Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Какую часть речи называют местоимением?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ушакова Екатерина Николаевна

Технологическая карта + презентация к уроку рус.языка в 4 классе. Тема "Какую часть речи называют мемтоимением?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока русского языка в 4 классе по теме : " Какую часть речи называют местоимением?"

Тема

« Какую часть речи называют местоимением?»

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Цель

Создать условия для формирования представлений о местоимении как о части речи.

Задачи

Образовательная:

- организовать деятельность учащихся для открытия новой части речи, выявить основные признаки и сформулировать определение;

- наблюдение за морфологическими признаками и синтаксической ролью местоимений

 - развивать умение доказывать принадлежность слова к классу местоимений;

- учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.


Развивающая:

- развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах, умение вести дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование, рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
- развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем);

Воспитательная:

- формирование интереса к предмету; воспитывать уважение к русскому языку;

- воспитывать  чувство товарищества и взаимопомощи.

Здоровьесберегающая:

- создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированного обучения;

- развитие критического мышления

-словесной продуктивной и творческой деятельности;

-педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

УУД, формируемые на уроке

На уроке формируются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Планируемые результаты

Предметные:

-узнают, что такое местоимение,

- научатся находить местоимения в тексте.

 Метапредметные:

Познавательные УУД:

– умеют ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- используют знаково-символические средства (алгоритм) для решения задач.
           Регулятивные УУД:

–умеют определять учебную задачу на уроке, высказывать своё мнение.

- планируют свою деятельность на уроке;

-развивают умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;

- оце     - планируют свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;    

          Коммуникативные УУД :

   -приобретают навык учебного сотрудничества, работая в группах, умение выражать свои мысли полно и точно в устной  форме;

    - развивают  умение слушать и понимать других.

Личностные:

-формируют  устойчивый интерес  к  изучению  русского  языка

- понимают  необходимость обогащения своего словарного запаса, значение грамотного письма и умения работать с орфографическим словарём для формирования общей культуры человека.

Место и роль темы в курсе

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение данной темы  отводится 5 часов. Данный урок является первым в изучении темы.

Образовательные ресурсы:

Книгопечатная продукция:

Демонстрационный и раздаточный материал

Информационно-коммуникационные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Русский язык. 4 класс. Учебник.

Карточки с заданиями,  опорные таблицы, листки самооценки

Презентация.


Компьютер, проектор

Экран, доска. 

№п/п

Этапы урока и вид деятельности

Деятельность учащегося

Форма организации деятельности

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

I

Самоопределение к деятельности.

   Эмоциональный      настрой

Мотивация

Приветствуют, слушают учителя, организуют рабочее место.

фронтальная

 Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

-Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей.

-Откройте тетради. Запишите дату урока.

Регулятивные:

формирование умения оценивать своё настроение

II

Стадия вызова

Актуализация знаний.

Отгадывают загадки,

отвечают на наводящие вопросы учителя, пробуя разобраться в сложившейся проблемной ситуации.

(Ученик у доски делит все части речи в 2 столбика- на самост. и служеб.)

Групповая работа

-Давайте вспомним, какие части речи мы уже изучали. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорить о какой части речи идет речь. (Отгадки появляются на доске)

1. Школа, дом, трава, земля.

 Любой предмет обозначаю я.

 Кто? Учитель. врач, сосед.

 Что? Диван, велосипед.  (Сущ.)

2. В предложении на службе,

 С падежом всегда он в дружбе,

 На него показывает

 И слова все связывает. (Предлог)

3. Определяю я предметы,

 Они со мной всегда приметны.

 Я вашу украшаю речь,

 Меня должны вы знать, беречь! (Прилаг.)

4. Объединять и сравнивать стараюсь

 Я равных и неравных в нужный час.

 Порою я совсем не повторяюсь,

 Порою повторяюсь много раз.  (Союз)

5. Что без меня предметы?

 Лишь названья.

 А я приду - все в действие придет.

 Летит ракета.

 Люди строят зданья.

 Цветут сады и хлеб в полях растет. (Глагол)

6. Могу оттенки придавать значеньям,

 Могу усилить их без напряженья,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

 Всё то, что кто-нибудь произнесёт. (Частица)

 

-Можно ли их поделить на 2 группы? -А в чем их отличие? (Самостоятельные части речи несут смысловую нагрузку, в предложении являются каким-либо членом предложения)

Молодцы!!!

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

III

Стадия осмысления Постановка учебной задачи

Обсуждение, наблюдение,

анализ, синтез, обобщение

Выделение, формулирование  темы цели урока, обсуждение, наблюдение,

Выдвижение гипотез и их обоснование

фронтальная

- Недавно мы целый урок работали корректорами? А что мы делали? (Находили и исправляли ошибки, описки)

         -Вам понравилось? (Да)

    -Сегодня на уроке я хочу показать вам текст, который как мне кажется имеет один недостаток. Не знаю совпадет моё мнение с вашим или нет. Внимание на экран.  (Слайд 1)

   Даша встает в семь часов. Даша делает зарядку и умывается . После школы девочка занимается спортом. Потом готовит уроки. Даша решает задачи, рисует , учит стихи.

