Конспект урока Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ольховикова Алёна Станиславовна

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_b.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы: Ольховиковой Алёны, 2016


Конспект урока русского языка

студентки группы 21(9) Ольховиковой Алёны

МБОУ СШ № 17

Урок: Русский язык

Класс: 4б

Учитель: Паршина Т.М.

Образовательная система: Школа 2100
Тип урока: Урок обобщения и систематизации умений и навыков

Тема урока: Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

Цель: закрепить правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Задачи: Образовательные: Совершенствование навыков правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения, строить рассуждения в форме связи простых суждений.
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников.

Коммуникативные УУД:  развивать коммуникативное взаимодействие в парах;

Регулятивные УУД:

  • - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
  • - прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;
  • - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • - сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
  • - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

 Предметные УУД: -  развивать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать письменную и устную речь;

Личностные УУД: - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Оборудование:  презентация к уроку; учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык. 4 класс»; проектор; компьютер.

Подпись методиста_________________                          Подпись учителя____________________

Этап

Содержание

Деятельность У.

Деятельность у.

Организационный момент

Чистописание

Постановка темы и целей урока.

Актуализация знаний.

Динамическая пауза.

Подведение итогов. Рефлексия

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёна Станиславовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверим  готовность к уроку, у вас на партах должны быть: учебник, тетрадь, дневник, пенал, лист самооценки.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте удачи.
-Начинаем урок.
-У каждого из вас есть лист самооценки, подпишите свою фамилию и имя в верхней строчке. В этом листе вы будете ставить плюсы за выполненное задание.
 В конце урока вы посчитаете количество плюсов и поставите соответствующие оценки.
- Давайте откроем тетради, подпишем число и классная работа. Сегодня двадцать четвертое февраля, классная работа
- Обратите внимание на написание соединения букв -Ой, –ый, –ий, -ого,-его,-ому,-ему,-ом,-ем.

- Прочитайте  строчку чистописания.

- Что она напоминает?

- Да, действительно.

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

- Сегодня у нас урок закрепления: «Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных». 

-Что мы будем делать сегодня на уроке?
- Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.

- Вспомним, что уже знаем об имени прилагательном и что нам сегодня пригодится на уроке. На слайде вам показана небольшая подсказка. Обсудите в парах.
Продолжают предложения и отвечают на вопросы.
1.Имя прилагательное — это часть речи, которая..

2.С какой частью речи связано имя прилагательное?

3.Что такое словосочетание?

4.Составьте алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён прилагательных

-Прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая?, какой?, какое?, какие?


- с именем существительное. Прилагательное, как и существительное, изменяется по родам, падежам, числам.

- Словосочетание - это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания, или окончания и предлога или только по смыслу.
-Например, смысловая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому: тропинка (какая?) лесная. А Грамматическая связь устанавливается с помощью окончания или окончания и предлога: Рабочее место, рассказать о поездке
- Ребята, какая была цель этого упражнения?

- Как вы считаете, мы достигли цели?
- Молодцы, ребята! Продолжаем нашу работу.
- Сейчас мы немного поиграем. Посмотрите внимательно на доску. Игра называется «Лишнее слово». Как вы думаете, что надо сделать?

- Да, все верно, необходимо выбрать лишнее, но это лишь часть задания.
- Внимательно посмотрите на слова, прочитайте их, подумайте, почему эти слова легко запоминаются?
-Да, вы правы, потому что есть рифма.
-Запомните слова. Даю вам несколько секунд.
- Теперь расскажите эти слова в парах друг другу.
- Теперь я их закрою. А вы в тетради напишите слова по памяти и подчеркните орфограммы.
( партизан, партнер, кабина, паруса, пароль, рябина, парикмахер, кабинет, компас, ананас, паркет)
- Давайте проверим, над каждым словом ставим плюс.
- Поднимите руки те, у кого 11 плюсов, поставьте плюс в лист самооценки, это задание номер 1.
-Молодцы.
- Какое же слово здесь лишнее?

- Кто согласен, поднимите руку.
- Все верно, молодцы!
- Посмотрите на слова кабинет и кабина.
-Похожи ли эти слова?
-Пришли эти слова из французского языка. Но слово кабинет родилось в Италии и означало «шкаф, кабинет», а слово кабина позже родилось в Англии и означало «хижина, шалаш».
- Какую букву необходимо запомнить в этих словах?
- Все подчеркнули букву а в словах?
- Теперь первая колонка составит словосочетания со словом кабинет, вторая- со словом ананас, и третья- со словом паруса.
-Минутка вам на работу.
- Кто справился, глазки на меня.
- Давайте определим род, число и падеж имен прилагательных.
- Кто желает поработать на доске? С первой колонки пойдет , со второй, с третьей.




- Молодец, выдели окончание.
-Какое было задание? Ты самостоятельно его выполнил?
-Если задание выполнено верно  и все верно, поставьте плюс у себя в листах самооценки, задание под номером 2.

-Теперь самостоятельно просклоняйте словосочетание, у которого определяли род, число, падеж.
-Что значит просклонять?
-Не забывайте выделять окончания.
- Теперь внимание на слайд, проверяем.
- Кто справился с этим заданием, ставим плюс в листах самооценки, это задание под номером 3.
- Ребята, какое было задание? Что надо было сделать?
- Справились ли вы с данной задачей?
-Оценили себя?

