Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Семайкина Наталия Николаевна

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»

            2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

            3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_razdelitelnyy_znak.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Заборьевская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка

2 класс

Тема: Разделительный ь.

         Правописание слов с разделительным ь.

 

Составитель: Семайкина Н. Н.

учитель начальных классов

первой категории

г. Домодедово 2018

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»

            2) Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.

            3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.                                    

Оборудование: карточки для исследовательской работы,  таблица-схема, тесты

                                                 Ход урока

I.Мотивационный этап

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

 

5   3

  • Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

Чистописание.

Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

  • Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

  • Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала)
  •  Запишите по образцу…
  • Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

II. Актуализация знаний

  • Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы
  • ( она не обозначает звука)
  • Какую работу выполняет в русском  языке буква мягкий знак?
  •  Указывает на мягкость предшествующего согласного
  • Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.

Словарная работа

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.                                      

К…ньки, т...традь, учит…ль, м…рковь, п...льто, м…дведь.

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

 Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите  слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

- На какие 2 группы можно разделить?

 (1.Одушевленные, неодушевленные,

 2.слова с  ь знаком  в конце, в середине).

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?  

  • (Указывает на мягкость предшествующего согласного

Значит, где пишется ь знак-показатель мягкости?) слайд

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?  

 -Тогда за работу!                                                                                              

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

  1. Создание проблемной ситуации. (групповая работа).

Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)

                 - разделите данные слова  на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?

Деньки вьюга, коньки, ружье, листья, пеньки, воробьи

(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости.  Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!

             2) Постановка проблемного вопроса.  

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

 Сформулируйте проблему ?

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

Тема: Разделительный ь знак.

– Составим план урока.

1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?

2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность

ΙV. Открытие новых знаний.

Наша цель выяснить роль мягкого знака в  словах, для чего он необходим.

1.Наблюдение над словами

слайд

– Прочитайте пары слов:

– Чем они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются одной буквой и значением.)

Прочитайте слова 2 столбика, послушайте как они звучат.

Что заметили? (слова как-будто разделились на 2 части)

 Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?                                                                                                              

 (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) . 

2.Звуко-буквенный анализ

Сравните написание и произношение первой пары слов.

-Какой буквой они различаются? (ь)

-Сколько букв и звуков в слове полю, а в слове полью?

-Какой звук мы слышим в словах после (л,)? (й)

-А за какой буквой «прячется» этот звук? (глас)

Сделайте вывод: для чего нужен разделит.ь знак в словах, на что он указывает?

Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).

Вывод

Разд.ь.знак разделяет буквы гласных и буквы согласных) . 

Разд.ь знак нужен, чтобы показать, что за согл. Произносится звук (й).

- Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

3. Наблюдение над написанием ь в словах. Работа в группах.

я предлагаю вам провести исследовательскую работу в группах.

-Какие правила работы в группе вы должны помнить?

  • Помогать друг другу                                                                                            
  • Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом
  • Говорить тихим голосом
  • Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • Отвечать за успехи каждого  
  • Умей слушать других.                                                                                                                                                                         

Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать  правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

         Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями.

            Деревья, белье, ульи, ночью, веселье.

     а) прочитай слова

     б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;  

     в) букву, которая написана после ь знака - подчеркни двумя линиями;

     г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

составление опоры: Разделительный мягкий знак  пишется после_____________, перед гласными___________)        

             4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.          

Итак, что получилось? .                                                                            Слайд.

- Что дала проверка?

-  Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется раздел.ь.знак.

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я.

   Проверим наше открытие.

 

3. Работа с правилом.

Чтение правила в рамке после упр. 200.

Сравните свои выводы и правило. Примеры из упр-я.

– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем?

-О каком звуке предупр-т разд.ь знак? (й)

- А за  какими буквами прячется этот звук?

- Как подчеркиваем?

Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный ь и в каких случаях он пишется?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

Совместная выработка алгоритма по применению правила в беседе.

– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать? (Послушать слово)

– Прочитайте алгоритм, который дан в рамке учебника перед упр. 201.

( развивается умение определять на слух звук [й'] в словах и определять его место.

Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.)

V. Первичное закрепление

Запишите слова во мн. числе

Соловей- соловьи

Воробей- воробьи

Дерево- деревья

Брат- братья

Стул- стулья

- Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте орфограмму. Что подчеркиваем одной чертой? Что двумя? Почему? (глас. Обозн. 2 звука)

Устно составьте предложение с любым словом

Физминутка

Игра  «Будьте внимательны»

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья,  семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.

- Молодцы, вы были внимательны .

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

2. Работа в паре. Попробуем проверить себя: стал ли сегодня  разделительный   мягкий   знак  нашим хорошим другом.

день

 

показатель мягкости

 

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

разделительный

колосья

зорька

стоять

- Разделите слова на две группы в зависимости от роли мягкого знака в них (соедините стрелками с верной записью). Назовите слова с мягким знаком - показателем мягкости согласных на письме. Где в слове пишется мягкий знак? Проверьте (по щелчку мыши).

Назовите слова с разделительным мягким знаком. Где в слове пишется эта буква? Проверьте (по щелчку мыши).

VII. Сам. работа с самопроверкой

Тест.

Проверка по эталону.

Самооценка.

VIII. Итог урока.

Рефлексия

- Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

- Что узнали нового о Ь знаке?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль  разд.ь

-Что было легко? Что было трудно?

- Какое задание было самым интересным?

- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Выразите цветом на полях в тетради свою работу на уроке.

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – квадрат зеленого цвета.

- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - квадратом желтый цвета.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – квадрат красного цвета.

-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Я думаю, что каждый из вас внес  посильный вклад в общее дело. В группах сохранилось единство и хорошие отношения.     Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен.                                                                                      Спасибо за совместную работу.    

IX. Домашнее задание

         1. Сложный уровень

- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке и может выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинить сказку о путешествии разд.мягкого знака.

2. Средний уровень

- Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов с разд.ь знаком

3. Базисный уровень

- Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет упр.203.

- Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

«Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь»Цель деятельности учителя:продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции – посл...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

ФоДанная разработка представлена для формирования у обучающихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком....