Урок русского языка в 3 классе по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Меньшикова  Светлана Николаевна

Цель: формировать представление о различиях между звуком и буквой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

   Урок русского языка в 3 классе по теме: «Звуки и буквы. Гласные звуки»

Цель: формировать представление о различиях между звуком и буквой.

                                          Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинаем урок
В этот утренний час.
Нас открытия ждут,
Вы готовы сейчас?

Расскажу я вам рецепт
Крепких знаний и побед.
Будь серьезен на уроке и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.

  1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте однокоренные слова каждой группы. Назовите корень.

-Назовите лишние сова в каждой группе. Докажите. (Гусеница, водитель, быстрый, ножка)

            - Какие слова называются однокоренными? Расскажите  правило.

  1. Актуализация знаний.
  1.  Индивидуальная работа.

(У доски работают два ученика.

-Спишите. Найдите в каждой строчке однокоренные слова, выделите в них корень.

Карточка 1.

  1. Белка, белый, белить
  2. Вода, водяной, водить
  3. Лист, лиса, лисёнок
  4. Лось, лоскут, лосёнок
  5. Горный, горка, городок
  6. Пёс, песочный, песок.

Карточка 2.

  1. Моряки, морские, моржи.
  2. Корень, корневой, коржи
  3. Холод, холмик, холодок
  4. Носик, носит, носок.
  5. Семя, семечко, семья
  6. Вдруг, подруга, друзья.
  1. Коллективная работа

- Составьте и запишите небольшой рассказ на тему «Рыбалка», используя опорные слова. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.

       Мальчики, озеро, рыбачить закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы, рыбалка, удачная.

  1. Игр «Как зовут мастера?»

-От названия предметов образуйте названия  профессий, запишите. Выделите в них корень

     Рыба-…., баян-……, груз-…., трактор-…, кран-…, стол-…, машина-…,

(Проверка)

  1. Самоопределение к деятельности.

(На доске записаны буквы)

Е,А,О,Я,Ё,Ю,У,Э

-  На какие группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)

-Назовите буквы, которые обозначают один звук.

-Какие это звуки?(гласные)

- Назовите буквы, которые  могут обозначать два звука.

- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

-Сформулируйте тему урока.

  1. Работа  по теме  урока.
  1. Слово учителя.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим, и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков 42.

  Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква Б обозначает сразу четыре звука: буря –[б ], битва[ б '], хлеб-[ п ], дробь- [п'].

    А ведь есть ещё неразлучные звуки  [й'а], [й'у], [й'о], [й'е], которые обозначаются соответственно буквами я, ю,ё,е. каждая из этих букв может одновременно обозначать 2 звука!

- А теперь задание. Напишите сначала все звуки, потом все буквы.

- Сколько несоответствий вы нашли между буквами и звуками?

- Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные.

Правильно, безнадёжное дело, так как  и для твердых и для мягких         звуков, буквы одинаковые, например звуки  [т']. [т] обозначаются букой Т.

        Вы представляете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

урок русского языка 1 класс по теме "Звуки. буквы"

Данный крок проведён в 1 классе по теме "Звуки и буквы", программа "Щкола России"...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Методическая разработка урока русского языка_Обобщение знаний по теме_Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Данная работа представляет собой методическую разработку урока по теме «Обобщение знаний по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Урок направлен на решение следующих задач: проверка ...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...