Урок русского языка во 2 классе "Правописание имен собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Яковлева Любовь Сергеевна

Урок отнесен к разделу "Преподавание в начальной школе". Разработка урока русского языка "Правописание имен собственных" для 2 класса по программе "Школа 2100", с использованием информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание имен собственных.

Цель: обобщить  знания учащихся о правописании заглавной буквы в именах собственных.

 Задачи:

  • углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.
  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
  • Воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; любовь к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных.

 Оборудование и материалы:

 компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  презентация ,раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Пусть на плечи ложатся заботы,

Но не будем мы унывать.

С понедельника и до субботы

Будем знания добывать.

II. Постановка задач урока.

 - Сегодня мы отправимся в путешествие.

Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 3-4)

 

 - Попробуйте назвать тему нашего урока

 (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 5)

 Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):

 уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,

 закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных,

iii. Словарная работа.

1) - Отгадайте загадки, запишите словарные слова.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

 Я весь день ловлю жуков,

 Ем букашек, червяков.

 Зимовать не улетаю,

 Под карнизом обитаю.  (Воробей.)

 Окраской - сероватая,

 Повадкой – вороватая,

 Крикунья хрипловатая,

 Известная персона.

 Кто она?  (Ворона.)

 Вертится, стрекочет,

 Весь день хлопочет.  (Сорока.)

У косого нет берлоги,

 Не нужна ему нора.

 От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора. (Заяц.)

Проживает во дворе,

В личном доме-конуре,

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.(Собака)

  Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.( Корова)

Слова: воробей, ворона, сорока, собака, корова, заяц. (Проверка. Слайд 6)

На какие группы можно разделить , записанные слова? (птицы, животные)

Птицы зимой часто голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

(Можно сделать кормушки для птиц и подкармливать их)(Слайд 7)

Составьте несколько предложений по картине.(УСТНО)

2)Образуйте от названий птиц фамилии, а животным дайте клички.(Слайд 8)

Воробьев, Воронов, Сорокин, Буренка, Беляк, Рекс.

Клички животных.

 - В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 9)

- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.

Игра «Путаница»

А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду)

кошка             Жучка

собака            Мурка

корова            Горлач

конь                Буренка

петух                      Ветерок

Почему этим животным дали такие клички?

(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.

Петух громко кричит, поэтому Горлач.

Кошка громко мурлычет – Мурка.

Буренка – бурого цвета)

- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.

 1 ряд. Задорно лает …               Барбос

 2 ряд. Жалобно мяукает …      Пушок        

 3 ряд. На дворе мычит …         Белянка

 Проверка работы.

3)Как  называются следующие выражения? (Слайд 10)

Значение каких выражений можете объяснить?

Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть, или удивить.

Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать.

Сорока на хвосте принесла - неизвестно откуда узнал что-либо.

Сороку считают воровкой, болтуньей, вот на нее и сваливают.

Как собака на сене - сама не ест и другим не дает.

О  человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не позволяет.

4)Какое еще задание можно выполнить со словарными словами?

Подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.

Корова, коровушка, коровье, коровник.

 

!V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».

1)На какие две группы можно разделить имена существительные?

( Собственные и нарицательные)

Как их будем отличать на письме?

Приведите свои примеры.

2)Проблемный вопрос (Слайд 11). 

Коллективная работа (устно).

Какой вопрос беспокоит НЕЗНАЙКУ?

- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а  различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.

(Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля, пушок, Пушок.)(Слайд 12)

 - Чем ещё различаются слова? (Значением.)

 - Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?

 (Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

 - Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

  ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 13)

Следим за мерцающим деревом, при мигании моргаем глазками вместе с солнышком.

3). Работа в парах.

 – На ваших столах лежат карточки.

 Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам.

-А теперь проверим.

  - Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)

 Хороши груши в корзине у Груши.

У моей подружки Розы замечательные розы.

  4) «Есть ли среди девочек тёзки?»

   - Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.

 - Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)

 - Кто такие тёзки? (Одинаковое с кем-нибудь имя)

- Есть ли у нас в классе тёзки?

 - Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)

ФИЗМИНУТКА

 - Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».      

       

         В  первом  классе  восемь Тань –

         Это  прямо наказанье!

         Ведь у них,  куда  не глянь,

         Всюду – Таня, Таня, Таня!

         Если  скажут «Таня  встань!»

         Встанут  сразу  восемь Тань.

         А  ведь  можно  очень  просто

         Разобраться  в новичках…

 - А как вы  думаете, как  можно разобраться в  новичках?  

  5) Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.(Слайд 14)

Что  видите?(Слова)

А можно из них составить предложение?

 - Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах  заглавную букву.

Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят

 - Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Дети любят  сказки Александра Сергеевича Пушкина.

 

6)Большая буква в географических названиях.

 - Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?(Слайд 15)

 - Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.

 Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Саратове). Наш лицей находится на улице (Одесской)

 

V. Проверка знаний, умений и навыков.  

Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».

Результаты выполненной работы проверим.(Слайд 16).

  VI. Обобщение.(Слайд 17)

 - Какие слова относят к именам собственным?

Имена собственные (схема):

 имена

 отчества

 фамилии

 клички животных

 названия городов, стран, улиц, рек

 - Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.109

 

VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 18)

Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.

 - Что интересного вы  узнали об именах?

 - Чем запомнился сегодняшний урок?

 Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

 узнал,у меня получилось, меня удивило, было трудно, было интересно, теперь я умею…

 

  IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

 Задание по выбору:

Записать названия улиц нашего города.

 Сочинить сказку о волшебнике Чародее. ( Дидактический материал, с.74, упр.163)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект отрытого урока. Русский язык. 1 класс. "Имена собственные. Слова отвечающие на вопрос кто? и что?"

Данный конспект урока преднаначен для проведения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока составлен в соответствии с ФГОС второго поколения.  Форма урока -  цирковое...

Открытый урок русского языка по теме "Имена собственные"

Открытый урок в 1 классе по учебнику М.С.Соловейчик...

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка. Тема: «Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных» (3 класс)

Тема: Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных.Цели деятельности учителя: закрепление умений определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном.Планируемые ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Связь имени прилагательного с именем существительным" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представления о способе связи имени прилагательного с именем существительным.Задачи урокаДидактические:Сформировать умени...