  -Прочитайте . Что вы можете сказать о тексте? Есть ли в нем недостаток?(Повторяется слово Даша)

   - Какие слова нужно заменить , чтобы избежать повторения? ( Во 2 и 5  слово Даша на слово она)  (Слайд 2)

   - Можем определить часть речи у слова ОНА? (Нет)

   -Ставим учебную задачу. (Познакомиться с новой частью речи )

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения.

Коммуникативные УУД: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Личностные УУД: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Открытие нового знания.

Первичное закрепление

Проверка знаний

Поиск,

анализ, синтез, обобщение

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Оценивают свою работу

Выполняют задание, делают вывод.

Оценивают свою работу

Озвучивают свои результаты.

Выполняют задание.

Высказывают мнение

Выполняют физминутку

Работают в тетрадях

Работа в парах.

Выполняют задания в учебнике.

Читают правило.

Групповая

Фронтальная

Работа в группах

Фронтальная работа

       - А на кого указывает слово она? Вместо чего употребили? (Вместо имени)

   -Как назовем новую часть речи ? (Местоимение)

   - Какую часть речи заменяет местоимение ? (Существительное)  

   –  Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)

Итак, местоимение – это…      (Слайд 3)

Часть речи

(почему?) – это отдельная группа слов.

–  Называет предметы? (нет)  Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

–  Указывает на предметы? (да)  Укажите ––> я, он, она…

только указывает на предметы

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

- Какое местоимение вы употребите в речи , рассказывая о себе? ( Я)

-Какое местоимение вы употребите , рассказывая о всех нас ? (Мы)

- Какое местоимение употребите , обращаясь к товарищу? (Ты)

- В каком случае вместо местоимения ТЫ нужно говорить ВЫ? (Это форма вежливого обращения)

- Но все части речи мы поделили на 2 группы. А куда отнесем местоимение? Составьте предложение с любым местоимением и посмотрите каким членом предложения является. (Каждый ученик работает самостоятельно. Ребята читают свои предложения и называют каким членом является местоимение в предложении)

-Какой делаем вывод? ( Местоимение - самост. ч. р.)

Физминутка

-Сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание . Я буду читать предложения , а вы выписываете только местоимения.

1. Он решил задачу.

2. Мы отдыхали на море.

3. В этом году было холодное лето.

4. Они решили помочь своим друзьям.

-Что у вас получилось? (Он, мы, этом, они, своим)   (Слайд 4)

-Оцените свою работу сами.

- А теперь поработаем в парах. Я вам раздаю листочки со стихотворением, где вы на месте пропусков должны вставить местоимения. (Читают)

__ карандаш с бумагой взял,

Нарисовал дорогу,

На  ___ быка нарисовал,

А рядом с ____ корову.

___  сделал розовым быка,

Оранжевой - дорогу.

Потом над ____ облака

Подрисовал немного.

- Какие местоимения вставили? ( Я, ней, ним, он, ними)

-Достаточно выполнить два  упражнения, что бы усвоить новый материал? (Нет)

- Посмотрим , что приготовил нам автор учебника.

  Упр. 202 стр. 139 (в тетрадях)

  Упр. 203 стр. 139(устно)

   Упр. 204  стр. 139 ( в тетрадях)

- Только ли  имена существительные заменяют местоимения?  

IV

Рефлексия.

Домашнее задание

Подводят итоги, делают вывод

Проводят оценку урока и самооценку

Работают в оценочном листе.

 Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Сегодня на уроке я узнал .......

В этом мне помог ......

Мне еще нужно ......

Я обязательно буду .......

 -Как вы умаете о чем пойдет речь на следующих уроках? (Грамматич. значения местоимения)

Дом. задание:  выучить правило , записать его в справочник ; упр. 205 стр. 140   (Слайд 7)

(Слайд 8)

Спасибо за внимание ,

Ведь главное старание.

(Дети хором)

А навык и умение

С годами к нам придут.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

Даша встает в семь часов. Даша делает зарядку и умывается. После школы девочка занимается спортом. Потом готовит уроки. Даша решает задачи, рисует, учит стихи .

Слайд 3

Даша встает в семь часов. Она делает зарядку и умывается. После школы девочка занимается спортом. Потом готовит уроки. Она решает задачи, рисует, учит стихи.

Слайд 4

Часть речи Не называет предметы Указывает на предметы Местоимение-

Слайд 5

Он, мы, этом, они, своим.

Слайд 6

Я и мы, ты и вы, Он, она , оно, они- Это, без сомнения, Всё …………

Слайд 7

На уроке я узнал ……….. В этом мне помог ……… Мне еще нужно …………. Я обязательно буду ……....

Слайд 8

Домашнее задание: у пр. 205 стр. 140 ; выучить правило, оформить его в справочник.

Слайд 9

Спасибо за внимание, Ведь главное старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока –  «откры...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....