Физминутка
- Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте задание. Что необходимо сделать?
-Необходимо списать, исправляя ошибки.
(Он увидел в саду прелесное  голубоглазае с оздание с залатистыми валасами, заплетенными в  длинные касички, в летним платьице и вышитых панталоньчиках. )

- Поменяйтесь тетрадями в парах. Будем проверять все вместе. Вы читаете предложение, исправляете ошибки, объясняете правильный вариант.
(Он увидел в саду прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в  длинные косички, в  летнем платьице и вышитых панталончиках.)
-Если у соседа все сделано правильно. Поставьте ему карандашом плюс в его листе самооценки, задание было номер 4
- Посмотрите следующее задание, что необходимо сделать?
-Выполняем задание, не забываем выделять окончания.
-Давайте проверим: Прелестное создание- с.р., в.п., ед.ч.; голубоглазое создание- с.р., в.п., ед.ч.; с золотистыми волосами- мн.ч., м.р., т. п.; в длинные косички- мн.ч., ж.р., в.п.; в летнем платьице- с.р., ед.ч., п.п.; в вышитых панталончиках- мн.ч., п.п.
- Берем лист самооценки, поставьте плюс за задание номер 5.
- Откройте учебник на странице 52, упражнение 225. Прочитайте задание самостоятельно.
- Что необходимо сделать?

-Какое умение будем развивать?
- умение употреблять имена прилагательные в разных формах.
- Выполняйте задание самостоятельно. Не забудьте выделять окончания в прилагательных.
- Кто закончил, глаза подняли на меня.

- Поменяйтесь тетрадями, и давайте проверим. На слайде вы видите правильный вариант. Проверьте внимательно работу соседа.
- Оцените работу соседа в листе самооценки: если работа выполнена без ошибок, поставьте плюс.
- Молодцы!
- Ребята, какая тема урока была?




- Какая была цель урока?



-Достигли ли на уроке эту цель?
- Посчитайте количество плюсов.
У вас есть внизу критерии, оцените себя в соответствии с ними.
Если у вас все 8 плюсов, то на лесенке поставьте галочку на ступеньке с отметкой «5», у кого 6-7 плюсов- «4», у кого меньше- поставьте на соответствующей ступеньке.

-Настраиваю детей на урок

Подвожу к теме урока

Провожу актуализацию знаний

Проверить по этому же плану вторую и третью колонку.






Организую проверку по эталону










Организую самостоятельную работу.



























Организую взаимопроверку



















Совместная проверка задания. Организую фронтальный опрос.

Организую проверку по эталону и взаимопроверку.

Заполняют лист самооценки.




Открывают тетради и подписывают число.


По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.

Читают

Окончания имен прилагательных м.р. в И.п., Р.П,Д.П,П.П.

Окончания прилагательных; падежные окончания прилагательных

Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.

Продолжают предложения и отвечают на вопросы:









-Прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая?, какой?, какое?, какие?


- с именем существительное. Прилагательное изменяется по падежам, числам.

- Словосочетание- это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончания, или окончания и предлога или только по смыслу.




- мы повторяли пройденный ранее материал.
-Да,мы достигли цели.





-Я считаю, что из перечисленных слов надо будет выбрать лишнее слово.

-Потому что есть рифма



Запоминают слова. Работают в тетради самостоятельно.






-Слово рябина, потому что в этом слове безударная гласная я, а в остальных словах а




-
Да, похожи, они обозначают какое-то место.



Букву а



Просторный кабинет, светлый кабинет; вкусный ананас, спелый ананас; тяжелые паруса, белоснежные паруса.

Просторный кабинет. Кабинет он мой, мужской род, кабинет один- число единственное, что? кабинет- именительный падеж. А прилагательное изменяется так же, как и существительное, поэтому просторный- м.р.,ед.ч.,и.п.

- окончание -ый.








-Изменить по падежам
Работают самостоятельно в тетради.


Проверяют по образцу и оценивают себя.


- Просклонять словосочетания
-Да, справились самостоятельно.
-Да.





-Списать и исправить ошибки.

Списывают и исправляют ошибки.




Проверяют работу соседа, исправляют и объясняют ошибки.
(Он увидел в саду прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными в  длинные косички, в  летнем платьице и вышитых панталончиках.)




Определить род, падеж, число имен прилагательных.

Выполняют работу в тетради.




Прелестное создание- с.р., в.п., ед.ч.; голубоглазое создание- с.р., в.п., ед.ч.; с золотистыми волосами- мн.ч., м.р., т. п.; в длинные косички- мн.ч., ж.р., в.п.; в летнем платьице- с.р., ед.ч., п.п.; в вышитых панталончиках- мн.ч., п.п.
Читают задание
- Необходимо списать текст, вставляя слово «синий» в разных падежах.
- умение употреблять имена прилагательные в разных формах.


Проверяют работу одноклассника по эталону.





-  Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
-Повторяли все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорили о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщили все наши знания.
-Да, достигли.

Лист самооценки учащегося
Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.
                                   Фамилия, имя ___________________________

№1.«Лишнее слово»

№2. Составь словосочетание, определи род, число, падеж.

№3. Просклоняй словосочетание

№4. Исправь ошибки в тексте

№5. Определи род, число, падеж словосочетаний

№6. Упражнение 225.



Лист самооценки учащегося

Развитие умений писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.

                                    Фамилия, имя ___________________________

№1.«Лишнее слово»

№2. Составь словосочетание, определи род, число, падеж.

№3. Просклоняй словосочетание

№4. Исправь ошибки в тексте

№5. Определи род, число, падеж словосочетаний

№6. Упражнение 225.

.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...