниковой связи письма островитян в эфире. Экипаж корабля обращается к вам с просьбой дать комментарии к этим записям...(надо изменить начальную форму глагола на личную форму)

  - Что ж, дорогие друзья, как видите, от вас зависит судьба научной экспедиции. Кроме того, это очень интересно — изучать другие языки и знакомиться с новыми людьми! Итак, ваша задача — установить контакт с жителями острова. (групповая работа)

Описание проектной задачи 2 (групповая работа)

Жители племени никак не могут договориться, кто какую работу выполняет. Помогите соединить глагол с подходящим местоимением.

пеку        чистят

охотишься        ловишь

собираете        выращиваете

перчим        накрываю

добывает        наливаю

солишь        варим

я        мы

ты        вы

он        она

они        

6. Демонстрация продуктов (выступление участников групп).

7 . Рефлексия.                                                                                                                                             - Вы сегодня проделали серьёзную  работу.  Как вы считаете, достигли мы целей, которые ставили в начале урока.                                                                                       - Ребята, оцените  свою работу  на уроке (на листках записывают  самооценку)

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.                                                                0       1      2      3      4      5                                                  

 2) Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.                               0       1      2      3      4      5                                                  

  3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).                                                                                                                          0       1      2      3      4      5                                                  

  4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.                                                  0       1      2      3      4      5                                                  

 5) Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи.)     Да       Нет

Почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________     

8.  Итог урока. - Мне хотелось бы услышать ваши впечатления от урока. Что получилось на уроке?                                                                    

9. Домашняя работа. Придумать маленькую сказку с 5 личными глаголами; составить карту понятий на тему «Глагол»

Приложение

Задание 1.

 Внимательно прочитайте сообщение островитян и укажите особенности  туземского языка.

Задание 2.         

Переведите на наш язык данное сообщение. Запишите это сообщение.

Привет из племени  Тумба-юмба!

В нашем племени жить самые ловкие и смелые островитяне. Мы славиться самыми  удачливыми охотниками и умелыми  земледельцами. У нас возводить самые уютные дома. В нашем племени быть очень веселые праздники. Мы готовить  вкусную еду.  Наш вождь приглашать  вас к нам на обед.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

пеку

чистят

охотишься

ловишь

собираете

выращиваете

перчим

накрываю

добывает

наливаю

солишь

варим

я

мы

ты

вы

он

она

они

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Географ – специалист, изучающий поверхность

Земли с ее природными условиями.

Этнограф — специалист, изучающий особенности быта, культуру какого-либо народа.

Зоолог – специалист, изучающий животных.

Картограф – специалист по составлению карт местности.

Лингвист — специалист, изучающий особенности языков.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Географ – специалист, изучающий поверхность

Земли с ее природными условиями.

Этнограф — специалист, изучающий особенности быта, культуру какого-либо народа.

Зоолог – специалист, изучающий животных.

Картограф – специалист по составлению карт местности.

Лингвист — специалист, изучающий особенности языков.

Журнал                              

______________________________________________________________________________________________________________________

1.Минутка чистописания

2. Словарный диктант

Самооценка                                   

3. К данным глаголам поставьте подходящее местоимение и запишите.

смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь.

4. Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы.

Критерии оценивания:

Верно разобрал 3 глагола «5»

Верно разобрал 2 глагола «4»

Верно разобрал 1 глагол «3»

Взаимооценка

5. Групповая работа

Внимательно прочитайте сообщение островитян и укажите особенности  туземского  языка.        

Переведите на наш язык данное сообщение. Запишите это сообщение.

Критерии оценивания:

Нашёл  6 глаголов «5»

Нашёл 5 глаголов «4»

Нашёл 3-4 глагола «3»

Самооценка

6. Домашняя Придумать маленькую сказку с 5 личными глаголами.    Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Подробный план-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица". К конспекту прилагается красочная презентация с музыкальной физмин...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в неопределённой форме и в форме 3 лица. В красочную презентацию включены музыкальная физминутка и тест....

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка «Начальная (неопределенная) форма глагола» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые результаты:·...