Дифференцированная работа при обучении чтению и письму первоклассников.
статья по русскому языку (1 класс)

Лементуев Александр Александрович

Рассматривается работа с двумя категориями учащихся: с высоким уровнем готовности к обучению и низвим уровнем владения языковыми умениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированная работа  при обучении чтению и письму первоклассников

При проведении дифференцированной работы  под пристальным вниманием учителя должны находиться несколько групп.

Первая группа – это дети с очень высоким уровнем готовности к обучению. Если не обратить на них внимание, не предложить им заданий, способствующих углублению знаний, дальнейшему повышению уровня их интеллектуального развития, успешному формированию элементов учебной деятельности, то уже через несколько месяцев у этих детей резко снизится познавательная активность, ослабнет интерес к школьным занятиям. Если из урока в урок не получать заданий, соответствующих  уровню своих возможностей, если каждый день ощущать, что все, о чём говорит учитель, ты уже знаешь, то интерес к учению угасает, появляется иллюзия «всезнайства», в результате ребенок не осознает того момента, когда в классе будут осваивать новый, еще не известный ему материал.

Направление работы с такими детьми  - углубление материала в рамках тех учебных операций и действий, которые осваивают на уроке все дети. Большое количество такого материала для детей с высоким уровнем готовности содержится в рабочих тетрадях «Прописи» (М.М. Безруких) под значком «Сообрази», а также дается явно избыточный объем заданий.

Вторая группа – дети с низким уровнем готовности к обучению. С данной категорией детей в случае общей низкой готовности к овладению языковой грамотностью необходимо проведение коррекционно-развивающей работы. Без её проведения велика вероятность того, что трудности овладения чтением и письмом приведут к стойким повторяющимся ошибкам, к числу которых относятся:

  1. замены букв, обозначающих сходные в произношении или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству;
  2. пропуски букв или слогов;
  3. перестановки букв и слогов;
  4. вставки букв, обозначающих гласные звуки;
  5. неправильная постановка ударения в слове;
  6. нарушение понимания прочитанного;
  7. аграмматизмы при письме и чтении;
  8. нарушение границы слов.

При обучении детей с низким уровнем готовности следует учитывать как состояние тех психических и психофизиологических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно-моторные координации, так и индивидуально-психологические особенности детей с низким уровнем готовности к обучению, их взаимодействие с учителем и одноклассниками, особенности самоорганизации (неумение организовать свою деятельности, запомнить последовательность операций, составляющих одно действие и другие).

Особенности обучения этих детей можно разделить на две группы:

  1. способы организации деятельности детей;
  2. особые приёмы обучения, разработка новых типов заданий, обусловленных спецификой развития этих детей.

Способы и формы организации деятельности детей с низким уровнем готовности к овладению чтением и письмом.

  1. Внести изменения в структуру урока и в соотношение фронтальной, групповой и самостоятельной работы. Таким детям легче справиться с заданием, если оно выполнено фронтально, всем классом, вслух. Но постоянная фронтальная работа невозможна, так как существует вариативность имеющихся трудностей, разница в темпе работы, длительная фронтальная работа утомляет детей. Поэтому можно увеличить долю работы детей в группах, при этом группы и задания подбираются с учетом испытываемых трудностей. Такая организация работы класса даёт учителю дополнительное время для индивидуальной работы с детьми.

Принципы организации групп:

  1. По профилю трудностей (ориентировки в пространстве, с нарушением моторики, нарушением фонематической дифференциации звуков и другие).
  2. По степени успешности овладения программным материалом, отработанным на определенном этапе обучения
  1. Очень важно увеличить количество упражнений, предлагаемых учащимся для успешной автоматизации навыка.
  2. Предлагаемые в «Прописях» упражнения нацелены на активизацию трех ведущих форм восприятия: зрительного, слухового, двигательного. Многие задания комплексные, что способствует не только отработке необходимых навыков, но и стимулирует развитие познавательных способностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дифференцированной работы при обучении младших школьников математике

Статья опубликована в разделе "Актуальные проблемы методики обучения младших школьников математике, информатике, естествознанию" сборника "Инновационная деятельность современного учителя" (с. 111-114)...

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении чтению на раннем этапе образования.

Статья содержит пояснительную записку сописанием этапов работы с предложенным тестом. Задания в тесте разработаны для обучающихся с разными способностями усвоения материала....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Родительское собрание. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму

Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у детей. Раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость при овладении письменной речью....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....