Конспект урока : "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. "
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пистун Оксана Александровна

Планируемые результаты (предметные): Выделять звук [ц] из слов, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквами Ц, ц; распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой; называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); читать стихотворные тексты; выполнять задания к текстам.

Регулятивные: формулировать учебную задачу под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания; логические – характеризовать звук [ц], букву Ц.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvyordyy_soglasnyy_zvuk_ts_bukvy_ts_ts_pistun_o.a.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

21.12.2018                   Технологическая карта.  Подготовила Пистун Оксана Александровна

Тема урока

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. ( с 50-52)

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ц], буквами Ц, ц; развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделять звук [ц] из слов, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквами Ц, ц; распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой; называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); читать стихотворные тексты; выполнять задания к текстам

Личностные результаты

Проявлять уважение к людям труда, интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулировать учебную задачу под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

 логические – характеризовать звук [ц], букву Ц.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Ц, ц; звук [ц ]; буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц); слого-звуковой анализ слова; стихотворный текст

Образовательные ресурсы

Презентация

Ход урока

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальная работа

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

 Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, приветливым лицам.

-  Улыбка – творит чудеса и поднимает настроение. Повернитесь и подарите улыбки друг другу, гостям. Вижу, что настроение у вас радостное, бодрое! Тогда  за работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний.

Хорошее настроение можно дарить и с помощью речи.

- Зачем нужна речь? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)

 - На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

- Из чего состоят слоги? (Слова состоят из звуков).

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

-Как звуки обозначаются на письме? (буквами)

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

-Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).

- А с какой буквой мы познакомились с вами на прошлом уроке? (буква ю)

-Что мы о ней узнали? (буква ю хитрая и даёт два звука, когда стоит в начале слова и после гласной, и после Ъ и Ь знака)

II. Постановка учебной задачи

СЛАЙД 2

-Сегодня я вам предлагаю познакомиться с новой буквой, а с какой ?

-Посмотрите отрывок мульт-фильма. Вспомните название.

( Цветик-семицветик)

-Что выросло на клумбе? (цветок)

- Какой новый звук встречается в этом слове? (Ц)

Кто может назвать тему нашего урока?    (Буква «Ц»).                                                                                                           - Давайте поставим перед собой цели и задачи сегодняшнего урока. - Познакомиться…. с новой буквой.                                                                                                                - Узнать какие звуки….. она обозначает.                                                                                                                 - Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.

– Познакомиться со звуком [ц] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой

Формулируют вместе с учителем учебную задачу

III. Речевая разминка 

(Слайд 3)

II. Речевая разминка.

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Мы сейчас познакомимся со скороговоркой:  

Купили каракатице кружевное платьице.

Ходит каракатица, хвастается платьицем.

– Проговорим вместе, запомним ее.

– Теперь проговорим друг другу в паре.

–  Какой звук помогает нам отработать  эта скороговорка?  (Звук [ц])

1. Развитие речи обучающихся.  Работа со скороговоркой

Читают скороговорку сначала медленно, потом быстро. Интонационно выделяя каждое слово голосом

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Слого-звуковой анализ слова

2.Работа в паре

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

– Ребята, у нас на клумбе вырос цветик-семицветик. Отрывая лепестки, будем выполнять задания.

-Отгадайте загадку.

– Выполните слого-звуковой анализ слова цветы.

Правильность выполнения проверяем на слайде.

Что вы можете сказать о звуке [ц]? Охарактеризуйте этот звук?

Рассматривают предметную картинку и схему. Выполняют слого-звуковой анализ слова цветы.

Выделяют согласный звук [ц].

– Звук [ц]: согласный, глухой, всегда твердый.

Выделяют звук [ц]
в процессе слого-звукового анализа слова
цветы. Делают вывод, что в обоих случаях согласный звук [ц] глухой и твердый.

2. Игра «Кто внимательный?»

СЛАЙД 5

– Назовите слова со звуком [ц].

– [ц].

Распознают звук [ц]
в словах, исправляют ошибки товарищей

Физкультминутка

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Задание выполняется сначала на одной ноге, затем на другой

Осуществляют профилактику утомления

V. Работа по теме урока. Знакомство со звуком [ц].Учебник, стр. 51.

СЛАЙД  6

СЛАЙД  7

-Отрываем 2 лепесток.

Кто нарисован в красной рамке?  (Кузнец)

Кого называют кузнецом?

Чем занимается кузнец?

Как называется место его работы?

Соотнесите слово кузнец со схемой.

Высказывают свои предположения.

Обозначают звук буквой

VI. Работа с текстом. Работа в группе.

1. Гимнастика для глаз. 
“Темно” (закрыть глаза, руками не прижимать).
“Бабочка” (хлопаем глазами).

СЛАЙД  8

Жил на свете цыплёнок. Он был маленький. И была у него мама. Мама его очень любила! Мама кормила его червяками.

Кто жил на свете?

Какой был цыплёнок?

Кто его очень любил?

Чем цыплёнка кормила мама?

Тексту  нужно придумать заголовок и вопросы по тексту.

VII. Закрепление знаний и способов действий.

1. Чтение слогов
и слов
 (с. 51)

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

-Отрываем следующий лепесток.

– Прочитайте слоги и слова.

– Каким является звук [ц] в словах?

Читают слоги и слова.

– Согласный, глухой, всегда твердый

Распознают букву Ц 
в словах. Характеризуют звук [ц]

Физкультминутка

СЛАЙД 11-12

У медведя дом большой,

А у зайца маленький.

Наш медведь пошел домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем

И урок наш продолжаем

Выполняют действия
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

2. Работа со стихотворением С. Маршака (с. 51)

СЛАЙД 13-17

-Отрываем лепесток.

– Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.

– Составьте по картинке рассказ.

– Найдите в стихотворении слова с буквой Ц

Читают стихотворение змейкой и по ролям, рассматривают картинку, составляют рассказ. Находят слова с буквой Ц

Распознают букву Ц 
в словах. Составляют рассказ по картинке
с опорой на стихотворение. Умеют работать в группе

3. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и текстом (с. 50)

СЛАЙД 18-19

-Отрываем лепесток.

– Где происходит действие?

– Кто выступает на арене цирка?

– Кто катается на велосипеде?

– Кто играет на гармошке?

– Кто стоит на лошади?         – Прочитайте текст.

– Составьте свой рассказ о цирке..

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Читают текст.

Составляют рассказ

Извлекают из иллюст-рации необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают текст с буквой Ц целыми словами. Составляют связный рассказ. Помогают друг другу в случае необходимости

4. Работа с пословицей (с. 50)

– Прочитайте пословицу.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

Читают.

Объясняют смысл пословицы

Анализируют пословицу, высказывают свое мнение

5.Дидактические упражнения.

СЛАЙД 20-24

-Отрываем лепесток.

Задания на слайдах:

1.Играем в прятки.

2.Распределить слова на группы.

3.Назвать слова, в которых гласная обозначает два звука. -Давайте вспомним правило работы в группах.

Звукобуквенный анализ слов.

Цапля            Цирк              Кузнец

Каждая группа делает анализ слова. Схемы дублируются на доске.

Вывод :Звук [ц] – согласный,   непарный, глухой и всегда, твердый, как [ж] [ш].

VII. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 1 класса. Тема: «Твёрдый согласный звук ц. Буквы Ц, ц»

Познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами....

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"

Предмет: обучение грамотеКласс: 1 аПрограмма: «Школа России»Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, жЛичностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов дейс...

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

Конспект урока «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.»

Урок в 1 классе по литературному чтению по программе "Школа России"...

Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс....

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши»

Конспект урока «Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш . Сочетание ши»....