Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Монгуш Инесса Шуновна

ФоДанная разработка представлена для формирования у обучающихся навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

2 класс

Тема: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

 

 Предметные цели:

Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким     знаком.

Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.

Формирование УУД.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

Коммуникативные:

Осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

Работать в группах, в парах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи;

Уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

Находить и исправлять собственные ошибки;

Личностные:

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

Применять правила делового сотрудничества;

Воспитывать любовь к семье, уважительные отношения в семье,

Планируемые результаты:

Правильное написание слов с разделительным мягким знаком.

Уметь различать в словах разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

Уметь объяснять написание разделительного мягкого знака в словах, предложениях.

Уметь составлять рассказ по картинке.

План урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Итак, вперёд, за новыми знаниями, узнавать неизвестное.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Но прежде чем узнавать новое, давайте повторим, что мы уже знаем.

- Прочитайте слова :

 Конь, пень, соль, деревья, альбом.

 - Что можете сказать о них?

- Во всех словах пишется мягкий знак.

- Какую роль играет мягкий знак в словах?

- Он не обозначает звука и указывает на мягкость предыдущего согласного звука.

 - Подумайте и назовите лишнее слово.

- Деревья

- Почему?

- Потому что в слове деревья есть разделительный  ь.

- А если убрать разделительный ь , какое слово получится?

- ДЕРЕВЯ

- Сделайте вывод о работе разделительного  ь.

 (Разделительный Ь, указывает на звук [й'], разделяет согл от гласного).

- Назовите тему нашего урока. (Разделительный Ь).

 

А сейчас я вам предлагаю выполнить задание на пробное действие в группах:

 (Групповая работа)

Прочитайте слова, вставьте, где нужно разделительный ь:

В_ЮГА, ЧИТА_ЕТ, ДРУЗ_Я, ДУМА_ ЮТ.

- Обоснуйте свой ответ с помощью правила.

- Проверьте по образцу.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель предъявляет образец:

ВЬЮГА, ЧИТАЕТ, ДРУЗЬЯ , ДУМАЮТ

Сравниваем с ответами детей, делаем вывод:

Если будут ошибки у нескольких групп, или разные ответы

Если выполнят правильно

- Какое задание мы выполняли?

- Какое затруднение у нас возникло? - Почему вы не смогли определить, где пишется Ь?

- Какое задание выполняли?

- Объясните с помощью правила, почему в одних словах написали букву Ь, а в других нет? Везде слышится звук [й'] .

Самооценивание  по лестнице Успеха.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие цели поставите?

(Узнать, когда нужно писать разделительный Ь. Научиться писать слова с разделительным Ь).

- Прежде чем научиться писать слова с разделительным Ь, мы научимся читать слоги с разделительным Ь и без.

ВЯ                             ВЬЯ

ЛЮ                           ЛЬЮ

НЕ                            НЬЕ

МЁ                           МЬЁ

БИ                            БЬИ

Работа над произношением.

- Сделайте вывод.

Физминутка.

-  Мы с вами проведём расследование, как настоящие детективы. Подойдём к решению проблемы логически. Сначала каждая пара выполнит задание, а потом мы сделаем общий вывод

5. Реализация построенного проекта:

Прочитайте слова. Послушайте, есть ли звук [й'] ?

Какая буква на него указывает, предупреждает?

Понаблюдайте и сделайте вывод, между какими буквами пишется разделительный Ь.

(Работа в парах. Задание на листочках, там же делают вывод):

СОЛОВЬИ

ПЕРЬЯ

ВЬЮГА

СТУЛЬЯ

ЛЬЁТ

ВЫВОД правила :

Разделительный мягкий знак пишется после ______________ букв перед ___________________________________________________________ .

Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Итак, какое правило, мы с вами вывели? Прочитайте хором.

Разделительный мягкий знак пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, и, я.

Работа с карточкой помощницей. Дополните слова на карточке, так чтобы получилось правило.

Повернитесь друг к другу лицом и расскажите правило друг другу по очереди.

Самооценивание  по лестнице Успеха.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Создание алгоритма действий:

Проверим, как работает наше правило. Какие действия будешь выполнять?

СОЛОВЬИ

ПЕРЬЯ

ВЬЮГА

СТУЛЬЯ

ЛЬЁТ

– Какие условия для написания разделительного ь мы открыли?

(Наличие звука [й'] после согласного и положение между буквами согласных и гласных е, ё, ю, я, и.)

– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать слово? Давайте составим алгоритм наших действий по правилу:

АЛГОРИТМ

  1. _______________ слово.
  2. Определю место звука _______.
  3. Произносится после согл. перед гласн.?

https://doc4web.ru/uploads/files/13/12797/hello_html_m31963839.gifhttps://doc4web.ru/uploads/files/13/12797/hello_html_m6dae7b6f.gif

ДА                 НЕТ

https://doc4web.ru/uploads/files/13/12797/hello_html_4641c3ba.gifhttps://doc4web.ru/uploads/files/13/12797/hello_html_4641c3ba.gif

______          _______

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний.

 Работа в тетрадях.

Минута чистописания.

Учебник стр 33 упр. 54

Самооценивание  по лестнице Успеха.

8. Развитие речи.

Ребус Семья.

 Работа по картине Семья.

Составление рассказа по картине.

Самооценивание  по лестнице Успеха.

Самооценивание  по лестнице Успеха.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Напомните тему урока.

- Какую цель ставили?

- Какое новое правило сформулировали?

- По какому алгоритму будете действовать?

- Оцените свою деятельность на уроке на доске объявлений. Приклейте стикер на то объявление, которое характеризует ваш результат на уроке:

  1. Я не понял правило написания Ь в словах. Помогите!
  2. Ура! Я понял правило написания Ь в словах и могу работать по алгоритму!
  3. Я понял правило написания Ь в словах и могу объяснить другим. Обращайтесь ко мне за помощью!

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

«Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь» (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов)

laquo;Обозначение звука [й`]с помощью разделительного Ь, письмо слов с разделительным Ь»Цель деятельности учителя:продолжить изучение способа обозначения звука [ й' ] в позиции – посл...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...